Эксперимент как метод исследования в психологии

Психологический эксперимент– проводимый в специальных условиях опыт для получения новых знаний посредством целенаправленного вмешательства исследователя в жизнедеятельность испытуемого. Основные цели психологических экспериментов заключаются в том, чтобы установить наличие связи между переменными –причинно-следственные, функциональные, корреляционные и др.

В процессе исследования могут решаться такие задачи, как:

1.Уточнение характеристик явления.

2.Выявление взаимосвязи психических явлений.

3.Изучение временной динамики явления.

Виды экспериментов

В зависимости от способа проведения испытуемых:

·Лабораторный эксперимент.Разновидность эксперимента, который проводится в искусственно созданных условиях. Необходим для того, чтобы обеспечить взаимодействие исследуемых явлений только с теми факторами, которые интересуют экспериментатора.

·Полевой, или естественный эксперимент. Вид эксперимента, который проводится в условиях обычной жизнедеятельности испытуемого. При этомвмешательство экспериментатора сведено к минимуму.

·Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.В данном виде эксперимента активное воздействие на испытуемого должно способствовать его психическому развитию и личностному росту. В ходе психолого-педагогического эксперимента, предполагается формирование определенного качества.

Достоинства:

-Высокая точность за счет возможности многократных повторений

-Возможность использования различных технических средств и аппаратуры

-Осуществление максимального контроля

-Возможность активно управлять процессом (для экспериментатора)

Недостатки:

-Условия деятельности испытуемых сильно отличатся от реальных

-Возникновение искажающих эффектов

Основные категории психологии

Психика: стадии развития

Психика как способность к отражению. Психика представляет собой системное свойство высокоорганизованной материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и саморегуляции на этой основе своего поведения и деятельности. Благодаря способности к отражению объективной действительности становится возможным регуляция взаимодействия организма с внешней средой.

Психическое отражение характеризуется рядом особенностей:

·оно дает возможность правильно отражать окружающую действительность, причем правильность отражения подтверждается практикой;

·сам психический образ формируется в процессе активной деятельности человека;

·психическое отражение углубляется и совершенствуется;

·обеспечивает целесообразность поведения и деятельности;

·преломляется через индивидуальность человека;

·носит опережающий характер.

В процессе своего эволюционного развития психика прошла следующие стадии:

1. Стадия элементарной сенсорной психики.

·Раздражимость. Со стороны организма возможны четкие реакции на биологически значимые свойства среды через изменение скорости и направления движения. Обладают данным уровнем развития психики многоклеточные организмы, живущие в водной среде.

·Чувствительность. Наличие ощущений. Проявляется способность к формированию элементарных условных рефлексов. Способность избегать неблагоприятных условий среды, уходить от них, вести активный поиск положительных раздражителей. Индивидуальный опыт и научение играют небольшую роль. Главное значение в поведении имеют жесткие врожденные программы. Обладают данным уровнем развития психики, например черви, моллюски, улитки.

2. Стадия перцептивной психики.

Характеризуется отражением внешней действительности в форме образов предметов.

·Активность.Активный поиск положительных раздражителей, избегание отрицательных (вредных), развитое защитное поведение. Обладают данным уровнем развития психики, например рыбы, насекомые.

·Поведение. Элементарные формы мышления (решение задач). Высокоразвитые инстинктивные формы поведения. Способность к научению. Обладают данным уровнем развития психики, например птицы.

·Деятельность. Выделение в практической деятельности особой, ориентировочно-исследовательской, подготовительной фазы.

·Способность решать одну и ту же задачу разными методами. Перенос однажды найденного принципа решения задачи в новые условия. Создание и использование в деятельности примитивных орудий. Способность к познанию окружающей действительности независимо от наличных биологических потребностей. Развитие исследовательских форм поведения с широким использованием ранее приобретенных знаний умений и навыков. Обладают данным уровнем развития психики, например собаки, дельфины.

В процессе исторического развития общества человек изменяет способы и приемы своего поведения, трансформирует природные задатки и функции в высшие психические функции – специфически человеческие, общественно-исторически обусловленные формы памяти, мышления, восприятия (логическая память, абстрактно-логическое мышление), опосредованные применением вспомогательных средств, речевых знаков, созданных в процессе исторического развития. Единство высших психических функций образует сознание человека – высший уровень психического отражения.

Наши рекомендации