Классификации методов психологии. Эксперимент как основной метод психологии. Признаки истинного эксперимента
Существуют различные классификации методов психологического познания.
Одна из наиболее известных создана в 60-х Б.Г. Ананьевым и включает в себя 4 группы методов, соответствующие этапам научного исследования:
1. организационные методы ( сравнительный, лонгитюдный, комплексный);
2. эмпирические способы добывания научных данных (обсервационные методы – наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы – лабораторный, полевой, естественный, формирующий психолого-педагогический; психодиагностические методы – тесты стандартизованные и проективные, анкеты, социометрия, интервью и беседа; праксиметрические методы – приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание, оценка работ); метод моделирования – математическое, кибернетическое и др.; биографические методы – анализ фактов, дат, событий, свидетельств жизни человека;
3. приемы обработки данных(методы количественного (математико-статистические) и качественного анализа;
4. интерпретационные методы (генетический и структурный метод).
Примерно в то же время в рамках деятельностного подхода существовала другая классификация, которая может быть представлена сокращённо в виде следующей схемы:
В качестве более современного варианта упорядочения методов можно привести следующий:
1. основные методы психологических исследований и их варианты, применяемые для сбора первичных данных:
◦ эксперимент
▪ естественный
▪ лабораторный
◦ наблюдение
▪ внешнее (наблюдение со стороны)
▪ внутреннее (интроспекция)
▪ свободное
▪ стандартизированное
▪ включенное
▪ стороннее
2. вспомогательные исследовательские методы:
◦ анализ литературы, документов и продуктов деятельности человека
◦ биографический и близнецовый метод
◦ социометрический метод
◦ анкетирование, интервьюирование, опрос
▪ устный
▪ письменный
▪ свободный
▪ стандартизированный
◦ беседа
◦ тестирование
◦ метод экспертных оценок
◦ моделирование
▪ математическое
▪ логическое
▪ техническое
▪ кибернетическое
Благодаря применению методов естественных и точных наук, психология начиная со второй половины прошлого века выделилась в самостоятельную науку и стала активно развиваться. До этого момента психологические знания получали в основном путем самонаблюдения (интроспекции), умозрительных рассуждений, наблюдения за поведением других людей. Анализ и разумное обобщение подобного рода жизненных фактов сыграли свою положительную роль вистории психологии. Они послужили основой для построения первых научных теорий, объясняющих сущность психологических феноменов и человеческого поведения. Однако субъективизм этих методов, их недостаточная надежность и сложность явились причиной того, что психология долгое время оставаласьфилософствующей, неэкспериментальной наукой, способной предполагать, но не доказывать причинно-следственные связи, существующие между психическими и другими явлениями.
Вместе с тем из-за чрезмерно выраженного теоретизирования она была фактически оторвана от практики.
Намерение сделать ее настоящей, более или менее точной, практически полезной наукой, не только описывающей, но и объясняющей явления было связано с внедрением в нее лабораторного эксперимента и измерения. Попытки количественной оценки психологических явлений предпринимаются начиная со второй половины XIX в. Одной из первых таких попыток было открытие и формулировка серии законов, связывающих силу ощущений человека с выраженными в физических величинах стимулами, воздействующими на организм. К ним относятся законы Бугера—Вебера, Вебера—Фехнера, Стивенса, представляющие собой математические формулы, при помощи которых определяется связь между физическими стимулами и ощущениями человека, а также абсолютный и относительный пороги ощущений.
Сюда же следует отнести и начальный этап развития дифференциально-психологических исследований (конец XIX в.), когда для выявления общих психологических свойств и способностей, отличающих людей друг от друга, стали использовать методы математической статистики.
Впоследствии, уже в XX в., тенденция использования математических моделей и расчетов получила широкое распространение в самых разных отраслях психологии. Без них сейчас не обходится ни одно серьезное научное психологическое исследование.
С конца 80-х годов XIX в. в психологии стали создаваться и применяться специальные технические приборы и устройства для проведения лабораторных экспериментальных научных исследований. Пионером в этом отношении явился немецкий ученый В.Вундт, который в Лейпциге организовал работу первой психологической лаборатории. Технические приборы и устройства позволяли исследователю ставить и проводить контролируемый и управляемый научный эксперимент, дозировать воздействия физических стимулов, на которые должен реагировать человек, измерять его реакции. Сначала это были довольно простые технические устройства, в основном механические. В начале XX в. к ним присоединились электрические приборы, а в наше время в психологических лабораторных исследованиях используются самые совершенные технические средства.
