ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене

Организация исследования

Для изучения личностной, интеллектуальной и волевой составляющих психологической готовности был проведен констатирующий эксперимент. Исследование проводилось среди учащихся 4 классов МБОУ «СОШ № 2 г. Осы» 2013-2014 учебном году и среди учащихся 5 классов 2014-2015 учебном году. В исследовании приняли участие 79 учащихся.

Для проведения исследовании была взята методика Р. Кеттелла «Модифицированный факторный детский личностный опросник» [15, c. 247].

Личностные факторы, используемые в детском варианте вопросника, представляют собой:

Низкие значения фактора (1-3 стена)

Замкнутый, недоверчивый, обособленный, равнодушный

//////---------------

-А+

Высокие значения фактора (8-10 стенов)

Открытый, доброжелательный, общительный, участлив

Высокая оценка характеризует ребенка как эмоционально-теплого, общительного, веселого. Ребенок с низкой оценкой по этому фактору отличается недоверчивостью, чрезмерной обидчивостью, отсутствием интуиции в межличностных отношениях, в его поведении часто наблюдаются негативизм, упрямство, эгоцентризм. Дети с высокими оценками по фактору А лучше приспособлены социально, девочки в среднем имеют более высокие показатели по сравнению с мальчиками.

Низкая степень Высокая степень

сформированности -В+ сформированности

интеллектуальных функций, интеллектуальных функций,

преобладают конкретные достаточно развиты

формы мышления, объем абстрактные формы мышления,

знаний невелик большой объем знаний

Высокие оценки по данному фактору отражают хороший уровень развития вербального интеллекта, таких его функций, как обобщение, выделение частного из общего, овладение логическими и математическими операциями, легкость усвоения новых знаний. Ребенок с низкими оценками выполняет предложенные задания, используя лишь конкретно-ситуационные признаки, примитивно подходит к решению своих проблем. У этих детей часто отмечается плохое внимание, утомляемость. По этому фактору прослеживаются различия между, успевающими и неуспевающими школьниками, дети старшей возрастной группы имеют более высокие оценки.

Неуверенный в себе, легко ранимый, неустойчивый

-С+

Уверенный в себе, спокойный, стабильный

Высокие значения фактора С отражают уверенность в себе и, соответственно, спокойствие, стабильность, лучшую подготовленность к успешному выполнению школьных требований. Низкие значения регистрируются у детей, которые остро реагируют на неудачи, оценивают себя как менее способных по сравнению со сверстниками, обнаруживают неустойчивость настроения, плохо контролируют свои эмоции, испытывают трудности в приспособлении к новым условиям. На отрицательном полюсе группируются дети и с неблагополучием в учебной деятельности.

Неторопливый, сдержанный, флегматичный

-D+

Нетерпеливый, активный, легко возбудимый

Дети с высокой оценкой по этому фактору обнаруживают повышенную возбудимость или сверхреактивность на слабые провоцирующие стимулы, чрезвычайная активность у них порой сочетается с самонадеянностью. Для них характерно моторное беспокойство, отвлекаемость, недостаточная концентрация внимания. Формирование этого качества связано как с особенностями темперамента, так и с условиями воспитания. Низкая оценка по этому фактору трактуется как эмоциональная уравновешенность, сдержанность. Мальчики имеют в среднем более высокие значения по сравнению с девочками.

Послушный, зависимый, уступчивый

-E+

Доминирующий, независимый, напористый

Высокие оценки регистрируются у тех, кто имеет выраженную склонность к самоутверждению, противопоставлению себя как детям, так и взрослым, и отличается стремлением к лидерству и доминированию. Проявление этого свойства у детей нередко сопровождается поведенческими проблемами, наличием агрессии; лидерские тенденции часто не находят реального воплощения, т.к. многим формам социального взаимодействия им еще предстоит обучиться. У детей проявление этого фактора нередко выражается в виде «разговорчивости». При низких оценках ребенок демонстрирует зависимость от взрослых и других детей, легко им подчиняется. Значение этого фактора достоверно выше у школьников старшей возрастной группы.

