Медведь-камень на реке Тагил представляет собой(1) без сомнения(2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь(3) по преданию(4) зимовал со своим войском Ермак.

ВАРИАНТ ЕГЭ

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

1)Интересно сравнить нормальную поступь человека со скоростью таких – вошедших в пословицу – медлительных животных, как улитка или черепаха. 2) Улитка вполне оправдывает репутацию, приписываемую ей поговоркой: она проходит 1,5 мм в секунду, или 5,4 м в час – ровно в тысячу раз меньше человека! 3) Другое классически медленное животное, черепаха, не намного перегоняет улитку: ее обычная скорость – 70 м в час. 4) Проворный рядом с улиткой и черепахой, человек предстанет перед нами в ином свете, если сопоставить его движение с другими, даже не очень быстрыми движениями в окружающей природе. 5) … он легко перегоняет течение воды в большинстве равнинных рек и не намного отстает от умеренного ветра. 6) Но с мухой, пролетающей 5 м в секунду, человек может успешно состязаться разве только на лыжах. 7) Зайца или охотничью собаку 3 человек не перегонит даже на лошади карьером. 8) Состязаться в скорости с орлом человек может лишь на самолете.

1. В каких из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний верно пе­ре­да­на глав­ная ин­фор­ма­ция, со­дер­жа­ща­я­ся в тек­сте?

1. Если сравнивать скорость человеческого шага с движением улитки или черепахи, то человек, конечно же, окажется проворнее.

2. Интересно сравнивать нормальную поступь человека со скоростью различных животных.

3. С мухой, пролетающей 5 м в секунду, человек даже не может сравниться.

4. Только если человек будет лететь на самолёте, он сможет состязаться в скорости с птицами, а именно, с орлом.

5. Улитка способна пройти заданное расстояние в единицу времени в 1000 раз меньше человека.

2. Какое слово или со­че­та­ние слов долж­но быть на месте про­пус­ка в тре­тьем пред­ло­же­нии тек­ста? Вы­пи­ши­те это слово.

1. Итак,

2. Правда,

3. Сле­до­ва­тель­но,

4. Но

3. Про­чи­тай­те фраг­мент сло­вар­ной ста­тьи, в ко­то­рой при­во­дят­ся зна­че­ния слова ДВИЖЕНИЕ. Опре­де­ли­те зна­че­ние, в ко­то­ром это слово упо­треб­ле­но в пер­вом (4) пред­ло­же­нии тек­ста. Вы­пи­ши­те цифру, со­от­вет­ству­ю­щую этому зна­че­нию в при­ведённом фраг­мен­те сло­вар­ной ста­тьи.


1. Способ существования материи, ее неотъемлемое свойство, непрерывный процесс изменения и развития материального мира (в философии).
2. Состояние, характеризующееся - в отличие от покоя - изменением положения материальных частиц, предметов и т.п. в пространстве.
3. Изменение положения предмета или его частей относительно какой-л. точки отсчета. // Состояние чего-л., характеризующееся перемещением его частей в пространстве. // Деятельность массы людей, каждый из которых выполняет какую-л. работу. // Работа какого-л. механизма.
4. Перемещение в пространстве в каком-л. направлении.
5. перен. Продвижение чего-л. по инстанциям. // Переход с одной должности на другую, более высокую; продвижение по службе.
6. перен. Деятельность широких масс или слоев общества, направленная на достижение каких-л. целей.

7. Переход из одного состояния в другое, из одной стадии в другую; развитие. // Течение времени. // перен.

4. В одном из при­ведённых ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в по­ста­нов­ке уда­ре­ния: НЕ­ВЕР­НО вы­де­ле­на буква, обо­зна­ча­ю­щая удар­ный глас­ный звук. Вы­пи­ши­те это слово.

КаталОг

КоклЮш

ГазопрОвод

ХодАтайство

5. В одном из при­ведённых ниже пред­ло­же­ний НЕ­ВЕР­НО упо­треб­ле­но вы­де­лен­ное слово. Ис­правь­те

лек­си­че­скую ошиб­ку, по­до­брав к вы­де­лен­но­му слову па­ро­ним. За­пи­ши­те по­до­бран­ное слово.

