Об»ект, предмет, цели и задачи акмеологии.
Тема 1.
Акме
Акме – вершина, логос – наука.
Акме в переводе с древнегреческого достижение. Там на надгробных камнях писали не даты рождения-смерти, а те достижения, которых он (покойник) достиг при жизни
Акме - вершина, пик, зрелость, достижения.
Взрослость и зрелость разведены как понятия. Но в большинстве случаев эти понятия совпадают в отдельно взятом человеке.
Тема 2.
Акмеология как наука о личностном и профессиональном росте человека.
Пока мы растем и развиваемся, мы являемся личностью, в период стагнации мы уже как личность не представлены, тк пользуемся тем, что уже есть, те. идем по накатанной. (с)
Наука о закономерностях и путях достижения максимального совершенства во всех видах жизнедеятельности человека.
Сам термин введен Рыбниковым в 1928 году. Он рассматривал акмеологию как раздел возрастной психологии. Этот раздел назывался на тот момент психология взрослости и зрелости.
В 1969 году наш отечественный психолог Ананьев опубликовал свою работу «Человек как предмет познания» и в ней он уже сформулировал проблемы акмеологии. Именно поэтому это направление имеет двух, так сказать, родоначальников
15 июня 1991 года – акмеология зарегистрирована как самостоятельная наука.
В 1993 году наш психолог академик А. А. Бодалёв опубликовал свою работу «Акмеология как учебная и научная дисциплина».
Тема 3.
История формирования акмеологии как науки.
1 этап. 1928 год, когда Рыбников вводит термин акмеология. «…это, возможно, будет наука о развитии зредых людей» (с)
2 этап. Середина 20 века. Именно Ананьев определил акме как период активного развития и овладения полным комплексом социальных и профессиональных функций взрослого человека.
3 этап. 70 годы 20 века. Прежде всего, это Ананьев, Степанова и Обозов. В своих работах они пришли к тому, что действительность (окружающее) рассматривается в рамках совершенствования созидательной деятельности. Они считали, что цель труда – преобразующая. Создание чего-то нового и есть то самое акме – достижение.
В это же время отечественный психолог Кузьмина так же работала в рамках акмеологии(в том числе), и ее труды в этом направлении были связаны с влиянием (конкретно) способностей взрослого человека на меру продуктивности при достижении результата.
4 этап. 90 годы 20 века. В 1991 году через несколько месяцев после регистрации акмеологии как науки, была открыта первая кафедра акмеологии и психологии профессиональной деятельности. Эта кафедра была создана по инициативе Бодалёва и Деркача, эта первая кафедра была открыта в Российской Академии Государственной службе при Президенте РФ. Существует по сию пору.
В 1992 году в СпБ была зарегистрирована научно-общественная организация: Российская Академия акмеологически наук. Это не учебное заведение, а научно-общественная организация, что бы об»единить спецов в этой теме, проводить конференции, выпускать литературу и т.д. В 1995 году там же в Спб было создано учебное заведение акмеологического профиля, в 95 году он назывался Санкт-Петербургская акмеологическая академия. Сегодня это Санкт-Петербургский институт психологии и акмеологии.
1996 год. Начинает выходить сборник статей «Акмеология»
5 этап. Начало 21 века и по сейчас. На сегодня акмеология окончательно сформирована как отдельная дисциплина, но от психологии так и не оторвалась, но институтов по РФ около 20, где есть кафедры психологии и акмеологии. Полно учебников и пособий.
Сборник статей «Акмеология» в 2002 году превратился в журнал «Акмеология». Выходит 4 раза в год.
Тема 4.
Об»ект, предмет, цели и задачи акмеологии.
Об»ект акмеологии– прогрессивно развивающаяся зрелая личность, самореализующаяся в разных сферах жизнедеятельности и достигающая вершины в своём развитии.
Предмет – это поиск закономерностей саморазвития и самосовершенствования зрелой личности, самореализации в разных сферах, самообразовании, самокоррекции и самоорганизации.
Цель – это совершенствование человека, помощь в достижении им вершин в физическом, духовно-нравственном и профессиональном развитии, а так же гуманизация этого развития.
Семь групп научных задач акмеологии:
1. Научное освещение феномена акме.
2. Изучение общих и частных закономерностей достижения акме.
3. Выявление условий и факторов, способствующих или препятствующих достижению акме. Это и внешние и внутренние условия и факторы, в свою делятся на сопутствующие и препятствующие и т.д.
4. Разработка собственно акмеологических методов исследования и развития личности. Основные методы взяты из психологии и педагогики, так что разработка своих методов актуальна.
5. Разработка акмеологических моделей профессионализма и профессионала для разных видов профессиональной деятельности.
6. Создание собственно акмеологических технологий прогрессивного развития личности и, в первую очередь, профессионализма.
7. Конкретные прикладные акмеологические исследования.
Тема 5