Благоразумный, рассудительный, осторожный, серьезный

-F+

Склонный к риску, беспечный, храбрый, веселый

Дети, имеющие высокую оценку по этому фактору, отличаются энергичностью, активностью, отсутствием страха в ситуации повышенного риска; им, как правило, присущи переоценка своих возможностей и чрезмерный оптимизм. Значения фактора Fне меняются в рассматриваемом возрастном диапазоне и отражают половые различия: мальчики по сравнению с девочками показывают более высокие оценки.

Недобросовестный, Добросовестный,

пренебрегающий - G+ исполнительный,

обязанностями ответственный



Эта шкала отражает то, как ребенок воспринимает и выполняет правила и нормы поведения, предъявляемые взрослым. Низкие качества имеют дети, пренебрегающие своими обязанностями, не заслуживающие доверия, часто конфликтующие с родителями и учителями. У них отмечается непостоянство, несобранность, отсутствие стойкой мотивации. На положительном полюсе концентрируются школьники с высоким чувством ответственности, целеустремленные, добросовестные, аккуратные. Более высокие значения по этому фактору у детей младшей группы, девочки превосходят мальчиков

Робкий, застенчивый, чувствительный к угрозе

-H+

Социально-смелый, непринужденный, решительный

Этот фактор у детей отражает особенности взаимоотношений ребенка со взрослыми (родителями и учителями). Ребенок с высоким значением по фактору H непринужден и смел в общении, легко вступает в контакт со взрослыми, дети с низким значением фактора проявляют застенчивость и робость.

Реалистичный, практичный, полагающийся на себя

-I +

Чувствительный, нежный, зависимый от других

Положительный полюс отражает эмоциональную сензитивность, богатое воображение, эстетические наклонности, «женственную» мягкость и зависимость, отрицательный – реалистический подход в решении ситуации, практицизм, мужественную независимость. Наблюдения показывают, что ребенок с высокой оценкой по этому фактору мягкий, сентиментальный, доверчивый, нуждающийся в поддержке, в большой степени подверженный влиянием внешней среды. У девочек значения достоверно выше, чем у мальчиков.

Безмятежный, спокойный, оптимистичный

- O +

Тревожный, озабоченный, полный мрачных опасений

Ребенок, имеющий высокую оценку по данному фактору, полон предчувствия неудач, легко выводится из душевного равновесия, часто имеет пониженное настроение, в то врем как ребенок с низкой оценкой спокоен, редко расстраивается. Рассматриваемое свойство личности является основой возникновения невротичности. Высокий балл может быть показателем тревоги или депрессии в зависимости от ситуации.

Низкий самоконтроль, Высокий самоконтроль, хорошее плохое понимание -Q3+ понимание социальных нормативов

социальных нормативов

Высокое индивидуальное Q3 может быть расценено как лучшая социальная приспособленность, более успешное овладение требованиями окружающей жизни. Низкий Q3выделяет того, кто не умеет контролировать свое поведение в отношении социальных нормативов, плохо организован.

Расслабленный, - Q4 + Напряженный,

спокойный, раздражительный,

невозмутимый фрустрированный

Ребенок с высоким значением этого фактора отличается избытком побуждений, которые не находят практической разрядки в процессе деятельности. В его поведении преобладает нервное напряжение. Нередко высокий Q4 отмечается у школьников с низкой успеваемостью, имеющих достаточно хорошие интеллектуальные способности. Ребенок с низкой оценкой спокоен и невозмутим.

Предлагаемый детский личностный вопросник содержит 120 вопросов, которые касаются самых различных сторон жизни ребенка: взаимоотношений с одноклассниками, отношений в семье, поведения на уроке, на улице, социальных установок, самооценки и прочее. К каждому вопросу теста дается два ответа на выбор и только к вопросам В - три варианта ответа.

Для проведения детям раздаются тестовые брошюры и опросные листы (Таблица 3). Каждый школьник пишет свое имя, фамилию, возраст, класс, № школы и другую информацию, которую экспериментатор хотел бы получить, в верхней части опросного листа.

