Воображение
Воображение – это психический познавательный процесс создания новых представлений на основе имеющегося опыта, т.е. процесс преобразующего отражения действительности.
Особенности воображения: а) актуализируется в ситуациях, характеризующихся неопределенностью, неполнотой, противоречивостью условий, повышенной личностной значимостью; б) тесная связь с эмоциями и чувствами (эмоции стимулируют работу воображения); в) относительная свобода от логических правил и условностей социальной жизни (человек может в субъективной форме создавать такие конструкции, существование которых просто невозможно с точки зрения науки и жизненной практики (кентавр, золотая рыбка и т.п.)).
Воображение имеет большое значение для человека. Благодаря воображению он ставит цели, планирует свою деятельность, творит, создает предметы материальной и духовной культуры. Воображение позволяет человеку ориентироваться и находить решения в ситуациях, когда практические действия просто невозможны. Именно таким образом человек может в субъективном плане выходить за рамки наличной жизненной ситуации, перемещать себя в будущее или прошлое, находить принципиально новые решения.
Воображение играет важную роль в саморегуляции психического состояния. Субъективно погружая себя с помощью специально созданных образов в определенные жизненные ситуации, человек может освобождаться от внутренней напряженности, управлять многими психофизиологическими процессами и состояниями, расслабляться, настраиваться на решение поставленных задач и т.п. Так, некоторые люди способны произвольно воздействовать на протекание физиологических процессов: изменять ритмику дыхания, частоту пульса, температуру тела. Врачи утверждают, что в основе многих заболеваний лежат именно переживания, сопровождаемые различными фантазиями.
Воображение представляется важнейшим инструментом общения и межличностного понимания. Например, один из основных приемов понимания другого человека заключается в умении мысленно посмотреть на ситуацию и на самого себя его глазами.
Выделяют различные виды воображения:
1) В соответствии с критерием активности со стороны субъекта:
· непроизвольное, которое связано с непреднамеренным (спонтанным) возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли. Типичным примером могут служить фантазии, сновидения, видения и грезы. Непреднамеренное воображение актуализируется в том случае, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей;
· произвольное, когда человек по собственному желанию целенаправленно усилием воли создает новые образы. Оно характерно для деятельности представителей творческих профессий.
2) В зависимости от уникальности создаваемого продукта (результата):
· репродуктивное (воссоздающее), когда реальность воспроизводится в почти не переработанном виде, т.е. примерно так, как она была воспринята субъектом. Поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество. Например, при чтении книги в воображении воссоздаются воспринимаемые из описания образы героев того или иного художественного произведения. Но созданы они были не читателем, а автором произведения.
· продуктивное (творческое), которое предполагает преобразование реальных образов действительности и создание на их основе новых, оригинальных и ценных субъективных продуктов. В результате творческой деятельности создаются произведения искусства и литературы, которые представляют собой творческое преобразование образов, взятых из реальной жизни. При создании нового образа человек преобразует, изменяет, соединяет черты известных объектов в необычные сочетания.
3) В зависимости от мотивов, побуждающих человека к созданию новых образов:
· прагматическое, имеющее четкую практическую ориентацию. Оно выступает для субъекта как инструмент решения конкретных жизненных задач. Например, художник-модельер создает образы модной одежды для того, чтобы воплотить их в реальную практику, кулинар придумывает образ праздничного торта для того, чтобы испечь его и т.п. Практическая реализация созданных проектов иногда требует значительных волевых усилий.
· гедонистическое, мотивы которого лежат в самом процессе фантазирования и творчества. Это могут быть непосредственные мотивы творчества, когда человек получает удовольствие от самого процесса, совершенно не заботясь о его практической стороне. Нередко бывает так, что творения подлинных художников, музыкантов не находят общественного признания и не приносят им ни материального благополучия, ни славы. Тем не менее, это не служит преградой для творчества. Движущей силой гедонистического воображения чаще всего являются сугубо личностные потребности и мотивы, которые по каким-то причинам не могут быть удовлетворены. Например, робкий молодой человек не осмеливается объясниться в любви, заурядный актер жаждет славы и т.д. Воображение может выступать в подобных случаях как иллюзорный способ удовлетворения соответствующих потребностей и мотивов. Субъект погружается в фантазии, рисуя для себя картины, где он успешно объясняется в любви, купается в успехе и славе и т.п. Такие фантазии важны для человека, как механизм психологической защиты, поскольку они действительно приводят к частичному удовлетворению значимых личностных потребностей и мотивов, к снижению внутренней напряженности.