Пожилой ДИПЛОМАНТ вышел из здания МИДа.

Учащиеся легко УСВОИЛИ новую тему урока.

Перед прогулкой я НАДЕЛ ошейник своей собаке.

Лицо моего друга украшала ДРУЖЕСКАЯ искренняя улыбка.

МЕДЛЕННАЯ завораживающая музыка раздавалась с танцпола санатория «Черноморочка».

6. В одном из вы­де­лен­ных ниже слов до­пу­ще­на ошиб­ка в об­ра­зо­ва­нии формы слова, либо приведён просторечный вариант. Ис­правь­те ошиб­ку (или приведите литературную норму) и за­пи­ши­те слово пра­виль­но.

ЛЯЖЬ в постель

с ВОСЕМЬЮСТАМИ ВОСЕМЬЮДЕСЯТЬЮ рублями

ГРУШЕВЫЙ джем

О­ДЕТЬ бабушку в платье

сошёл с РЕЛЬСОВ

7. Уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между пред­ло­же­ни­я­ми и до­пу­щен­ны­ми в них грам­ма­ти­че­ски­ми ошиб­ка­ми: к каж­дой по­зи­ции пер­во­го столб­ца под­бе­ри­те со­от­вет­ству­ю­щую по­зи­цию из вто­ро­го столб­ца.

А. ошиб­ка в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с од­но­род­ны­ми чле­на­ми 1. Заводя дома собаку или кошку, надо всегда помнить об ответственности за братьев наших меньших.
Б. на­ру­ше­ние связи между под­ле­жа­щим и ска­зу­е­мым 2. Те товарищи, кто проголосовали за нашего нового сотрудника, обоснуйте, пожалуйста, ваш выбор на дополнительной линии в опроснике.
В. на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с при­част­ным обо­ро­том 3. В этом году летом многие с удовольствием отдохнули на Черноморском побережье и Крыму.
Г. на­ру­ше­ние в по­стро­е­нии пред­ло­же­ния с деепри­част­ным обо­ро­том 4. Посмотрев по сторонам, иду дальше по переходу.
Д. не­пра­виль­ное по­стро­е­ние пред­ло­же­ния с кос­вен­ной речью 5. Мама попросила, что пойди и купи хлеба к обеду.
  6. По окончанию школы я собираюсь поступать в Высшее лётное военное училище.
  7. В гости часто заходила Вера и её подруга, ставшая для нас новым интересным собеседником.  
  8. Все, кто не хочет слушать докладчика, могут покинуть зал!
  9.К нему на ум пришло древнее изречение о том, что нельзя войти в одну и ту же реку дважды.

За­пи­ши­те в ответ цифры, рас­по­ло­жив их в по­ряд­ке, со­от­вет­ству­ю­щем бук­вам:

А Б В Г Д
         


8. Опре­де­ли­те слово, в ко­то­ром про­пу­ще­на без­удар­ная про­ве­ря­е­мая глас­ная корня. Вы­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

Б..нзин

Перег..родить

Предл..жение

Рматура

Кар..ндаш

9. Опре­де­ли­те ряд, в ко­то­ром в обоих сло­вах в при­став­ке про­пу­ще­на одна и та же буква. Вы­пи­ши­те эти слова, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

ни..падающий, ни..вергаться

меж..нтегральный, пред..нфарктное (состояние)

п..черпнуть, н..резной

пр..зывать, пр..открыть

с..ёмка, павил..он

10. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква Е.

раскид..стый

талантл..вый

оговор..нный

завис..мый

за..нька

11. Вы­пи­ши­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И.

бре..тся

бор..тся

не перевод..тся

засе..м

колыш..шь

12. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром НЕ со сло­вом пи­шет­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те это слово.

Казалось, она опять совершала (не)обдуманный шаг.

Прогулка по городу оказалось отнюдь (не)полезной для психологического состояния подростка.

Бабушка опять ничегошеньки (не)расслышала.

Это (не)новая, а старая модель телефона.

(Не)зря мы пошли этой дорогой.

