Средние значения и стандартные отклонения показателей самомониторинга
Группы | Средняя | Ст. откл. |
Общая выборка студентов (мужчины и женщины, n = 110) | 10,4 | 3,4 |
Мужчины (n = 52} | 10,9 | 3,1 |
Женщины (n = 52) | 9,5 | 3,7 |
Публичные профессии (n = 40) | 12,3 | 2,0 |
Технические профессии (n = 47) | 8,9 | 2,6 |
Шкала измерения тактик самопрезентации (С. Ли, Б. Куигли и др.)
(Пикулева О.А. Гендерные, возрастные и профессиональные особенности тактик самопрезентации. Диссертация на соискание ученой степени кандидата психологических наук. СПб., 2004.)
Текст
Инструкция. Ниже приводятся утверждения, связанные с тем, как вы себя воспринимаете. Пожалуйста, внимательно прочтите инструкцию и постарайтесь дать как можно более точные и искренние ответы на все утверждения. Не существует верных и неверных ответов. Отвечая на вопросы, пожалуйста, обведите в кружок на приведенной шкале ту цифру, которая в большей степени соответствует вашему поведению.
Очень редко 123456789 Очень часто
Я веду себя так, что другие боятся меня | ||
Я использую свою силу для того, чтобы оказывать влияние на людей, когда мне это необходимо | ||
Если я обижаю кого-то, я извиняюсь и обещаю больше этого не делать | ||
Я даю объяснения до того, как делаю то, что может не понравиться окружающим | ||
Я оправдываю свои поступки, чтобы уменьшить отрицательные реакции со стороны окружающих | ||
Я рассказываю людям о своем успехе в тех делах, которые другие находят трудными | ||
Я использую свои слабости, чтобы добиться расположения от окружающих | ||
Я прошу других помочь мне | ||
Я выражаю то же самое мнение, что и другие, для того чтобы они хорошо относились ко мне | ||
Когда мне кажется, что я потерплю неудачу, я заблаговременно оправдываюсь | ||
Я использую лесть, чтобы располагать к себе окружающих | ||
Я заболеваю под грузом ответственности «делать все хорошо» | ||
Я прошу прощения, если сделал что-то не так | ||
Я навожу других на мысль о том, что не могу что-то сделать, для того чтобы получить помощь | ||
Я стараюсь служить образцом того, как должен вести себя человек | ||
После дурного поступка я стараюсь, чтобы окружающие поняли, что, если бы они были на моем месте, им пришлось бы поступить точно также | ||
Я стараюсь заручиться поддержкой окружающих перед тем, как делать что-то, что может быть негативно воспринято | ||
Я стараюсь загладить любую обиду, которую я причинил другим | ||
Рассказывая другим о тех вещах, владельцем которых я являюсь, я также упоминаю об их стоимости | ||
Я обращаю внимание на некорректные положения, заявления оппозиционных политических партий | ||
Я стараюсь вызвать желание подражать мне, являясь для окружающих положительным примером | ||
Когда я рассказываю кому-то о прошлых событиях, я претендую на больший вклад в выполнении положительных дел, чем это было на самом деле | ||
Я рассказываю людям о своих достоинствах | ||
Я стараюсь быть примером для подражания | ||
Я заранее извиняюсь за действия, которые могут не понравиться другим | ||
Я стараюсь убедить других вести себя так же положительно как я | ||
Я подавляю других для того, чтобы самому выглядеть лучше | ||
Я делаю одолжения для людей, чтобы расположить их к себе | ||
Я признаю ответственность за плохой поступок, когда моя вина очевидна | ||
Я преувеличиваю значимость моих достижений | ||
Я нерешителен и надеюсь, что другие возьмут на себя ответственность за общее дело | ||
Я угрожаю другим, когда полагаю, что это поможет мне получить от них то, что я хочу | ||
Я высказываю мнения, которые понравятся окружающим | ||
Я критически высказываюсь о непопулярных группах | ||
Я стараюсь убедить других в том, что не отвечаю за неудачу | ||
Когда дела не ладятся, я объясняю, что в этом нет моей вины | ||
Я веду себя в соответствии с представлением о том, как другим следует себя вести | ||
Я рассказываю другим о своих положительных качествах | 1 23456789 | |
Когда меня упрекают в чем-то, я извиняюсь | ||
Я обращаю внимание на добрые дела, которые делаю, так как их могут не заметить другие люди | ||
Я поправляю людей, которые недооценивают ценность подаренных мною подарков | ||
Слабое здоровье - причина моих посредственных оценок в школе | ||
Я помогаю другим, зная, что они помогут мне | 123456789 8') | |
Я выдвигаю одобряемые другими причины для того, чтобы оправдать такое поведение, которое может не понравиться окружающим | ||
