Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
Игра в коррекции психического развития ребенка
Основные задачи коррекции психического развития
· Коррекция отклонений в психическом развитии на основе создания оптимальных возможностей и условий для личностного и интеллектуального развития ребенка
· Профилактика негативных тенденций личностного и интеллектуального развития
Индикаторы неблагополучного развития
· Нарушение коммуникации в системе «ребенок-взрослый», «ребенок – сверстники», утрата взаимопонимания.
· Низкий уровень социальных достижений, значительно расходящийся с потенциальным уровнем развития ребенка.
· Поведение, отклоняющееся от социальных норм и требований.
· Переживание ребенком состояния эмоционального неблагополучия, эмоциональный стресс и депрессия.
· Наличие экстремальных кризисных жизненных ситуаций.
· Аномальные кризисы развития.
Цели коррекционные
1. Оптимизация социальной ситуации развития
2. Развитие видов деятельности ребенка
3. Формирование возрастно-психологических новообразований
Игра
Игра как "развернутая, внешне ориентировочная деятельность, предмет которой — содержание человеческих (социальных) отношений". (Д.Б. Эльконин)
Игра выделяет и моделирует социальные отношения с помощью ролей, игровых действий, игровых предметов и замещения.
Коррекционный эффект игры.
· Усвоение и интериоризация открывавамых ребенком в процессе игровых занятий норм, правил и ограничений, регулирующих социальные отношения, а также новых смыслов, значений, способов деятельности и схем ориентировки проблемной ситуации обеспечивает коррекционный эффект игры.
· Отражение и вербализация взрослым чувств ребенка в соответствии с принципом "конгруэнтной коммуникации" объективирует эти чувства для ребенка, позволяет ему осознать их и через это осознание выделить социальные значения и личностный смысл проблемных ситуаций и событий. Другими словами, позволяет ребенку сориентироваться в ситуации и осуществить адекватный выбор способа ее разрешения.
· Вместе с тем. отражение эмоций, переживаемых ребенком в процессе игры в ходе выполнения принимаемых на себя ролей, моделирующих реальные значимые для него межличностные отношения, делает возможным прочувствовать последствия своих поступков, выявить новые смыслы и значения своей деятельности, а, возможно, и обеспечить формирование новых социальных мотивов деятельности.
Основные психологические механизмы коррекционного воздействия игры
· Моделирование системы социальных отношений в наглядно-действенной форме в особых игровых условиях, исследование их ребенком и ориентировка в этих отношениях.
· Осознание собственного "Я" в игре и возрастает мера социальной компетентности и способности к разрешению проблемных ситуаций.
· Формирование наряду с игровыми реальных отношений как равноправных партнерских отношений сотрудничества и кооперации между ребенком и сверстниками, обеспечивающих возможность позитивного личностного развития.
· Организация поэтапной отработки в игре новых, более адекватных способов ориентировки ребенка в проблемных ситуациях, их интериоризация и усвоение.
· Организация ориентировки ребенка на выделение переживаемых им эмоциональных состояний, обеспечение их осознания благодаря вербализации, и, соответственно, осознание смысла проблемной ситуации и формирование ее новых значений.
· Формирование способности ребенка к произвольной регуляции деятельности на основе подчинения поведения системе правил, регулирующих выполнение роли, и правил, регулирующих поведение в игровой комнате.
Результативность:
· Снятие агрессивности при работе с песком и пластилином на момент «здесь и сейчас» у аутичных детей, у агрессивных детей.
· Формируется умение договариваться, планировать свою деятельность.
· Обеспечивает эффективное эмоциональное отреагирование, придает ему социально приемлимые допустимые формы.
· Создает благоприятные условия для развития произвольности и способности к саморегуляции.
· При проведении коррекционной работы отслеживалось эмоциональное состояние детей по цветовому тесту М. Люшера до занятия и после занятия, где рассматривались такие показатели: работоспособность, показатель тревоги и интенсивности тревоги, показатель компенсации.
· Анализируя данные наблюдения, можно отметить, что у 95 % детей было выражено позитивное отношение к занятиям, в последствии у них улучшились отношения в классе со сверстниками и учителями.