Перед тем, как приступить к работе проводится инструкция.

Инструкция: «Дорогие ребята, мы проводим изучение характера школьников. Предлагаем анкету с рядом вопросов. Здесь не может быть «правильных» или «неправильных» ответов. Каждый должен выбрать ответ наиболее подходящий для себя. Вопросы состоят из двух частей, разделенных словом «или». Читая вопросы, выбирай ту часть, которая подходит тебе больше. В листке для ответов против каждого номера вопроса имеется два квадратика, соответствующие левой части вопроса (все, что находится до слова «или») и правой (все, что находится после слова «или»). Поставь крестик (х) в квадратике, который соответствует той части вопроса, которую ты выбрал. В некоторых вопросах может не быть формулировок, подходящих для тебя точно (или бывает «и так, и так»). Тогда отмечай ту, которая подходит тебе больше (или чаще так бывает). Если вопрос вызывает затруднение, обращайся за помощью к тому, кто проводит исследование, для этого подними руку. Не надо думать подолгу над одним вопросом. Отметил один и сразу же переходи к следующему. Есть вопросы, имеющие три варианта ответов (11, 15, 19, 23, 27). Просмотри все варианты и выбери один из них. Не разрешается пропускать вопросы, а также давать больше одного ответа на вопрос»

Тест адаптированного модифицированного варианта детского личностного опросника Кеттелла

Часть 1

1. Ты быстро справляешься со своими домашними обязанностями илиты их выполняешь долго

2. Если над тобой подшутили, ты немного сердишься или ты смеешься

3. Ты думаешь, что почти все можешь сделать как надо или ты можешь справиться только с некоторыми заданиями

4. Ты часто делаешь ошибки или ты их почти не делаешь

5. У тебя много друзей или не очень много

6. Другие мальчики (девочки) умеют больше, чем ты илиты можешь столько же

7. Всегда ли ты хорошо запоминаешь имена людей или случается, что ты их забываешь

8. Ты много читаешь или большинство ребят читают больше

9. Когда учитель выбирает другого мальчика (девочку) для работы, которую ты сам хотел сделать, тебе становится обидно или ты быстро об этом забываешь

10. Какое слово будет противоположным по значению к слову «СОБИРАТЬ»?

«РАЗДАВАТЬ» или «НАКАПЛИВАТЬ» или«БЕРЕЧЬ»

11. Ты обычно молчаливый илимного говоришь

12. Если мама на тебя сердится, это иногда бывает ее ошибкой илиу тебя ощущение, что ты сделал что-то неправильно

13. Тебе понравилось бы больше заниматься с книгами в библиотеке илибыть капитаном дальнего плавания

14. Какая из следующих букв отличается от двух других?

«С» или«Т» или«У»

15. Ты можешь вечером долго сидеть спокойно илиначинаешь ерзать

16. Если ребята (девочки) беседуют о каком-то месте, которое и ты хорошо знаешь, ты тоже начинаешь рассказывать о нем что-нибудь илиты ждешь, когда они кончат

17. Ты смог бы стать космонавтом или ты думаешь, что это слишком сложно

18. Дан цифровой ряд: 2, 4, 8, … Какая следующая цифра в этом ряду?

10 или16 или12

19. Твоя мама говорит, что ты слишком живой и беспокойный илиты тихий и спокойный

20. Ты охотнее слушаешь, как рассказывает кто-то из ребят или тебе больше нравится рассказывать самому

21. В свободное время ты лучше почитал бы книгу илипоиграл в мяч

22. Дана группа слов: «ХОЛОДНЫЙ», «ГОРЯЧИЙ», «МОКРЫЙ», «ТЕПЛЫЙ». Одно слово не подходит по смыслу к остальным. Какое?

«МОКРЫЙ» или «ХОЛОДНЫЙ» или «ТЕПЛЫЙ»

23. Ты всегда осторожен в своих движениях илибывает, когда ты бегаешь, задеваешь за предметы

24. Ты тревожишься, что тебя могут наказать илитебя это никогда не волнует

25. Тебе больше понравилось бы строить дома, когда ты вырастешь илибыть летчиком (пилотом, стюардессой)

26. Когда КОЛЕ было столько же лет, сколько НАТАШЕ сейчас, АНЯ была старше его. Кто моложе всех?

