Культуральные метафоры и символы
Данная мифологическая аргументация использует следующие доводы: «больше — лучше», «выше — лучше», «прочнее — лучше», «научное — хорошее», «написано по латыни — значит, лучше российского», «с иностранным акцентом — значит, импортная продукция». Примером может служить поддельный китайский чай, который все принимали за настоящий в силу того, что инструкция к его заварке отличалась типичными китайскими «русскостями»: «Положив около пяти граммов чая в фарфорную кружку с покрыжкой или чайник, потом налить кипяток в них с покрышкой. Через три-пять минут можно пить. Если чай с молоком или сахаром, то еще вкуснее». Или вот еще ряд устоявшихся примеров: лучшие духи — во Франции, лучшие часы — швейцарские, а самые красивые девушки — в Самаре.
5. Перенесение системных концептов в жизненный мир
Используется очарование системного мира и его непонятность в жизненном мире потребителя. Это могут быть вероятности, большие числа и их законы, мода, циклические рыночные процессы, жизненный цикл товара и т. п. Например:
• Реклама по телевидению: «Параллельные линии не пересекаются — доказано Евклидом. Надежная техника существует — доказано ZANUSSI» рассчи тана на человека, имеющего к математике лишь от даленное отношение, для которого употребление имени Евклида (не часто цитируемое наряду с Пи фагором и Архимедом) является «интеллектуаль ным прогрессом». Между тем, на самом деле, ничего подобного Евклид не доказывал, условие параллельности было принято как постулат (аксиома).
• Часто потребителя могут пугать вероятностью свершения чего-то нежелательного, не указывая точной математической величины этой вероятности.
• Законы моды подвержены определенной периодичности к преемственности, которые, однако, модельеры совсем не склонны раскрывать — вся новизна в моде просчитывается.
• Потребителям могут сообщить, что фирма выводит на рынок их страны лучший из производимых этой фирмой товаров. На самом деле это может диктоваться маркетинговой стратегией либо падением спроса на этот товар в другой стране.
В завершение несколько слов хотелось бы сказать о практической значимости мифологического подхода.
1. Принцип мифоцентрированности, положенный в основу нашего рассмотрения мифологий, снимает противоречие между медиаориентированной и человекоцентрированной парадигмой исследования, т. е. стыкует мир системы и жизненный мир потребителя. Сделанные ранее акценты на доминирующую роль СМИ или человека-потребителя рассматриваются на основе концепции «использование и удовлетворение». А именно: удовлетворение потребностей потребителя в процессе использования им средств массовой коммуникации.
2. Концепция «использование и удовлетворение» предлагает построение мифодизайна — новой проектной дисциплины, в том числе коммуникативно- маркетингового толка.
3. Становление желаемо-необходимого мира требует опережающего формирования мифологического уровня знания общества, что практически достигается методологией мифодизайна.
■ 7.3. Бизнес ритуалы
«...Когда в похожем на пещеру зале «Кингдом» в Сиэтле собрались все 5 тыс. сотрудников корпорации «Майкрософт» и стал гаснуть свет, луч прожектора внезапно выхватил ярко-красный «корвет», на борту которого красовалась надпись «Уиндоуз». В этот момент буквально из-под колес машины вынырнул старший вице-президент «Майкрософт» Стивен Болмер и принялся «заводить» публику, выбрасывая вперед руку и скандируя вместе с толпой: «Уиндоуз!», «Уиндоуз!», «Уиндоуз!». Затем в свете юпитеров по сцене протащился автомобиль марки «Эдсел», «украшенный» символами программных средств конкурентов из «1ВМ» — «OS/2». И тут под звуки песни «Вожак стаи» в зал буквально ворвались на своих «харлеях» 10 мотоциклистов в кожаных куртках. На первом восседал тощий очкарик Уильям Гейтс III. Увидев его, толпа взревела, как при встрече рок-звезды» («Бизнес Уик», 1992, №9) [8, с. 218].
Каждый, кто своей деятельностью связан с бизнесом, сталкивается с такими его фрагментами, которые, будучи объективно-обусловленными, очень резко отличаются от повседневной работы. В частности, это выставки, презентации, пресс-конференции, брифинги и т. д. По своей сути они являются «действами», поскольку имеют «экстраобусловленный» характер. В отличие от повседневных действий, представляют организованный комплекс действий людей или отдельно спланированный и управляемый процесс, формально выражающийся в звучаниях или в движениях [8, с. 219].
