Непосредственное запоминание (опыты Г.Эббингауза). Кривая забывания.

Одной из первых психологических теорий памяти, не потерявшей своего научного значения до настоящего времени, была ассоциативная теория. Она возникла в XVII в., активно разра­батывалась в XVIII и XIX вв., преимущественное распространение и признание получила в Англии и в Германии.

В основе данной теории лежит понятие ассоциации — связи меж­ду отдельными психическими феноменами, разработанное Г. Эббингаузом, Г. Мюллером, А. Пильцекером и др. Память в русле этой теории понимается как сложная система кратковременных и долго­временных, более или менее устойчивых ассоциаций по смежности, подобию, контрасту, временной и пространственной близости. Бла­годаря этой теории были открыты и описаны многие механизмы и законы памяти, например закон забывания Г. Эббингауза.

В соответствии с этим законом, выведенным на основе опытов с запоминанием трехбуквенных бес­смысленных слогов, забывание после первого безошибочного повто­рения серии таких слогов идет вначале довольно быстро.

Отдельные элементы информации согласно ассоциативной тео­рии запоминаются, хранятся и воспроизводятся не изолированно, а в определенных логических, структурно-функциональных и смысловых ассоциациях с другими.

Со временем ассоциативная теория столкнулась с рядом трудно­разрешимых проблем, основной из которых явилось объяснение избирательности человеческой памяти. Ассоциации образуются на случайной основе, а память из всей поступающей и хранящейся в мозгу человека выбирает всегда определенную информацию. Понадо­билось ввести в теоретическое объяснение мнемических процессов еще один фактор, объясняющий целенаправленный характер соот­ветствующих процессов.

Тем не менее ассоциативная теория памяти дала много полезного для познания ее законов. В русле этой теории было установлено, как изменяется количество запоминающихся элементов при разном числе повторений предъявляемого ряда и в зависимости от распре­деления элементов во времени; как сохраняются в памяти элемен­ты запоминаемого ряда в зависимости от времени, прошедшего между заучиванием и воспроизведением.

Зависимость запоминания от эмоционального фона (З.Фрейд).Забывание может быть эффектом вытеснения (забыто и содержание, и намерение, Фрейд).

Ассоциативные теории памяти.Ассоцианизм Эббингауза (классическая теория памяти): процесс формирования опыта - это процесс установления следов между отдельными впечатлениями (единицами восприятия) = образование представления. Механизм в установлении связей (ассоциаций). Главное условие --- это частота повторения сочетаний отдельных впечатлений. Законы по типу установления связей: по смежности (Пространственная и временная), контрасту, сходству. Воспоминания (или более общо - воспроизведение) это возрождающиеся представления вместе с сознанием того, что ни однажды уже переживались. Так воспроизведение можно соотнести с действительным процессом (энергией), а память с возможностью такого процесса. Ассоционированые образования - которые однажды были пережиты вместе и у которых существует возможность того, что одно непременно вызовет другое.

Правило Йотса: в случае двух ассоциированных рядов равной силы, но разного возраста, новое повторение приносит большую пользу старому, наличие интереса и внимания к запоминанию (ассоциирующая сила удовольствия больше чем неудовольствия). Флорес: метод заучивания (или точнее метод последовательных воспроизведений) позволяет построить кривую научения (количество проб от числа элементов правильно воспроизведенных в этой пробе); метод уравнивания Вудвортса (исключение из ряда правильно воспроизведенных элементов); метод антиципации Эббингауза (воспроизведение в установленном порядке с подсказкой); метод парных ассоциаций (запоминание пар таким образом, чтобы при предъявлении первой можно было назвать второй); метод узнавания; метод реконструкций (воссоздание заученного порядка при предъявлении перемешиваемого материала); метод сбережения (отношения разностей числа проб при первом и втором заучивании, соответствующих критерию усвоения). Нарушения памяти.

Нарушения (разрушение) механизмов памяти - затрудняется процесс запечатления, страдает оперативная память: или утрачивается информация, хранившаяся в долговременной памяти (блокируется ее воспроизведение): или происходит снижение всех видов памяти. В ряде случаев психотравмирующие воздействия могут иметь своим эффектом улучшение показателей памяти (гипермнезия).

Разрушение информации, хранившейся в долговременной памяти, называется ретроградной амнезией. Психотравмирующее воздействие может привести к тому, что будет нарушена только кратковременная (оперативная) память при относительной сохранности механизмов долговременной памяти. Наряду с этим имеет место относительная сохранность прошлого опыта – фиксационная амнезия.

Нарушения механизмов памяти может вести к выпадению из памяти лишь некоторых событий прошлого, важных их деталей – палимпсест. Аффектогенная амнезия - из памяти выпадают события, связанные с какими-то исключительно сильными отрицательными переживаниями.

Парамнезиями называют искаженные воспоминания, лишь частично соответствующие действительности. Псевдореминисценции представляют собой воспоминания об имевших место в прошлом событиях, но перемещенные в настоящее и заполняющие пробелы воспоминаний.

Исследования Рибо, Жане и Лурии в нарушении памяти. Рибо – 2 типа болезненных состояний: 1 - распространяется лишь на наименее автоматические и наименее организованные формы памяти, разрушаются свежие факты; 2 – разрушение полное, похож на ребенка, память снова восстанавливается потому, что на место атрофированных клеточных элементов встают другие, имеющие те же свойства. Закон – во всех видах амнезий теряются последние воспоминания. Жане: корсаковский синдром - утрата памяти на недавние события. А. Р. Лурия: феноменально развитая образная память затрудняет развитие и работу смысловой памяти.

Наши рекомендации