4) В зависимости от модальности (формы) образов:
· зрительное, которое особенно хорошо развито у художников и дизайнеров;
· слуховое, реализуется на основе слуховых образов, необходимо звукорежиссерам и музыкантам;
· осязательное, которое у большинства людей развито незначительно. В основном оно представлено у слепорожденных людей и у специалистов, профессиональная деятельность которых тесно связана с осязанием;
· обонятельное и вкусовое «обслуживают» пищевую потребность. Они важны в профессиональной деятельности таких специалистов, как парфюмеры, виноделы, дегустаторы, повара и т.п.
5) В соответствии с содержанием порождаемых человеком образов:
· предметное воображение определяют образы предметной среды: природной и созданной человеком. Оно необходимо дизайнерам, рекламистам, кулинарам и т.д. Это воображение подчинено задачам предметной деятельности.
· социально-психологическое воображение представлено образами людей. Оно «обслуживает» общение и выступает как инструмент решения психологических задач: представить способы поведения человека в той или иной ситуации и т.п. Социально-психологическое воображение важно для каждого человека как субъекта общения. Оно должно быть развито у представителей таких профессий, чья деятельность невозможна без общения (руководителей, торговых агентов и т.п.).
Особым видом воображения является мечта. Мечта – это образ желаемого будущего. Особенностью мечты является построение таких образов, которые пока еще не осуществлены, а иногда и не могут осуществиться.
Образы, которые человек создает в своих мечтах, имеют следующие особенности: а) яркий, живой, конкретный характер, со многими деталями и частностями; б) слабая выраженность конкретных путей к осуществлению мечты, воображение этих путей и средств в самых общих чертах (в виде некоторой пока еще тенденции); в) эмоциональная насыщенность образа, его привлекательность для мечтающей личности; г) стремление соединить мечты с чувством уверенности в ее осуществимости, со страстным стремлением к претворению ее в действительность.
Воображение по своей природе активно. Оно стимулируется жизненными потребностями и мотивами и осуществляется с помощью особых психических действий, называемых приемами создания образов. Уровень развития воображения определяется тем, в какой мере человек владеет ими. К приемам воображения относятся:
1) Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. Речь здесь идет не о механическом объединении, а о подлинном синтезе, в результате чего вновь созданный в субъективном плане объект обретает соответствующие свойства и функции исходных. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках и т.п.).
2) Аналогия – это создание нового образа по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. При использовании этого метода сохраняются общие принципы строения и функционирования объекта и отношения между признаками, но изменяются какие-то отдельные элементы. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки и т.д.
3) Гиперболизация выражается в субъективном преувеличении (преуменьшении) размеров объекта (явления) или количества его отдельных частей и элементов. Например, образы Гулливера, мальчика с пальчик, многоголового дракона и др.
4) Акцентирование представляет собой субъективное выделение и подчеркивание каких-то характерных для объекта качеств. Например, если у прототипа героя художественного произведения достаточно хорошо выражены определенные черты характера, то писатель может их еще больше выделить. Это делает образ более ярким, характерным и выразительным, благодаря чему он лучше понимается и запоминается читателями.
5) Типизация – это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся, существенных признаков и воплощения их в новом образе. Новый образ напоминает исходные, но, тем не менее, представляет собой нечто принципиально другое. Этот прием широко используется в искусстве, когда создаются образы, отражающие характерные черты определенной группы людей (социальной, профессиональной, национальной). Например, образы Наташи Ростовой, Евгения Онегина и т. п.
6) Придача заключается в том, что объекту приписываются (придаются) не свойственные ему (чаще всего мистические) качества или функции. На его основе были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет и пр.
7) Перемещение – это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был, не может быть вообще или в которых субъект его никогда не видел. Очень широко используется для понимания других людей и в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой систему жизненных ситуаций, через которые писатель проводит своего героя.
Перечисленные приемы творческого воображения работают как единая система. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них. В большинстве случаев приемы создания образов работают в автоматизированном режиме и поэтому довольно плохо осознаются субъектом.