13. Опре­де­ли­те пред­ло­же­ние, в ко­то­ром оба вы­де­лен­ных слова пи­шут­ся СЛИТ­НО. Рас­крой­те скоб­ки и вы­пи­ши­те эти два слова.

Бок(о)бок с нами трудились негры, и латиноамериканцы, китайцы и малазийцы, португальцы и норвежцы, и (в)продолжение всего плавания нас окружала многоголосая весёлая команда.

(В)последствии мы должны будем пройти новый курс обучения, что(бы) всё время оставаться на вершине нашего профессионального мастерства.

(В)течение всего дня штормило, но (не)смотря на качку Лиза не испытывала морской болезни.

Во (что)бы то ни стало нам надо вести свою работу (по)новому, всё время согласовывая действия с отцом.

14. Ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых пи­шет­ся одна буква Н?

Мальчик держался увере(1)о, отвечал на вопросы спокой(2)о, слегка сдержа(3)о, но чувствовалась какая-то лёгкая напряжё(4)ость в ответе, а мать смотрела на него рассея(5)о и, казалось, безучаст(6)о.

15. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния. Ука­жи­те но­ме­ра пред­ло­же­ний, в ко­то­рых нужно по­ста­вить ОДНУ за­пя­тую.

1. Огромный сооружённый по рисункам Растрелли дом величественно возвышался на вершине холма.

2. В лес прозрачный сосновый осенний золотая вошла тишина.

3. О его намерениях никто никогда низа что не мог бы догадаться.

4. В старом лесу растут величественные дубы и иногда попадаются берёзовые рощицы.

5. Море бунтует и клокочет и свищет и ревёт.

16. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Когда-то(1)до революции(2) один русский миллионер(3) решил построить под Москвой летний дворец(4) да такой(5) чтобы подобного ни у кого не было.

17. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые:

Медведь-камень на реке Тагил представляет собой(1) без сомнения(2) одну из самых высоких скал Среднего Урала. Здесь(3) по преданию(4) зимовал со своим войском Ермак.

18. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые.

Лёгкая светская комедия представляет собой пьесу(1) интрига(2) которой(3) весьма изящна.

19. Рас­ставь­те знаки пре­пи­на­ния: ука­жи­те все цифры, на месте ко­то­рых в пред­ло­же­нии долж­ны сто­ять за­пя­тые:

В сказках часто повествуется о том(1) как, не слезая с тёплой печи, путешествует неунывающий герой(2) и(3) если говорить о владимирских печах(4) то сказочники были недалеки от истины.

Прочитайте текст и выполните задания 20 – 25

1)Все же мне это удалось бы в конце концов, если бы наутро не заболела мать. 2)Она у меня всегда была странная, но такой странной я ее еще никогда не видел.

3)Прежде, когда она вдруг начинала стоять у окна часами или ночью вскакивать и в одной рубашке сидеть у стола до утра, отец отвозил ее за несколько дней домой, в деревню, и она возвращалась здоровой. 4)Теперь не было отца, да, впрочем, едва ли помогла бы ей теперь эта поездка!

5)Простоволосая, босая, она стояла в сенях и даже не оборачивалась, когда кто—нибудь проходил в дом. 6)Она все молчала, только изредка рассеянно говорила два—три слова.

7)И она как будто боялась меня. 8)Когда я начинал «говорить», она с болезненным выражением затыкала уши. 9)Как будто стараясь что-то припомнить, она проводила рукой по глазам, по лбу. 10)Она была такая, что даже тетя Даша втихомолку крестилась, когда, в ответ за ее уговоры, мать оборачивалась и молча смотрела на нее исподлобья черными, страшными глазами…

11)Прошло, должно быть, недели две, прежде чем она сшилась. 12)Рассеянность еще мучила ее, но понемногу она стала разговаривать, выходить со двора, работать. 13)Теперь все чаще повторялось у нее слово «хлопотать». 14)Первый сказал его старик Сковородников, за ним тетя Даша, а потом уже и весь двор. 15)Нужно хлопотать! 16)Мне смутно казалось, что это слово чем—то связано с игрушечным магазином «Эврика» на Сергиевской улице, в окнах которого висели хлопушки.

17)Но вскоре я убедился, что это совсем другое.

