Средние значения и стандартные отклонения показателей самомониторинга

Группы Средняя Ст. откл.
Общая выборка студентов (мужчины и женщины, n = 110) 10,4 3,4
Мужчины (n = 52} 10,9 3,1
Женщины (n = 52) 9,5 3,7
Публичные профессии (n = 40) 12,3 2,0
Технические профессии (n = 47) 8,9 2,6

Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли и др.)

(Пикулева О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., 2004.)

Текст

Инструкция. Ниже приводятся утверждения, связанные с тем, как вы себя воспринимаете. Пожалуйста, внимательно прочтите инст­рукцию и постарайтесь дать как можно более точные и искренние ответы на все утверждения. Не существует верных и неверных отве­тов. Отвечая на вопросы, пожалуйста, обведите в кружок на приве­денной шкале ту цифру, которая в большей степени соответствует вашему поведению.

Очень редко 123456789 Очень часто

Я веду себя так, что другие боятся меня
Я использую свою силу для того, чтобы оказывать влияние на людей, когда мне это необходимо
Если я обижаю кого-то, я извиняюсь и обещаю больше этого не делать
Я даю объяснения до того, как делаю то, что может не понравиться окружающим
Я оправдываю свои поступки, чтобы уменьшить отрицательные реакции со стороны окружающих
Я рассказываю людям о своем успехе в тех делах, которые другие находят трудными
Я использую свои слабости, чтобы добиться расположения от окружающих
Я прошу других помочь мне
Я выражаю то же самое мнение, что и другие, для того чтобы они хорошо относились ко мне
Когда мне кажется, что я потерплю неудачу, я заблаговременно оправдываюсь
Я использую лесть, чтобы располагать к себе окружающих
Я заболеваю под грузом ответственности «делать все хорошо»
Я прошу прощения, если сделал что-то не так
Я навожу других на мысль о том, что не могу что-то сделать, для того чтобы получить помощь
Я стараюсь служить образцом того, как должен вести себя человек
После дурного поступка я стараюсь, чтобы окружающие поняли, что, если бы они были на моем месте, им пришлось бы поступить точно также
Я стараюсь заручиться поддержкой окружающих перед тем, как делать что-то, что может быть негативно воспринято
Я стараюсь загладить любую обиду, которую я причинил другим
Рассказывая другим о тех вещах, владельцем которых я являюсь, я также упоминаю об их стоимости
Я обращаю внимание на некорректные положения, заявления оппозиционных политических партий
Я стараюсь вызвать желание подражать мне, являясь для окружающих положительным примером
Когда я рассказываю кому-то о прошлых событиях, я претендую на больший вклад в выполнении положительных дел, чем это было на самом деле
Я рассказываю людям о своих достоинствах
Я стараюсь быть примером для подражания
Я заранее извиняюсь за действия, которые могут не понравиться другим
Я стараюсь убедить других вести себя так же положительно как я
Я подавляю других для того, чтобы самому выглядеть лучше
Я делаю одолжения для людей, чтобы расположить их к себе
Я признаю ответственность за плохой поступок, когда моя вина очевидна
Я преувеличиваю значимость моих достижений
Я нерешителен и надеюсь, что другие возьмут на себя ответственность за общее дело
Я угрожаю другим, когда полагаю, что это поможет мне получить от них то, что я хочу
Я высказываю мнения, которые понравятся окружающим
Я критически высказываюсь о непопулярных группах
Я стараюсь убедить других в том, что не отвечаю за неудачу
Когда дела не ладятся, я объясняю, что в этом нет моей вины
Я веду себя в соответствии с представлением о том, как другим следует себя вести
Я рассказываю другим о своих положительных качествах 1 23456789
Когда меня упрекают в чем-то, я извиняюсь
Я обращаю внимание на добрые дела, которые делаю, так как их могут не заметить другие люди
Я поправляю людей, которые недооценивают ценность подаренных мною подарков
Слабое здоровье - причина моих посредственных оценок в школе
Я помогаю другим, зная, что они помогут мне 123456789 8')
Я выдвигаю одобряемые другими причины для того, чтобы оправдать такое поведение, которое может не понравиться окружающим
Когда мое поведение кажется окружающим неправильным, я привожу веские причины для его оправдания
Когда я выполняю работу с кем-то, я стараюсь, чтобы мой вклад казался более значительным (чем это есть на самом деле)
Я преувеличиваю негативные качества тех людей, которые конкурируют со мной
Я придумываю извинения за плохое поведение
Я придумываю причины для оправдания за возможную неудачу
Я выражаю раскаяние, когда делаю что-то неправильно
Я запугиваю других
Когда я нуждаюсь в чем-то, я стараюсь хорошо выглядеть
Я недостаточно хорошо подготавливаюсь к экзаменам, потому что слишком вовлечен в общественную работу
Я говорю другим, что они сильнее и компетентнее меня, для того чтобы они сделали что-то для меня
Я претендую на доверие при выполнении дел, которых я прежде не делал
Я отрицательно высказываюсь по поводу людей, принадлежащих к конкурирующим группировкам
Я препятствую собственному успеху
Тревога мешает моим действиям
Я поступаю таким образом, чтобы вызвать страх у других, с целью побудить их делать то, что мне нужно
Когда я успешно справляюсь с заданием, я подчеркиваю его значимость
Я выдвигаю весомые обоснования своего поведения, независимо от того, насколько плохим оно может показаться окружающим    
Чтобы избежать упреков, я стремлюсь уверить окружающих в том, что не собирался причинить им какой-то вред
Я говорю людям комплименты, чтобы расположить их к себе
Совершив плохой поступок, я пытаюсь объяснить окружающим, что они на моем месте сделали бы то же самое