КОЛЯ или АНЯ или НАТАША

27. Учитель часто делает тебе замечания на уроках илиты, считаешь, что ведешь себя так, как надо

28. Когда твои друзья спорят о чем-то, ты вмешиваешься в их спор илимолчишь

29. Ты можешь заниматься, когда другие в классе разговаривают, смеются иликогда ты занимаешься, должна быть тишина

30. Ты слушаешь «Новости» по телевизору или ты идешь играть, когда они начинаются

31. Тебя обижают взрослые или они тебя хорошо понимают

32. Ты спокойно переходишь улицу, где большое движение транспорта илиты немного волнуешься

33. С тобой случаются большие неприятности илимелкие, незначительные

34. Если ты знаешь вопрос, ты сразу же поднимаешь руку или ждешь, когда тебя вызовут, не поднимая руки

35. Когда в класс приходит новичок, ты с ним знакомишься, как и все остальные ребята или тебе надо больше времени

36. Охотнее ты стал бы водителем какого-нибудь транспорта (автобуса, троллейбуса, такси) иливрачом

37. Ты часто огорчаешься, когда что-то не сбывается илиредко

38. Когда кто-то из детей просит помочь им на контрольной работе, ты говоришь, чтобы он сам все решал или помогаешь, если не увидит учитель

39. В твоем присутствии взрослые разговаривают между собой илиони частенько слушают тебя

40. Если ты слышишь грустную историю, слезы могут навернуться на твои глаза илиэтого не бывает

41. Большинство твоих планов тебе удается осуществить илипорой получается не так, как ты задумал

42. Когда мама зовет тебя домой, ты продолжаешь играть еще немного илиидешь сразу же

43. Можешь ли ты свободно встать в классе и что-то рассказать или ты робеешь, смущаешься

44. Понравилось ли тебе оставаться с маленькими детьми или не понравилось бы оставаться с ними

45. Бывает так, что тебе одиноко и грустно или такого с тобой не бывает

46. Уроки дома ты делаешь в разное время дня или в одно и то же время дня

47. Хорошо ли тебе живется илине совсем хорошо

48. С большим удовольствием ты отправился бы за город, полюбоваться красивой природой или на выставку современных машин(новых товаров)

49. Если тебе делают замечания, ругают, ты сохраняешь спокойствие и хорошее настроении или сильно расстраиваешься

50. Скорее тебе понравилось бы работать на кондитерской фабрике или быть учителем

51. Когда ребята шумят в классе, ты всегда сидишь тихо илиты шумишь вместе с ними

52. Если тебя толкают в автобусе, ты считаешь, что ничего особенного не произошло или тебя это сердит

53. Случалось тебе делать что-то такое, чего бы ни следовало делать или такого не случалась с тобой

54. Ты предпочитаешь друзей, которые любят побаловаться, побегать, пошалить или тебе нравится более серьезные

55. Ты испытываешь беспокойство, раздражение, когда приходится сидеть тихо и ждать, пока что-то начнется илитебе не доставляет никакого труда долгое ожидание

56. Охотнее ты сейчас бы ходил в школу или поехал путешествовать

57. Бывает иногда, что ты злишься на всех илиты всегда доволен всеми

58. Какой учитель тебе больше понравился бы больше: мягкий, снисходительный или строгий

59. Дома ты ешь все, что тебе предлагают или ты протестуешь, когда дают пищу, которую ты не любишь

Часть 2

1. К тебе хорошо относятся почти все илитолько некоторые люди

2. Когда ты утром просыпаешься, ты сначала сонный и вялый илитебе сразу хочется повеселиться

3. Ты заканчиваешь свою работу быстрее, чем другие или тебе надо немного больше времени

4. Бываешь ли ты иногда не уверен в себе или ты уверен в себе

5. Ты всегда радуешься, когда видишь своих школьных друзей или иногда тебе не хочется никого видеть