Специфика эксперимента как метода психологического исследования заключается в том, что в нем целенаправленно и продуманно создается искусственная ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего. Основное достоинство эксперимента состоит в том, что он позволяет надежнее, чем все остальные методы, делать выводы о причинно-следственных связях исследуемого явления с другими феноменами, научно объяснять происхождение явления и развитие. Однако организовать и провести настоящий, отвечающий всем требованиям психологический эксперимент на практике бывает нелегко, поэтому в научных исследованиях он встречается реже, чем другие методы.
Имеются две основные разновидности эксперимента: естественный и лабораторный. Друг от друга они отличаются тем, что позволяют изучать психологию и поведение людей в условиях, отдаленных или приближенных к действительности. Естественный эксперимент организуется и проводится в обычных жизненных условиях, где экспериментатор практически не вмешивается в ход происходящих событий, фиксируя их в том виде, как они разворачиваются сами по себе. Лабораторный эксперимент предполагает создание некоторой искусственной ситуации, в которой изучаемое свойство можно лучше всего изучить.
Данные, получаемые в естественном эксперименте, лучше всего соответствуют типичному жизненному поведению индивида, реальной психологии людей, но не всегда точны из-за отсутствия у экспериментатора возможности строго контролировать влияние всевозможных факторов на изучаемое свойство. Результаты лабораторного эксперимента, напротив, выигрывают в точности, но зато уступают в степени естественности — соответствия жизни.
Экспериментальному методу присущи все общие особенности научного познания, а именно:
1. наличие специального научного языка. Чтобы описать изучаемые явления, наука стремится как можно более четко фиксировать свои понятия и определения;
2. применение специальных средств для организации экспериментальных условий;
3. обоснованность научного знания, отличающая его от продуктов обыденной познавательной деятельности;
4. особая подготовка познающего субъекта, ученого;
5. определенная система ценностных ориентаций и целевых установок, которые должны стимулировать научный поиск, нацеленный на изучение новых объектов независимо от сиюминутного практического эффекта от полученных знаний (самостоятельная ценность научной истины и новизна);
6. равенство исследователей перед лицом истины;
7. недопустимость фальсификаций и плагиата. Обязательное использование института ссылок.
Кроме того, научный эксперимент обладает следующими свойствами:
1. воспроизводимость;
2. повторяемость;
3. проверяемость;
4. объективность.
В структуру эксперимента входят:
1. субъекта познания (экспериментатора), а также его деятельность;
2. средства познания, в числе которых инструменты, приборы, экспериментальные установки, протоколы, тесты и т. д.;
3. объект экспериментального исследования.
Так как эксперимент подразумевает направленное влияние на познаваемое, он обязательно имеет набор переменных, при помощи которых описывается воздействие на изучаемый феномен. Различают независимые, зависимые и внешние переменные. Независимая переменная – та, которой управляет экспериментатор. Независимая переменная имеет уровни – значения, которые она принимает в эксперименте. Например, в упоминаемом выше эксперименте – независимой переменной является цвет сигнала, который имеет несколько уровней: красный, зеленый, желтый цвет сигнала. Зависимые переменные – те, которые изменяются под влиянием изменений независимой переменной. Например, в том же эксперименте измеряемое время сенсомоторного ответа в ответ на включение цветового сигнала на пульте – зависимая переменная.
Особенностью психологических экспериментов является влияние на ход и результаты исследования незапланированных, случайных факторов, которые трудно поддаются контролю, регулированию и влияние которых подчас может сильно исказить результаты эксперимента, они называются внешними переменными.
Внешние (побочные, дополнительные) переменные – те, которые недоступны контролю, но оказывают влияние на зависимую переменную. Пример: внешними переменными в экспериментальном исследовании времени сенсомоторной реакции на цветовой раздражитель могут служить – функциональное состояние испытуемого (усталый, утомленный, бодрый, активный и т.д.); сокращение времени реакции из-за тренировки в процессе многократного реагирования на цветовые сигналы; колебания освещенности в помещении, где происходит измерение времени реакции на цветовые раздражители; отвлечение внимания испытуемого неожиданным случайным вторжением посетителей в психофизическую лабораторию в период эксперимента и т.д.
Термин «контроль» – важное понятие, обозначающее специальные процедуры в процессе реализации экспериментального метода, направленные на контроль переменных в эксперименте. Экспериментальный контроль – все приемы контроля переменных (независимой, зависимой и внешних) и условий в психологическом эксперименте.
Источники:
1. Ананьев Б . Г . О проблемах современного человекознания . М .: Наука , 1977;
2. Веселова Е.К. Экспериментальная психология. Спб., РГПУ им. А.И.Герцена. 2008;
3. Журавлев Д. В. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Курс лекций. М.: Издательство МГОУ, 2003. - Глава 4. С. 38-61. (электронный источник: http://www.bim-bad.ru/biblioteka/article_full.php?aid=133&binn_rubrik_pl_articles=112, дата обращения: 16.10.2012).