Когда мое поведение кажется окружающим неправильным, я привожу веские причины для его оправдания | ||
Когда я выполняю работу с кем-то, я стараюсь, чтобы мой вклад казался более значительным (чем это есть на самом деле) | ||
Я преувеличиваю негативные качества тех людей, которые конкурируют со мной | ||
Я придумываю извинения за плохое поведение | ||
Я придумываю причины для оправдания за возможную неудачу | ||
Я выражаю раскаяние, когда делаю что-то неправильно | ||
Я запугиваю других | ||
Когда я нуждаюсь в чем-то, я стараюсь хорошо выглядеть | ||
Я недостаточно хорошо подготавливаюсь к экзаменам, потому что слишком вовлечен в общественную работу | ||
Я говорю другим, что они сильнее и компетентнее меня, для того чтобы они сделали что-то для меня | ||
Я претендую на доверие при выполнении дел, которых я прежде не делал | ||
Я отрицательно высказываюсь по поводу людей, принадлежащих к конкурирующим группировкам | ||
Я препятствую собственному успеху | ||
Тревога мешает моим действиям | ||
Я поступаю таким образом, чтобы вызвать страх у других, с целью побудить их делать то, что мне нужно | ||
Когда я успешно справляюсь с заданием, я подчеркиваю его значимость | ||
Я выдвигаю весомые обоснования своего поведения, независимо от того, насколько плохим оно может показаться окружающим | ||
Чтобы избежать упреков, я стремлюсь уверить окружающих в том, что не собирался причинить им какой-то вред | ||
Я говорю людям комплименты, чтобы расположить их к себе | ||
Совершив плохой поступок, я пытаюсь объяснить окружающим, что они на моем месте сделали бы то же самое |
Спасибо!
Ключ
Подсчет баллов производится по девятибалльной шкале (от 1 — «редко проявляется в поведении» до 9 — «очень часто проявляется в поведении»).
Все вопросы распределяются на двенадцать групп тактик самопрезентации: с 1 по 5 — тактики защитного типа, с 6 по 12 — тактики ассертивного типа самопрезентации.
Каждая тактика самопрезентации включает в себя определенные номера и количество вопросов (тактика 6 — «желание понравиться» включает 8 вопросов, остальные — по 5).
1. Оправдание с отрицанием ответственности — 35, 36, 39,48,62.
2. Оправдание с принятием ответственности — 05,44,45,61,64.
3. Отречение — 04, 10, 17, 25, 49.
4. Препятствование самому себе — 12, 42, 53, 57, 58.
5. Извинение - 03, 13, 18, 29, 50.
6.Желание/старание понравиться — 09,11,28, 33, 38,43, 52, 63.
7. Запугивание — 01, 02, 32, 51, 59.
8. Просьба/мольба — 07, 08, 14, 41, 54.
9. Приписывание себе достижений — 22, 23, 40, 46, 55.
10.Преувеличение своих достижений — 06, 19, 30,41, 60.
11.Негативная оценка других — 20, 27, 34,47, 56.
12.Пример для подражания — 15, 21,24,26, 37.
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 8
Характеристика продукта
(Шнаппауф Р.А. Практика продаж.М.: АО Интерэксперт,2000.)
Продукт | Покупательский мотив | Польза для клиента |
Безопасность Прибыль Комфорт Престиж | ||
Безопасность Прибыль Комфорт Престиж |
Если вы подумаете об этом сейчас, вам не потребуется это делать, находясь в процессе продажи с клиентом!!!
Техника «Свойство—выгода»
(Шнаппауф Р.А. Практика продаж.М.: АО Интерэксперт,2000.)
Название продукта: ...
Свойство продукта | Переход к объяснению выгоды | Выгода для клиента |
Для вас это означает | ||
Это повысит ваш(и) | ||
Это даст вам | ||
Это обеспечивает | ||
За счет этого вы экономите | ||
Это позволяет вам | ||
Это снижает ваш(и) | ||
Это повышает ваш(и) | ||
Это уменьшает ваше(и) | ||
Это создает благоприятные условия для | ||
Благодаря этому вы получаете | ||
Это облегчает вам |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 10
Методика «Критерии оценки информативности речи»
(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)
Методика разработана Р. Вердвебером и К. Вердербер. Они предлагают оценивать эффективность публичного выступления с двух позиций: 1) удовлетворенность аудитории выступлением оратора; 2) удовлетворенность самого оратора своим выступлением. Методика «Критерии оценки информативности речи» и методика «Критерии оценки убеждающей речи» предназначены для выявления удовлетворенности аудитории выступлением оратора.
Текст
Инструкция. Уважаемый респондент! Отметьте, пожалуйста, пункты, которые были выполнены оратором успешно. Оцените каждый пункт по пятибалльной шкале:
5 — отлично;
4 — хорошо;
3 — средне;
2 — удовлетворительно;
1 — плохо.