6. Говорит ли тебе мама, что ты медлителен илиты делаешь все быстро

7. Другим детям нравиться, то что ты предлагаешь илиим не всегда нравится

8. В школе ты выполняешь все точно так, как требуют или твои одноклассники выполняют требования учителя более точно

9. Думаешь ли ты, что дети пытаются тебя перехитрить илиотносятся к тебе по-дружески

10. Ты делаешь все всегда хорошо или бывают дни, когда у тебя ничего не получаются

11. Больше всего общего с «ЛЬДОМ», «ПАРОМ», «СНЕГОМ» имеют

«ВОДА» или«БУРЯ» или«ЗИМА»

12. Ты сидишь во время урока спокойно илилюбишь повертеться

13. Ты возражаешь иногда своей маме илиты ее побаиваешься

14. Тебе больше нравится кататься на лыжах в парке, в лесу иликататься на лыжах с высоких гор

15.«ХОДИТЬ» так относиться к слову «БЕГАТЬ», как «МЕДЛЕННО» к слову

«ВЕРХОМ» или «ПОЛЗКОМ» или «БЫСТРО»

16.Ты считаешь, что ты всегда вежлив или бываешь надоедливым

17. Говорят ли, что с тобой трудно договариваться (ты любишь настаивать на своем) или с тобой легко иметь дело

18. Менялся ли ты с кем-нибудь из ребят своими вещами (карандашом, линейкой, ручкой) илиты этого никогда не делал

19. Дан цифровой ряд: 7, 5, 3, … Какая следующая цифра в этом ряду?

2 или 1 или9

20. Хочется ли тебе иногда быть непослушным или у тебя никогда нет такого желания

21. Твоя мама делает все лучше, чем ты или часто твое предложение бывает лучше

22. Если бы ты был диким животным, ты охотнее стал быстрой лошадью или львом (тигрицей)

23. Дана группа слов «НЕКОТОРЫЕ», «ВСЕ», «ЧАСТО», «НИКТО». Одно

Слово не подходит к остальным. Какое?

«ЧАСТО» или «НИКТО» или «ВСЕ»

24. Когда тебе сообщают приятную новость, ты радуешься спокойно или тебе от радости хочется прыгать

25. Если кто-то к тебе относится не очень хорошо, ты прощаешь ему это илиты относишься к нему так же

26. Что тебе больше понравилось бы в бассейне: плавать илинырять с вышки

27. Вова моложе Пети, Сережа моложе Вовы. Кто самый старший?

СЕРЕЖА или ВОВА илиПЕТЯ

28. Учитель иногда говорит, что ты недостаточно внимателен и допускаешь много помарок в тетради или от этого почти никогда не говорит

29. В спорах ты что бы то ни стало, стремишься доказать, что ты хочешь илиспокойно можешь уступить

30. Ты лучше послушал бы историю о войне или о жизни животных

31. Ты всегда помогаешь новым ученикам, которые пришли к вам в класс или обычно это делают другие

32. Ты долго помнишь о своих неприятностях или ты быстро о них забываешь

33. В игре ты с большим удовольствием изображал (шила) бы пилота сверхзвукового самолета (наряды) или известного писателя (балерину)

34. Если мама тебя отругала, ты становишься грустным или настроение у тебя почти не портится

35. Ты всегда собираешь свой портфель с вечера илибывает, что делаешь это утром

36. Хвалит ли тебя учитель илион о тебе мало говорит

37. Можешь ли ты прикоснуться к пауку или паук тебе неприятен

38. Часто ли ты обижаешься или это случается редко

39. Когда родители говорят, что тебе пора спать, ты сразу же идешь или еще немного продолжаешь заниматься своим делом

40. Ты смущаешься, когда приходится разговаривать с незнакомым человеком или ты совсем не смущаешься

41. Ты скорее стал бы художником или охотником (парикмахером)

42. У тебя все удачно выходит или бывают неудачи

43. Если ты не понял условие задачи, ты обращаешься к товарищу или к учителю

44. Можешь ли ты рассказывать смешные истории так, чтобы все смеялись илиты находишь, чтоэто не очень легко делать