Спасибо!

Ключ

Подсчет баллов производится по девятибалльной шкале (от 1 — «редко проявляется в поведении» до 9 — «очень часто проявляется в поведении»).

Все вопросы распределяются на двенадцать групп тактик само­презентации: с 1 по 5 — тактики защитного типа, с 6 по 12 — такти­ки ассертивного типа самопрезентации.

Каждая тактика самопрезентации включает в себя определенные номера и количество вопросов (тактика 6 — «желание понравить­ся» включает 8 вопросов, остальные — по 5).

1. Оправдание с отрицанием ответственности — 35, 36, 39,48,62.

2. Оправдание с принятием ответственности — 05,44,45,61,64.

3. Отречение — 04, 10, 17, 25, 49.

4. Препятствование самому себе — 12, 42, 53, 57, 58.

5. Извинение - 03, 13, 18, 29, 50.

6.Желание/старание понравиться — 09,11,28, 33, 38,43, 52, 63.

7. Запугивание — 01, 02, 32, 51, 59.

8. Просьба/мольба — 07, 08, 14, 41, 54.

9. Приписывание себе достижений — 22, 23, 40, 46, 55.

10.Преувеличение своих достижений — 06, 19, 30,41, 60.

11.Негативная оценка других — 20, 27, 34,47, 56.

12.Пример для подражания — 15, 21,24,26, 37.

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8

Характеристика продукта

(Шнаппауф Р.А. Практика продаж.М.: АО Интерэксперт,2000.)

Продукт Покупательский мотив Польза для клиента
  Безопасность Прибыль Комфорт Престиж  
  Безопасность Прибыль Комфорт Престиж  

Если вы подумаете об этом сейчас, вам не потребуется это де­лать, находясь в процессе продажи с клиентом!!!

Техника «Свойство—выгода»

(Шнаппауф Р.А. Практика продаж.М.: АО Интерэксперт,2000.)

Название продукта: ...

Свойство продукта Переход к объяснению выгоды Выгода для клиента
  Для вас это означает  
  Это повысит ваш(и)  
  Это даст вам  
  Это обеспечивает  
  За счет этого вы экономите  
  Это позволяет вам  
  Это снижает ваш(и)  
  Это повышает ваш(и)  
  Это уменьшает ваше(и)  
  Это создает благоприятные условия для  
  Благодаря этому вы получаете  
  Это облегчает вам  

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 10

Методика «Критерии оценки информативности речи»

(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)

Методика разработана Р. Вердвебером и К. Вердербер. Они пред­лагают оценивать эффективность публичного выступления с двух позиций: 1) удовлетворенность аудитории выступлением оратора; 2) удовлетворенность самого оратора своим выступлением. Мето­дика «Критерии оценки информативности речи» и методика «Кри­терии оценки убеждающей речи» предназначены для выявления удовлетворенности аудитории выступлением оратора.

Текст

Инструкция. Уважаемый респондент! Отметьте, пожалуйста, пун­кты, которые были выполнены оратором успешно. Оцените каждый пункт по пятибалльной шкале:

5 — отлично;

4 — хорошо;

3 — средне;

2 — удовлетворительно;

1 — плохо.

