Влияние взаимоотношений ребенка и взрослого на формирование положительных установок у детей
Галимджанова З. Ш. СП-402
(Методические материалы для работы с родителями)
Цель– формирование положительных установок во взаимоотношениях ребенка и взрослого.
На подготовительном этапе – подбор и рекомендация соответствующей литературы для родителей, проведение опроса родителей и школьников (опросные бланки «Информометрия» прилагаются). Анализ и сопоставление ответов родителей и детей составляют основной фактический материал для беседы с родителями.
Родителям предлагается подумать и попытаться ответить на следующие вопросы:
· Как часто вы говорите вашим детям хорошие, добрые слова?
· Какие это слова?
· Когда вы произносите эти слова (когда ребенок помог вам по дому; заработал хорошую или отличную отметку; просто в любое время; беспричинно и т.д.)?
· Замечали ли вы, как реагирует ваш ребенок на похвалу, поддержку, а что происходит с ним, когда вы его ругаете?
· Часто ли в вашем доме слышится смех, создана ли приятная, добрая атмосфера, или, наоборот, в доме напряженно: члены семьи недовольны друг другом, упрекают друг друга в чем-то?
· Как реагирует ваш ребенок на конфликты родителей, если в доме брань, эмоциональная нестабильность?
· Включен ли ребенок в конфликты взрослых, или вы пытаетесь его изолировать? Как?
На беседу приглашаются оба родителя, которым предлагается ознакомиться с вопросами и принять активное участие в обсуждении темы. Дополнительно родительский комитет готовит перечень наиболее типичных ситуаций по теме, которые в ходе беседы предлагается проанализировать (в случае хорошего включения родителей такого рода ситуации предварительно проигрываются: родители берут на себя роль ребенка и его родителей, дают свое толкование ситуации, предлагают в ходе инсценировки свой вариант выхода из нее, затем идет совместное обсуждение).
По итогам беседы родительским комитетом, педагогом и психологом разрабатываются рекомендации по продуктивному развитию ребенка.
Источник: Синягина Н. Ю. Психолого-педагогическая коррекция детско-родительских отношений, 2001 г.
Методика «Выбери нужное лицо» (Р. Тэммл, М. Дорки, В. Амен)
Используется для исследования и оценки тревожности ребенка в типичных для него жизненных ситуациях, получения полезной информации о характере взаимоотношений, сложившихся у данного ребенка с окружающими людьми, в частности в семье, в детском саду. Ребенку предлагается серия рисунков размером 8,5х11см.Каждый рисунок сюжетно представляет собой некоторую типичную для жизни ребенка – дошкольника ситуацию. Каждый из описанных рисунков выполнен в двух вариантах: для мальчиков (на рисунке изображен мальчик) и для девочек (на рисунке представлена девочка). В процессе тестирования испытуемый идентифицирует себя с ребенком того же пола, что и он сам. Лицо данного ребенка не прорисовано полностью, дан лишь общий контур его головы. Каждому ребенку необходимо подобрать к каждой ситуации улыбающееся лицо или печальное.
Данный тест тревожности, разработанный американскими психологами, позволит исследовать и оценить тревожность детей в типичных для них жизненных ситуациях.
Источник:Галатонова О. В., Синкевич И. А., Влияние детско-родительских отношений на уровень тревожности детей старшего дошкольного возраста, 2009 г.
«Поведение родителей и отношение подростков к ним»
Е. Шафер (ПОР - Подростки о родителях)
Опросник изучает установки, поведение и методы воспитания родителей так, как видят их дети в подростковом возрасте. Основой служит опросник, который создал Шафер в 1965 г. Эта методика базируется на положении Шафера о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных: принятие - эмоциональное отвержение, психологический контроль - психологическая автономия, скрытый контроль - открытый контроль. При этом принятие здесь подразумевает безусловно положительное отношение к ребенку вне зависимости от исходных ожиданий родителей.
Эмоциональное же отвержение рассматривается как отрицательное отношение к ребенку, отсутствие к нему любви и уважения, а порою и просто враждебность. Понятие психологического контроля обозначает как определенное давление и преднамеренное руководство детьми, так и степень последовательности в осуществлении воспитательных принципов.
Инструкция. Просим Вас оценить, исходя из собственного опыта, какие из указанных положений более всего характерны для Ваших родителей. Для этого внимательно прочитайте каждое утверждение, не пропуская ни одного из них.
Если Вы считаете, что утверждение полностью соответствует воспитательным принципам вашего отца (или матери), напишите рядом с ним "да".
Если Вы считаете, что данное высказывание частично подходит для Вашего отца (или матери) - напишите "частично".