Ритуалом называется обусловленное религиозными традициями действо, проводимое группой специалистов как реализация обычаев [БЭС, с. 1019]. Во время проведения ритуала ослабляется контролирующая функция сознания индивида, он впадает в состояние транса. В состоянии транса человек обладает повышенной восприимчивостью к информационным воздействиям извне. Особенным образом организованные действия оказывают воздействие на него как вводя в транс, так и вызывая устойчивые изменения в его психике.
Имеют значение порядок проведения действий, сами действия, организация информации, предметы, вовлеченные в действие, обстановка, время, продолжительность и особые объекты — символы, предъявляемые участнику ритуала. Структурными стадиями ритуала являются: подготовка к ритуалу, обряд входа в ритуал, ритуал, обряд выхода из ритуала, послеритуальные действия.
Бизнес-ритуал — это необходимая и объективно обусловленная составляющая функционирования организации, способствующая ее адаптации, целедостижению, интеграции и поддержанию ценностного стандарта в окружающей среде.
Задачей бизнес-ритуала становится удовлетворение потребностей гостей (в т. ч. не всегда ими осознаваемых) посредством их участия в ритуале.
Основными действующими началами современного бизнес-ритуала являются следующие:
• параллельная коммуникация с сознанием и подсознанием;
• воплощение сознательных ожиданий (алиби для сознания);
• раздельное информационное воздействие по разным модальностям/каналам коммуникации: аудиальной, визуальной, кинестетической. Возможным вариантов воздействия является синестезия — одновременное воздействие, имеющее кумулятивный эффект;
• убеждение и внушение;
• наведение транса;
• изменение установок участников;
• вымышленная реальность (спроектированное действие должно производить впечатление естественного, реального);
• приглашенные должны чувствовать, что все присутствующие — и устроители и приглашенные — единый тайный союз, участвующий в некоем важном деле.
Знание о природе ритуала еще не дает практических рекомендаций их проектирования и проведения. Для практического применения потребуется понимание принципов и детальная проработка этапов бизнес- ритуалов.
Автор концепции бизнес-ритуалов А. Ульяновский предлагает пять принципов проектирования бизнес- ритуала [8, с. 225-226]:
1. Организация сквозного действа. Данный принцип проявляется в условиях связности элементов биз- нес-ритуала, сочетания его фрагментов, разделения единого действа между несколькими лицами и воспроизведение действия — его повторение или стилизация.
2. Проектирование на основе определенного коммуникативного качества бизнес-ритуала.
3. Алиби для сознания. Коммуникация с подсознанием гостей происходит лишь в моменты, когда их сознание полностью задействовано.
4. Традиционная последовательность ритуала и воздействие по стадиям состояния сознания участника. Воздействие, предназначенное для одной стадии, не работает в другой.
5. Встроенные воздействия.
Стадии бизнес-ритуалов
Бизнес-ритуал представляется самым благоприятным случаем для организаторов осуществить встроенные воздействия. Понимание возможностей тех или иных воздействий приходит из знания структуры бизнес-ритуала. Выделяют следующие 10 стадий [8]:
1.Проектирование. Определение времени и длительности проведения бизнес-ритуала, подготовка сценария, расчет сметы расходов. Уже на этом этапе важно учесть, что эстетика транса не совпадает с эстетикой нормального состояния.
2.Подготовка организатора. Организация внутренней и внешней среды бизнес-ритуала: рекламные щиты, плакаты, объявления, внутреннее оформление помещений и организация пространства действа.
3.Оповещение гостей. Первое одаривание. Имеется в виду и психологическое одаривание. Так, включение графы «Дополнительные требования к оснащению номера» в конце обратного купона пригласительного письма является психологическим одариванием в России.
4.Сбор-прием гостей. Этап начинается с встречи гостей в аэропорту и заканчивается встречей непосредственно на презентации.
5.Ритуал. Он начинается с организации гостей. Из дезорганизованной массы гости как-то организуются, например собираются вокруг некоей точки. Следующей стадией является открытие ритуала. В советское время в этот момент было принято разрезать ленточку. Так формируется предвосприятие ритуала, некоторое эмоциональное отношение к предмету ритуала еще до его демонстрации. Присутствующие начинают ощущать себя объединенными ритуалом. Идущая следом демонстрация предмета ритуала создает благоприятную почву для осознания. На этой стадии происходит формирование мнения и постепенное втягивание в ритуал, выражающееся в концентрировании внимания на предмете ритуала.