Первичные критерии:

1. Состояла ли сформулированная цель речи в информировании аудитории?

2. Проявил ли выступающий креативность в развитии своих идей?

3. Удалось ли завоевать доверие к себе как владеющему предме­том выступления?

4. Было ли изложение информации интеллектуально стимули­рующим?

5. Продемонстрировал ли оратор актуальность информации?

6. Были ли расставлены акценты в выступлении?

7. Соответствовала ли структура речи ее целям и содержанию?

Общие критерии:

1. Была ли конкретная цель ясно сформулирована?

2. Было ли эффективным выступление?

3. Ясно ли были изложены основные положения?

4. Было ли эффективным заключение?

5. Была ли речь выступающего ясной, образной и структуриро­ванной?

6. Говорил ли выступающий с энтузиазмом?

7. Была ли его речь выразительной, спонтанной, беглой?

8. Установил ли выступающий зрительный контакт с аудиторией?

Методика «Критерии оценки убеждающей речи»

(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)

Текст

Инструкция. Уважаемый респондент! Отметьте, пожалуйста, пун­кты, которые были выполнены оратором успешно. Оцените каждый пункт по следующей шкале:

5 баллов — отлично;

4 балла — хорошо;

3 балла — средне;

2 балла — удовлетворительно;

1 балл — плохо.

Первичные критерии:

1. Была ли поставлена конкретная цель — повлиять на мнения слушателей или побудить их к действию?

2. Предоставил ли оратор четко сформулированные доводы?

3. Использовал ли для подкрепления этих доводов факты и экс­пертные мнения?

4. Соответствовала ли схема организации речи типу поставлен­ной цели и предполагаемому отношению аудитории?

5. Использовал ли оратор эмоциональный язык, для того чтобы мотивировать аудиторию?

6. Удалось ли создать в глазах публики образ достойного дове­рия человека, владеющего своим предметом?

7. Этично ли оратор подавал материал?

Общие критерии:

1. Ясно ли выражена конкретная цель речи?

2. Было ли вступление эффективным?

3. Соответствовала ли схема организации речи ее направлению и содержанию?

4. Было ли заключение эффективным?

5. Был ли язык ясным, живым, выразительным, соответствую­щим теме и аудитории?

6. Убедительна ли манера предоставления материала оратором?

7. Дайте речи одну из следующих оценок: 5,4, 3, 2, 1.

Математическая обработка. Подсчитав средние баллы, оцените эффективность выступления оратора.

Методика «Самоанализ выступления»

(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)

Методика разработана Р. Вердербером и К. Вердербером для са­мооценки удовлетворенности оратора своим выступлением.

Текст

Инструкция. Хороший ли вы оратор? Следующая анкета пред­назначена для проверки специфических характеристик, являющихся основами ораторского искусства. Рядом с каждым предложением поставьте балл, обозначающий тот ответ, который лучше всего оце­нивает ваше поведение при публичном поведении:

5 — практически всегда;

4 — часто;

3 — иногда;

2 — редко;

1 — никогда.

Характеристика ораторского искусства Балл
Когда меня просят выступить, я могу уверенно выбрать тему и определить цель речи  
Когда я выступаю с речью, то использую материал из разных источников  
Во время подготовки я четко формулирую главные пункты и организую их так, чтобы они укладывались в последовательную схему  
Во время подготовки я стараюсь добиться уверенности в том, что излагаю свои идеи так, чтобы они отвечали потребностям слушателей  
Когда я говорю, то чувствую, что аудитория воспринимает мой язык как живой и понятный  
Когда я говорю, то смотрю прямо на моих слушателей  
Когда я выступаю на публике, моя речь меняется по тону и громкости голоса и по скорости произношения слов  
Когда я говорю, мои движения помогают мне объяснять или подкрепляют мои идеи  
Когда я говорю, то выгляжу заинтересованным человеком и так ощущаю себя  
Я твердо знаю, что могу выступать на публике  
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие привлечь внимание слушателей  
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обеспечить понимание слушателями моей речи  
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие улучшить запоминание информации  
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие завоевать доверие слушателей  
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обосновать мои доводы, использовать аргументы  
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие мотивировать слушателей на конкретные действия  

Математическая обработка. Основываясь на ответах, выделите виды поведения, связанные с выступлением на публике, которые вам следовало бы изменить или улучшить.

