Тексты для дополнительного чтения
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе программы Т.И.Петровой, В.И.Босиковой «Начальный курс разговорного якутского языка для русскоязычных школ». 2010
Программа для второго года обучения (независимо от класса) учащихся русскоязычных школ разговорному якутскому языку рассчитана на 34 часа, т.е. на 1 урок в неделю.
Целью второго года работы является формирование у учащихся языкового чутья, снижение психологического барьера, боязни «чужого» языка. Программа предусматривает знакомство с базовым словарным запасом якутского языка. Дети учатся различать и понимать значение основных падежей существительных и времен глаголов. На каждом уроке с учетом реальных затруднений детей продолжается отработка специфических звуков якутского языка, а также преодоление влияния русского произношения. Таким путем у учащихся расширяется возможность понимать якутскую речь, в т.ч. письменные тексты, развиваются произносительные и интонационные навыки, закрепляется умение общаться на этом языке в стандартных речевых ситуациях.
Задачи курса: в основу программы второго года обучения положен тематический принцип. Учебный материал распределен по четырем разделам: «О себе» (1 четверть), «В школе» (2 четверть), «Наш город»(3 четверть), «Наступила весна» (4 четверть).
· Владение якутским языком на уровне понимания в пределах изученной тематики, что дало бы общаться между собой на якутском языке.
· По мере возможности и в силу способностей обучающихся формирование у них навыков элементарного говорения в повседневных ситуациях.
· Умение понимать (узнавать) основное содержание несложной письменной информации: названий книг, статей в газете, текстов на знакомые темы, объявлений, записок и пр.
Программа рассчитана на 34ч., в том числе на проверочную работу 5 часов.
Содержание программы направлено на освоение учащимися базовых знаний и формирование базовых компетентностей, что соответствует основной образовательной программе начального общего образования. Она включает все темы, предусмотренные федеральным компонентом государственного образовательного стандарта начального общего образования по якутскому разговорному языку.
Содержание учебного материала
Тематика для чтения и бесед
Четверть. Бэйэм туспунана. О себе.
· Бэйэм туспунан. О себе.
· Мин аадырыhым. Мой адрес.
· Мин дьонум. Моя семья.
· Мин убайым. Мой старший брат.
· Мин эдьиийим. Моя старшая сестра.
· Билэр – билбэт. «Наоборотка»
Четверть. Оскуола5а. В школе.
· Биhиги кылааспыт. Наш класс.
· Биhиги оскуолабыт. Наша школа.
· Куннээ5и режим. Режим дня.
· Сахам сиригэр. В Якутии.
· Перемена5а. На перемене.
· 8р8бул кун. Выходной день.
· Сана дьыл. Новый год.
Четверть. Биhиги куораппыт. Наш город.
· Дьокуускай. Якутск.
· Пчта5а. На почте.
· Циркэ5э сырыттыбыт. Мы были в цирке.
· Куорат автобустара. Городские автобусы.
· Музейы к8рбутум. Я видел музей.
· Биhиги театрга сылдьыбыппыт. Мы ходили в театр.
· Музыкальнай оскуола. Музыкальная школа.
· Ийэ кунэ. Мамин день.
· Катокка. На катке.
Четверть. Саас кэллэ. Наступила весна.
· Остолобуойга. В столовой.
· Ма5аhыынна. В магазине.
· Саас кэллэ. Наступила весна.
· Ыам ыйа. Май.
· Ынырыы. Приглашение.
· Сайынны сынньалан. Летний отдых.
Грамматический материал
1. Хас? Хаhыс? Сколько? Который?
2. Тугу гына5ын? Что делаешь?
3. Ханна? Где? Куда? Изменение согласного в аффиксе – 5а
4. Миэнэ. Эйиэнэ. Мой. Твой.
5. Кими? Тугу? Кого? Что?
6. Отрицательная форма глагола.
7. Изменение согласных в аффиксах –быт, - 5ыт
8. Туохтаах? Какой? С чем? Изменение согласного в аффиксе – лаах
9. Тугу гына5ыт? Что делаете? Закон гармонии гласных.
10. Биир. Элбэх. Один. Много. Изменение согласного в аффиксе – лар
11. Отрицательная форма глагола.
12. Тугу гыннын? Что сделал? Изменение согласных в аффиксах –тым, -тын, -та
13. Тугу гынныгыт? Что сделали?
14. Тугу гыммытын? Что делал?
15. Тугу гыммыппыт? Что делали?
16. Туохтаах? Туга суох? С чем? Без чего?
17. Тугу гыныаный? Что будешь делать?
18. Тугу гыныаххытый? Что будете делать?
19. Тугу гын? Что делай?
20. С8п. Сатаммат. Можно.Нельзя.