18)Мы с сестрой долго сидели в полутемном высоком коридоре на железной скамейке. 19)Сторожа бегали с бумагами, хлопали двери. 20)Потом мать вернулась, схватила сестру за руку, и мы побежали. 21)Комната, в которую мы вошли, была разделена барьером, и я не видел, с кем говорила и кому униженно кланялась моя мать. 22)Но я услышал сухой, равнодушный голос, и этот голос, к моему ужасу, говорил то, на что только я один во всем мире мог бы основательно ответить.

- 23)Григорьев Иван... – 24)И послышался шорох переворачиваемых страниц. - 25)Статья 1454 Уложения о наказаниях. – 26)Предумышленное убийство. 27)Что ж ты, голубушка, хочешь?

- 28)Ваше благородие, - незнакомым, напряженным голосом сказала мать, - он не виноват. 29)Не убивал он никогда.

- 30)Суд разберет.

31) Я давно уже стоял на носках, закинув голову так далеко, что она, кажется, готова была отвалиться, но видел над барьером только руку с длинными сухими пальцами, в которых медленно покачивались очки.

- 32)Ваше благородие, - снова сказала мать, - я желаю подать прошение в суд. 33) Весь двор подписал.

- 34)Прошение можешь подать, оплатив гербовой маркой в один рубль.

- 35)Тут заплачено. 36)Ваше благородие, это не его нож нашли.

37)Нож?! 38)Я подумал, что ослышался.

- 39)На этот счет имеется собственное показание подсудимого.

- 40)Может, он его неделю как потерял...

41) Я видел снизу, как у матери задрожали губы.

- 42)Подобрали бы, голубушка! 43)Впрочем, суд разберет.

44)Больше я ничего не слышал. 45)В эту минуту я понял, почему арестовали отца. 46)Не он, а я потерял этот нож - старый монтерский нож с деревянной ручкой. 47)Нож, который я искал наутро после убийства. 48)Нож, который мог выпасть из моего кармана, когда я наклонялся над сторожем на понтонном мосту. 49)Нож, на котором Петька Сковородников выжег мою фамилию сквозь

увеличительное стекло.

50)Теперь, вспоминая об этом, я начинаю думать, что моему рассказу все равно не поверили бы чиновники, сидевшие в энском присутствии за высокими барьерами в полутемных залах. 51)Но тогда! 52) Чем больше я думал, тем все тяжелее становилось у меня на душе.53) Значит, по моей вине арестовали отца, по моей вине мы теперь голодаем. 54)По моей вине было продано новое драповое

пальто, на которое мать целый год копила, по моей вине она должна ходить в присутствие и говорить таким незнакомым голосом и униженно кланяться этому невидимому человеку с такими длинными, страшными, сухими пальцами, в которых медленно покачивались очки...

55)Никогда еще с такой силой я не чувствовал свою немоту.

(по В.Каверину*)

*Каверин Вениамин Александрович (1902-1989) – видный советский писатель. Романы Каверина отличаются насыщенностью действия, подчас — детективной увлекательностью и искусным построением.

20. Какие из вы­ска­зы­ва­ний со­от­вет­ству­ют со­дер­жа­нию тек­ста? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) По возвращении из деревни мама становилась больной.

2) Мальчик не знал, в чём обвиняется его отец.

3) Мать Григорьева подала прошение с подписями жильцов дома.

4) Подросток непременно решил рассказать суду, что перочинный нож принадлежал ему.

5) Отец потерял перочинный нож, принадлежащий его сыну.

21. Какие из пе­ре­чис­лен­ных утвер­жде­ний яв­ля­ют­ся вер­ны­ми? Ука­жи­те но­ме­ра от­ве­тов.

1) Пред­ло­же­ния 1-4 содержат опи­са­ние.

2) Пред­ло­же­ния 11-16 являются рассуждением повествовательного характера

3) Пред­ло­же­ние 45 объ­яс­ня­ет со­дер­жа­ние пред­ло­же­ний 46-49.

4) Пред­ло­же­ния 32-41 со­дер­жат повествование.

5) Пред­ло­же­ния 50-53 содержат рассуждение.

Наши рекомендации