45. После урока тебе хочется некоторое время побыть около учителя илитебе хочется сразу же идти гулять в коридор

46. Иногда ты сидишь без дела и чувствуешь себя плохо илис тобой такого не бывает

47. По пути из школы ты останавливаешься поиграть или после школы ты идешь сразу домой

48. Всегда ли твои родители выслушивают тебя илиони часто сильно заняты

49. Когда ты не можешь выйти из дома, тебе грустно илитебе это безразлично

50. У тебя мало затруднений илимного

51. В свободное время ты лучше пошел бы в кино илисажать деревья (цветы) во дворе

52. Ты охотнее расскажешь маме о твоих школьных делах или о прогулке, экскурсии

53. Если друзья берут твои вещи без спроса, ты считаешь, что в этом нет ничего особенного илиты сердишься на них

54. При неожиданном звуке тебе случалось вздрогнуть или ты просто оглядываешься

55. Тебе больше нравится, когда вы с ребятами рассказываете что-то друг другу илитебе больше нравится играть с ними

56. Повышаешь ли ты голос в разговоре, когда сильно взволнован илиты всегда разговариваешь спокойно

57. Охотнее ты пошел бы на урок илипосмотрел бы встречу по футболу

58. Если ты слушаешь радио илисмотришь телевизор, мешают тебе посторонние разговоры илиты их не замечаешь

59. Бывает ли тебе трудно в школе илитебе легко в школе

60. Если тебя дома чем-то разозлили, ты спокойно выходишь из комнаты или выходя их комнаты, ты можешь хлопнуть дверью.

Указания для обработки

Для обработки был использован стандартный шаблон-ключ (Таблица 4). Каждый фактор на шаблоне обозначен буквой и те ответы, которые совпадают с шаблоном, оценивались в один балл. Затем все баллы (1-й и 2-й части) суммировались по каждому фактору. Полученная сумма баллов есть предварительная «сырая» оценка, которая записывается внизу опросного листа против соответствующего фактора. Каждая предварительная оценка переводилась в «шкальную» - стандартную («стен») путем соотнесения с нормативными данными, представленными в виде таблиц, различных для детей разного пола и возраста (8-10 лет или 11-12 лет).

Данные в стенах (Таблицы 1, 2), полученные в результате обследования, являются материалом данного теста.

Таблица 1

Нормативные данные

Стеновые нормы: мальчики 11-12 лет (п =141)

Стены Факторы ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru
A 4-5 5,6 2,5
B 0-2 - 6,9 1,8
C 4-5 5,2 2,5
D 2-3 5,6 2,4
E 0-1 5,6 2,1
F 0-1 2-3 - 6,6 2,0
G - 6-7 9-10 2,1
H 0-1 5,8 2,3
I - 8-10 3,4 1,9
O - 5-6 9-10 3,9 2,5
Q3 - 8-10 3,6 2,1
Q4 3-4 6,0 2,4

Таблица 2

Нормативные данные

Стеновые нормы: девочки 11-12 лет (п =135)

Стены Факторы ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
A 0-2 - 6,3 2,2
B 0-3 - - 7,3 1,8
C 4-5 5,2 2,6
D 3-4 5,1 2,5
E 0-1 5,0 2,1
F 0-1 4,8 2,1
G 6-7 5,2 2,2
H 0-1 5-6 - 6,3 2,2
I 0-2 - 6,3 1,8
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
O 6-7 4,4 1,9
Q3 6-7 4,8 2,4
Q4 2-3 5,8 2,5

Таблица 3

Бланк ответов

Фамилия Имя Дата
Част I ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru 1 ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru 11 ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru 31 ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru 51 Часть II ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru 1 ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru 11 ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru 31 ГЛАВА 2. исследование психологической готовности к обучению в среднем звене - student2.ru 51
Факторы A B C D E F G H I O Q3 Q4
Часть I +Часть II                        
Стандартные оценки                        
                                 

Таблица 4

Ключ

Наши рекомендации