Напишите "нет" если, по Вашему мнению, утверждение не относится к Вашему отцу (или матери).
Опросник
Мой отец (моя мать)
1. Очень часто улыбается мне
2. Категорически требует, чтобы я усвоил, что я могу делать, а что нет
3. Не хватает терпеливости в отношении ко мне
4. Когда я ухожу, сам решает, когда я должен вернуться
5. Всегда быстро забывает то, что сам говорит или приказывает
6. Когда у меня плохое настроение, советует мне успокоиться или развеселиться
7. Считает, что у меня должно существовать много правил, которые я обязан выполнять
8. Постоянно на меня кому-то жалуется
9. Предоставляет мне столько свободы, сколько мне надо
10. За одно и то же один раз наказывает, а другой – прощает
11. Очень любит делать что-нибудь вместе
12. Если назначает какую-нибудь работу, то считает, что я должен делать только ее, пока не закончу
13. Начинает сердиться и возмущаться по поводу любого пустяка, который я сделал
14. Могу идти, куда захочу, и не спрашивать у него разрешения
15. В зависимости от моего настроения отказывается от многих своих дел
16. Когда мне грустно, пытается развеселить и воодушевить меня
17. Всегда настаивает на том, что за все мои проступки я, должен быть наказан
18. Его мало интересует то, что меня волнует и чего я хочу
19. Если б я захотел, то мог бы идти куда захочу каждый вечер
20. Имеет определенные правила, но иногда соблюдает их, иногда – нет
21. Всегда с пониманием выслушивает мои взгляды и мнения
22. Следит за тем, чтобы я всегда делал то, что мне сказано
23. Иногда у меня возникает ощущение, что я ему противен
24. Практически позволяет мне делать все, что мне нравится
25. Меняет свои решения так, как ему будет удобно
26. Часто хвалит меня за что-либо
27. Всегда точно хочет знать, что я делаю и где нахожусь
28. Хотел бы, чтобы я стал другим, изменился
29. Позволяет мне самому выбирать дело по душе
30. Иногда очень легко меня прощает, а иногда – нет
31. Старается открыто доказать, что любит меня
32. Всегда следит за тем, что я делаю на улице или в школе
33. Когда я сделаю что-нибудь не так, постоянно и везде говорит об этом
34. Предоставляет мне много свободы. Редко говорит «должен» или «нельзя»
35. Очень тяжело заранее определить, как поступит, когда я сделаю что-нибудь плохое или хорошее
36. Считает, что я должен иметь собственное мнение по каждому вопросу
37. Всегда тщательно следит за тем, каких друзей я имею
38. Когда его чем-то задену или обижу, не будет со мной говорить, пока я сам не начну
39. Всегда легко меня прощает
40. Хвалит и наказывает очень непоследовательно: иногда слишком много, а иногда слишком мало
41. Всегда находит время для меня, когда это необходимо
42. Постоянно указывает мне, как себя вести
43. Вполне возможно, что в сущности меня ненавидит
44. Проведение каникул я планирую по собственному желанию
45. Иногда может обидеть, а иногда бывает добрым и признательным
46. Всегда откровенно ответит на любой вопрос, о чем бы я ни спросил
47. Часто проверяет, все ли я убрал, как он велел
48. Чувствую, что он пренебрегает мною
49. Моя комната или уголок – это моя крепость: могу убирать ее или нет, он туда не вмешивается
50. Очень тяжело разобраться в его желаниях и указаниях
Ключ
· позитивный интерес: 1, 6, 11, 16, 21, 26, 31, 36, 41, 46;
· директивность: 2, 7, 12, 17, 22, 27, 32, 37, 42, 47;
· враждебность: 3, 8, 13, 18, 23, 28, 33, 38, 43, 48;
· автономность: 4, 9, 14, 19, 24, 29, 34, 39, 44, 49;
· непоследовательность: 5, 10, 15, 20, 25, 30, 35, 40, 45, 50.
После того как подросток заполнил оба бланка (на отца и на мать), все полученные данные сводятся в «оценочный лист» отдельно на мать и на отца. Затем по каждому параметру подсчитывается арифметическая сумма сырых балов. Далее сырые баллы переводятся в стандартизированные в соответствии с таблицами. Стандартизированные данные располагаются в диапазоне от 1 до 5 и нормой является среднее значение, то есть 3.
Если по параметру получено 1-2 балла, то можно говорить, что он слабо выражен, если же 4-5, то измеряемое качество выражено вполне отчетливо. Затем строятся оценочные профили отношений как к матери, так и к отцу на специальном бланке.