Виды мышления. Выделяют три вида мышления, которые последовательно формируются в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление
Выделяют три вида мышления, которые последовательно формируются в онтогенезе: наглядно-действенное, наглядно-образное и абстрактно-логическое мышление.
В преддошкольном возрасте (до трех лет включительно) мышление, в основном, наглядно-действенное. Наглядно-действенное мышление – решение мыслительных задач в процессе практической деятельности. Наглядно-действенное мышление – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование ситуации в процессе действий с предметами. Ребенок анализирует и синтезирует познаваемые объекты по мере того, как он руками практически разъединяет, расчленяет и вновь объединяет, соотносит, связывает друг с другом те или иные предметы, воспринимаемые в данный момент. Любознательные дети часто ломают игрушки именно с целью выяснить «что там внутри».
Наглядно-образное мышление возникает преимущественно у дошкольников, то есть в возрасте четырех-семи лет. Наглядно-образное мышление тесно связано с восприятием. Здесь не требуется систематического практического манипулирования с объектом, но во всех случаях необходимо отчетливо воспринимать и наглядно представлять этот объект. Дошкольники мыслят лишь наглядными образами и еще не владеют понятиями (иллюстрациями могут служить эксперименты Жана Пиаже по наглядно-образному мышлению). Наглядно-образное мышление – вид мышления, опорой которому служат представления и образы. В процессе наглядно-образного мышления человек представляет ситуацию как в наличном ее состоянии, так и в тех изменениях, которые он хотел бы получить в результате своей будущей деятельности. Важнейшая особенность наглядно-образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления, в котором оценивается лишь реальное преобразование ситуации, в наглядно-образном мышлении ситуация изменяется только в своем мысленном образе.
Абстрактно-логическое мышление – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями. Абстрактное мышление развивается у детей в школьном возрасте. В конце школьного обучения формируется система понятий. У взрослых людей представлены все виды мыслительной деятельности. Преобладание того или иного вида мышления может быть связано с профессиональной деятельностью: у техников, инженеров, конструкторов особое развитие получает наглядно-действенное мышление, у писателей – наглядно-образное (конкретно-чувственное), у математиков – абстрактное. В профессиональной деятельности врача важны все три вида мышления.