Тексты для дополнительного чтения
§ Ырыа – хоhоон. Стихи и песни
§ Мин до5отторум. Мои друзья.
§ Биhиги Сахабыт сирэ. Наша Якутия.
§ Остуоруйалар. Сказки.
Приложение 1
v Фонетические таблицы
Приложение 2
v Грамматические таблицы.
§ Якутский алфавит.
§ Якутско-русский словарь
Изменение количества часов, отведенных на изучение той или иной темы учебного курса. | Внесение проверочных работ, дополнительных заданий. | |
Изменение изложения материала, предусмотренной Авторской программой | Учитывая интересы учащихся для творческой работы |
Особенности класса, в котором будет реализован данный учебный курс:
1) Количественный состав класса 26 человек. Класс делится на 2 группы. 1 группа - дети, для которых якутский язык родной, 2 группа – дети с русским (родным) языком.
2) Уровень подготовленности учащихся к освоению учебного курса:
После первого года обучения: на «5» - 10, это 39 %, на «4» - 15, это 60%, на «3» - 1, это 1%.
3) Для 1 группы задания в усложненном виде, для 2 группы соответственно для русскоязычных детей, обучающих якутский разговорный язык 2 год.
4) Формы получения образования учащимися класса – очная.
5) Психологические, физиологические особенности учащихся. Учащиеся этого класса очень способные, любознательные. Класс многонациональный: якуты, русские, узбеки, киргизы. 11 детей с якутским родным языком, часть из этих учащихся очень грамотно пишут и читают, есть и дети, которые затрудняются. Дети других национальностей активно участвуют на уроке, у некоторых детей очень хорошее произношение, дети очень стараются.
Перечень учебно-методического и программного обеспечения:
1) Каратаев И.И., Каратаева Т.И. «Якутский язык в картинках», Якутск, 1996.
2) Харитонов Л.Н. «Самоучитель якутского языка», Якутск, 1987
3) П.А.Слепцова Изучающим якутский язык, Якутск, 1990
4) Н.Г.Самсонов «Два языка – два родника», Якутск, 1993
5) Ю.И.Васильев Краткий русско-якутский, якутско-русский словарь, Якутск,1994
6) Т.И.Петрова Якутско-русский разговорник, Якутск, 1994
7) Колодезников С.Т. «Поговорим по якутски», Якутск, 2008. ИКТ
Рабочая программа рассчитана на 34ч
Характерные для учебного курса формы организации деятельности учащихся:
· групповая; парная; индивидуальная;
· проектная, игровая, поисково- исследовательская деятельность;
· самостоятельная, совместная деятельность;
· практикумы, экскурсии
Специфические для учебного курса формы контроля освоения учащимися содержания (текущего, промежуточного, итогового):
- самостоятельная работа
- тестовая работа
- творческая работа
- проверочные срезы
- итоговая контрольная работа
Предметный результат:
· осуществлять элементарное речевое общение
· развивать память, мышление, кругозор
· внимательное отношение к языковым факторам. Воспитать преодолевать трудности с изучением нового материала
· использовать изученные слова в повседневной жизни.
Метапредметные образовательные функции родного языка определяют универсальный, обобщающий характер воздействия предмета «Родной язык» на формирование личности ребенка в процессе его обучения в школе. Родной язык является основой развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; ос-новой самореализации личности, развития способности к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию учебной деятельности. Родной язык является средством приобщения к духовному богатству якутской культуры и литературы, основным каналом социализации личности, приобщения ее к культурно-историческому опыту человечества.. Умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации, высокая социальная и профессиональная активность являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Родной язык является основой формирования этических норм поведения ребенка в разных жизненных ситуациях, развития способности давать аргументированную оценку поступкам с позиций моральных норм.
Целями изучения родного языка в основной школе являются:
· воспитание уважения к родному языку, сознательного отношения к нему как явлению культуры; осмысление родного языка как основного сред-ства общения, средства получения знаний в разных сферах человеческой деятельности, средства освоения морально-этических норм, принятых в об-ществе; осознание эстетической ценности родного языка овладение якутским языком, как средством общения в повседневной жизни и учебной деятельности; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании; овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (умения формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять речевой самоконтроль и самокоррекцию; проводить библиографический поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию из лингвистических словарей различных типов и других источников, включая СМИ и Интернет; осуществлять информационную переработку текста и др.);
· освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях ее функционирования, о стилистических ресурсах и основных нормах русского литературного языка; развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты; овладение на этой основе культурой устной и письменной речи, видами речевой деятельности, правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета; обогащение активного и потенциального словарного запаса; расширение объема используемых в речи грамматических средств; совершенствование способности применять приобретенные знания, умения и навыки в процессе речевого общения в учебной деятельности и повседневной жизни.