Самым ответственным моментом становится переход границы (отсечение обыденного) и вхождение в транс. Здесь мы вынуждены сделать отступление, поскольку некоторые представляют транс как нечто ужасное, обязательно сопровождающееся конвульсиями и имеющее отношение к наркотическим практикам. Это глубочайшее заблуждение. Под трансом понимается состояние психики, характеризуемое ослабленной регулирующе-контролирующей функцией сознания (а не его отключением) [8, с. 285]. Степень ослабления контроля сознания описывается в терминах глубины: глубокий — неглубокий транс. Для бизнес-ритуалов характерно состояние неглубокого транса.
Итак, переход границы оказывает мощное внушающее воздействие и снижает контролирующую функцию сознания. Отсечение может происходить физически, освещением, чудесным действием (например, символическое зажжение).
Следующая стадия пир и транс составляет ядро ритуала. На этой стадии происходит комплексное воздействие еды, алкоголя, музыки, света, запаха. В состоянии транса в процессе еды участники буквально «заглатывают» внушающие воздействия (Господа, сегодня с нами живое пиво «Визит»), Аплодисменты, вызванные внушающей репликой, усиливают ее действие.
Любое действие, совершенное в связи с предметом ритуала, укрепляет установку на принятие предлагаемого мнения о нем. Очень сильно задействуются эмоциональные стороны сообщений. Длинные аргументированные рассуждения типа «Обратите внимание на новые конструктивные элементы схемы крепления подвески» здесь малоэффективны. Если участник ритуала съедает пирожок, на котором пропечен фирменный логотипчик, или выпивает бокал вина за предмет ритуала, он символически вводит в себя этот предмет.
Общие добровольные действия группы участников (в неявно задаваемом организаторами направлении) укрепляют расположение к предмету ритуала. Такие действия носят название перфомансов. Перфоманс ни в коем случае не игра, это серьезное действие, имеющее некий результат. VIP обычно не вовлекаются в перфомансы, либо «управляют» ими. Конечно, это должно быть очевидно только для организаторов действия и VIP.
По окончании пира наступает время выхода из условного времени транса и завершения ритуала. В состоянии транса (секс, алкоголь, развлечения, чтение книги, просмотр захватывающего фильма) изменяется ощущение времени. Культурологи называют это состояние условным, космическим временем [8, с. 233]. В конце ритуала нужно вернуть всех его участников в реальность. Транс и все, что в нем происходило, должен захлопнуться и остаться с участником. Следует делать это очень осторожно — приглушить музыку, объявить окончание и т. д. Транс «захлопывают» не организаторы, а сознание участников, что достигается предварительным оповещением об окончании презентации в связи с каким-то событием или временным моментом, которые еще только будут. По завершении ритуала к участникам возвращается ощущение реального времени.
6.Второе одаривание. На прощание можно вручить пакеты с подарками, где есть и информационные материалы. Подарок воздействует в момент дарения, соединяя приятную эмоцию с лицом дарителя, и после — уже в виде напоминания. Долговременный подарок связывает нитью воспоминаний участника и хозяина ритуала. На такой возможности лучше не экономить.
7.Организация времени гостей. VIP-гости и VIP-хозяева обычно отделяются от всей массы и отправляются предаваться самым изысканным развлечениям. И. Кон указывает на общее для всех культур и традиционное различие морали для VIP и обыкновенных людей. Тем не менее всех гостей нужно обязательно проводить. Перебравший гость нуждается в ухаживании, поскольку его сознанию была обещана безопасность. Еще один интенсивно дискутируемый вопрос: должны ли хозяева пить и как должны пить — нуждается в дополнительном изучении. Если все хозяева будут демонстративно трезвы, может нарушиться «узнавание», что весьма актуально для российского менталитета.
8.Фиксация ритуала. Обычно это происходит с помощью трансформации ритуала в массовый театр, зрелище, средствами видео и телевидения. Организаторы совершенно правы: презентация стоит дорого и необходимо сделать из нее зрелище. Однако есть несколько основных технических правил, которые необходимо соблюдать. Во-первых, в съемки не должны попасть трансовые состояния и недирективные внушения. Во- вторых, сценарий съемки должен быть заранее подготовлен, и в ходе съемки следует его строго придерживаться. В качестве фото- и видеооператоров лучше приглашать профессионалов, имеющих качественное портфолио[1]. И наконец, ритуал должен быть перемонтирован по законам видеорежиссуры.
9.Оповещение среды. Основная роль на этом этапе отводится журналистам, присутствующим во время действа. А помочь им должны розданные пресс-релизы, медиа-киты и фотографии.
10.Мосты контактов. Есть замечательный повод соединить ваш ритуал с бизнес-реальностью гостей. Сделайте и передайте участникам презентации фото графии с презентации. Не упускайте возможность на вести мосты контактов.