Шкала «Способность к публичному выступлению»

(Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)

Для самоанализа выступлений предлагается также использовать шкалу Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению».

Текст

Инструкция. Пожалуйста, внимательно прочтите следующие утверждения. Если вы согласны с приведенными утверждениями, то отвечайте «да», если не согласны — «нет».

1. Моя речь производит хорошее впечатление.

2. Мне легко разговаривать почти со всеми людьми.

3. Мне легко смотреть на слушателя, когда я говорю с ним.
4. Мне бывает трудно разговаривать со своим начальником, учи­телем.

5. Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает.

6. Одни слова мне труднее произносить, чем другие.

7. Когда я говорю, то обычно думаю о том, как у меня это полу­чается.

8. Я легко могу поддержать любой разговор.

9. Моя речь иногда смущает моих собеседников.

10.Я люблю знакомить одного человека с другим.

11. Я часто задаю вопросы при групповом обсуждении проблемы.

12. Мне бывает трудно контролировать свой голос, когда я говорю.

13.Мне трудно выступать перед аудиторией.

14.Моя речь позволяет мне делать то, что мне нравится.

15. Когда я говорю, меня довольно легко и приятно слушать.

16.Иногда мне не нравится, как я говорю.

17.Я чувствую себя совершенно уверенно в разговорах с любыми людьми.

18. Я охотно говорю только с некоторыми людьми.

19.Я говорю лучше, чем пишу.

20.Я часто нервничаю, когда говорю.

21. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.

22. Я совершенно уверен в своей речи.

23. Я хотел бы говорить так же четко, как и другие люди.

24.Я часто не могу ответить спрашивающему из-за того, что бо­юсь заговорить.

Математическая обработка. Предлагаемая шкала создана в 1969 г. и предназначена для выявления тревоги перед публичным вы­ступлением. Эта шкала также называется «Карта контроля состоя­ния речи». Шкала выявляет степень тревоги перед публичным вы­ступлением и потенциальное заикание. Цель тестирования обычно не сообщается респонденту. При подсчете результатов теста ответ «да» оценивается в 1 балл, ответ «нет» — 0 баллов. Средняя оценка тревоги — 12 баллов.

Ключ

1)да 7) да 13) нет 19) да
2) да 8) да 14) да 20) нет
3)да 9) нет 15) да 21) нет
4) нет 10) да 16) нет 22) да
5) нет 11)да 17) да 23) нет
6) нет 12) нет 18) нет 24) нет

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 11

Карта «Культурных ассоциаций»

(Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово.2000.)

Страна Культурные ассоциации
Австрия Вальс, мирная страна, кофе со сливками, балы
Бельгия Кружева, пиво, коровы, Рубенс, Шарль де Костер
Великобритания Туман, Шекспир, замки, чай, джентльмен, Робин Гуд, футбол
Германия Пиво и сосиски, пунктуальность, Гитлер, «Мерседес», война
Греция Мифы и боги, античность, оливки, сиртаки, морепродукты
Испания Коррида, фламенко, быки, сиеста, Сальвадор Дали
Дания Гамлет, сказки, печенье, Андерсен, гадкий утенок
Италия Спагетти, пицца, Папа Римский, макароны, сыр
Норвегия Викинги, скалы, сельдь, снег, холод, фьорды
Россия Зима, береза, матрешка, водка, сказка, икра, балет, янтарь, калина, хоккей, культура
Финляндия Сауна, Санта-Клаус, водка, тишина, зима, лосось
Франция Мода, вино, духи, революция, любовь, свобода, «Шанель № 5», шампанское, кухня
Чехия Славяне, Ян Гус, люстры, башни, целебные источники, Кафка
Швейцария Часы, банки, курорты, шоколад, точность
Швеция «АББА», Карлсон, «Электролюкс», викинги, «Вольво», хоккей
Югославия Война, Дракула (вампир)

Анкета по оценке содержания тренинга межкультурных коммуникаций (авторская разработка С. 3. Гуриевой)

1. Что побудило вас принять участие в данном тренинге? Все ли было понятно в содержании тренинга?

Да Нет

Если «нет», то что именно?

2. Какие части программы были наиболее полезными, интересными?

3. Какие части программы были наименее полезными?

4. Дайте оценку тренинга в целом:

отлично хорошо удовлетворительно плохо очень плохо

Ваш комментарий: ...

Ваши предложения и пожелания по улучшению программы тре­нинга: ...

Спасибо за участие в тренинге!

ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 12

Наши рекомендации