Первичные критерии:
1. Состояла ли сформулированная цель речи в информировании аудитории?
2. Проявил ли выступающий креативность в развитии своих идей?
3. Удалось ли завоевать доверие к себе как владеющему предметом выступления?
4. Было ли изложение информации интеллектуально стимулирующим?
5. Продемонстрировал ли оратор актуальность информации?
6. Были ли расставлены акценты в выступлении?
7. Соответствовала ли структура речи ее целям и содержанию?
Общие критерии:
1. Была ли конкретная цель ясно сформулирована?
2. Было ли эффективным выступление?
3. Ясно ли были изложены основные положения?
4. Было ли эффективным заключение?
5. Была ли речь выступающего ясной, образной и структурированной?
6. Говорил ли выступающий с энтузиазмом?
7. Была ли его речь выразительной, спонтанной, беглой?
8. Установил ли выступающий зрительный контакт с аудиторией?
Методика «Критерии оценки убеждающей речи»
(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)
Текст
Инструкция. Уважаемый респондент! Отметьте, пожалуйста, пункты, которые были выполнены оратором успешно. Оцените каждый пункт по следующей шкале:
5 баллов — отлично;
4 балла — хорошо;
3 балла — средне;
2 балла — удовлетворительно;
1 балл — плохо.
Первичные критерии:
1. Была ли поставлена конкретная цель — повлиять на мнения слушателей или побудить их к действию?
2. Предоставил ли оратор четко сформулированные доводы?
3. Использовал ли для подкрепления этих доводов факты и экспертные мнения?
4. Соответствовала ли схема организации речи типу поставленной цели и предполагаемому отношению аудитории?
5. Использовал ли оратор эмоциональный язык, для того чтобы мотивировать аудиторию?
6. Удалось ли создать в глазах публики образ достойного доверия человека, владеющего своим предметом?
7. Этично ли оратор подавал материал?
Общие критерии:
1. Ясно ли выражена конкретная цель речи?
2. Было ли вступление эффективным?
3. Соответствовала ли схема организации речи ее направлению и содержанию?
4. Было ли заключение эффективным?
5. Был ли язык ясным, живым, выразительным, соответствующим теме и аудитории?
6. Убедительна ли манера предоставления материала оратором?
7. Дайте речи одну из следующих оценок: 5,4, 3, 2, 1.
Математическая обработка. Подсчитав средние баллы, оцените эффективность выступления оратора.
Методика «Самоанализ выступления»
(Вердербер Р., Вердербер К, Психология общения. СПб.: прайм –Еврознак, Издательский дом «Нева»; М.: Олма-Пресс,2003; Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)
Методика разработана Р. Вердербером и К. Вердербером для самооценки удовлетворенности оратора своим выступлением.
Текст
Инструкция. Хороший ли вы оратор? Следующая анкета предназначена для проверки специфических характеристик, являющихся основами ораторского искусства. Рядом с каждым предложением поставьте балл, обозначающий тот ответ, который лучше всего оценивает ваше поведение при публичном поведении:
5 — практически всегда;
4 — часто;
3 — иногда;
2 — редко;
1 — никогда.
№ | Характеристика ораторского искусства | Балл |
Когда меня просят выступить, я могу уверенно выбрать тему и определить цель речи | ||
Когда я выступаю с речью, то использую материал из разных источников | ||
Во время подготовки я четко формулирую главные пункты и организую их так, чтобы они укладывались в последовательную схему | ||
Во время подготовки я стараюсь добиться уверенности в том, что излагаю свои идеи так, чтобы они отвечали потребностям слушателей | ||
Когда я говорю, то чувствую, что аудитория воспринимает мой язык как живой и понятный | ||
Когда я говорю, то смотрю прямо на моих слушателей | ||
Когда я выступаю на публике, моя речь меняется по тону и громкости голоса и по скорости произношения слов | ||
Когда я говорю, мои движения помогают мне объяснять или подкрепляют мои идеи | ||
Когда я говорю, то выгляжу заинтересованным человеком и так ощущаю себя | ||
Я твердо знаю, что могу выступать на публике | ||
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие привлечь внимание слушателей | ||
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обеспечить понимание слушателями моей речи | ||
Когда я выступаю с информационной речью, то стараюсь использовать техники, помогающие улучшить запоминание информации | ||
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие завоевать доверие слушателей | ||
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие обосновать мои доводы, использовать аргументы | ||
Когда я выступаю с убеждающей речью, то стараюсь использовать техники, помогающие мотивировать слушателей на конкретные действия |
Математическая обработка. Основываясь на ответах, выделите виды поведения, связанные с выступлением на публике, которые вам следовало бы изменить или улучшить.
Шкала «Способность к публичному выступлению»
(Почебут Л.Г. Психология публичного выступления. СПб.: Изд - во СПбГУ,2005.)
Для самоанализа выступлений предлагается также использовать шкалу Э. Эриксона «Способность к публичному выступлению».
Текст
Инструкция. Пожалуйста, внимательно прочтите следующие утверждения. Если вы согласны с приведенными утверждениями, то отвечайте «да», если не согласны — «нет».
1. Моя речь производит хорошее впечатление.
2. Мне легко разговаривать почти со всеми людьми.
3. Мне легко смотреть на слушателя, когда я говорю с ним.
4. Мне бывает трудно разговаривать со своим начальником, учителем.
5. Даже одна мысль о необходимости говорить в общественном месте меня пугает.
6. Одни слова мне труднее произносить, чем другие.
7. Когда я говорю, то обычно думаю о том, как у меня это получается.
8. Я легко могу поддержать любой разговор.
9. Моя речь иногда смущает моих собеседников.
10.Я люблю знакомить одного человека с другим.
11. Я часто задаю вопросы при групповом обсуждении проблемы.
12. Мне бывает трудно контролировать свой голос, когда я говорю.
13.Мне трудно выступать перед аудиторией.
14.Моя речь позволяет мне делать то, что мне нравится.
15. Когда я говорю, меня довольно легко и приятно слушать.
16.Иногда мне не нравится, как я говорю.
17.Я чувствую себя совершенно уверенно в разговорах с любыми людьми.
18. Я охотно говорю только с некоторыми людьми.
19.Я говорю лучше, чем пишу.
20.Я часто нервничаю, когда говорю.
21. Мне трудно заговорить с незнакомыми людьми.
22. Я совершенно уверен в своей речи.
23. Я хотел бы говорить так же четко, как и другие люди.
24.Я часто не могу ответить спрашивающему из-за того, что боюсь заговорить.
Математическая обработка. Предлагаемая шкала создана в 1969 г. и предназначена для выявления тревоги перед публичным выступлением. Эта шкала также называется «Карта контроля состояния речи». Шкала выявляет степень тревоги перед публичным выступлением и потенциальное заикание. Цель тестирования обычно не сообщается респонденту. При подсчете результатов теста ответ «да» оценивается в 1 балл, ответ «нет» — 0 баллов. Средняя оценка тревоги — 12 баллов.
Ключ
1)да | 7) да | 13) нет | 19) да |
2) да | 8) да | 14) да | 20) нет |
3)да | 9) нет | 15) да | 21) нет |
4) нет | 10) да | 16) нет | 22) да |
5) нет | 11)да | 17) да | 23) нет |
6) нет | 12) нет | 18) нет | 24) нет |
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 11
Карта «Культурных ассоциаций»
(Тер-Минасова С.Г. Язык и межкультурная коммуникация. М.: Слово.2000.)
№ | Страна | Культурные ассоциации |
Австрия | Вальс, мирная страна, кофе со сливками, балы | |
Бельгия | Кружева, пиво, коровы, Рубенс, Шарль де Костер | |
Великобритания | Туман, Шекспир, замки, чай, джентльмен, Робин Гуд, футбол | |
Германия | Пиво и сосиски, пунктуальность, Гитлер, «Мерседес», война | |
Греция | Мифы и боги, античность, оливки, сиртаки, морепродукты | |
Испания | Коррида, фламенко, быки, сиеста, Сальвадор Дали | |
Дания | Гамлет, сказки, печенье, Андерсен, гадкий утенок | |
Италия | Спагетти, пицца, Папа Римский, макароны, сыр | |
Норвегия | Викинги, скалы, сельдь, снег, холод, фьорды | |
Россия | Зима, береза, матрешка, водка, сказка, икра, балет, янтарь, калина, хоккей, культура | |
Финляндия | Сауна, Санта-Клаус, водка, тишина, зима, лосось | |
Франция | Мода, вино, духи, революция, любовь, свобода, «Шанель № 5», шампанское, кухня | |
Чехия | Славяне, Ян Гус, люстры, башни, целебные источники, Кафка | |
Швейцария | Часы, банки, курорты, шоколад, точность | |
Швеция | «АББА», Карлсон, «Электролюкс», викинги, «Вольво», хоккей | |
Югославия | Война, Дракула (вампир) |
Анкета по оценке содержания тренинга межкультурных коммуникаций (авторская разработка С. 3. Гуриевой)
1. Что побудило вас принять участие в данном тренинге? Все ли было понятно в содержании тренинга?
Да Нет
Если «нет», то что именно?
2. Какие части программы были наиболее полезными, интересными?
3. Какие части программы были наименее полезными?
4. Дайте оценку тренинга в целом:
отлично | хорошо | удовлетворительно | плохо | очень плохо |
Ваш комментарий: ...
Ваши предложения и пожелания по улучшению программы тренинга: ...
Спасибо за участие в тренинге!
ПРИЛОЖЕНИЕ К ГЛАВЕ 12