Теория и практика отечественной профориентации

Наиболее бурно в нашей стране профессиональная ориентация развивалась в 20-е годы. В мае 1924 г. появилась первая Лаборатория профконсультации, организованная по инициативе А.Ф. Кларка при Ленинградском институте по изучению мозга. В апреле 1927 г. по ходатайству Института мозга и благодаря энергичной поддержке его директора В.М. Бехтерева Наркомтруд открыл при Институте мозга первое в СССР Бюро профконсультации. За 1927–1928 гг. были обследованы 2700 подростков, а за последующие 10 лет – 7 млн. 600 тыс. человек.

В 1934 г. сеть профессиональных учреждений состояла из 86 бюро, основной работой которых являлся профподбор поступающих в ФЗУ (64% от общего числа прошедших психотехнические испытания).

В эти годы большое внимание среди прочих уделяли вопросам профориентации и профпросвещения такие отечественные психотехники, как А.П. Болтунов, А.И. Щербаков.

Е. А. Климов и другие сотрудники Ленинградского института профессионально-технического образования впервые начинают серьезно заниматься теоретическими и методическими основами профессиографии и выбора профессии. Так, Е.А. Климовым была разработана четырехъярусная классификация профессий, создаются и внедряются профориентационные методики, которые используются консультантами до сих пор (например,дифференциально-диагностический опросник Климова).

В это же время под влиянием и на основе идей И.П. Павлова, Б.М. Теплова, В.С. Мерлина появилась концепция индивидуального стиля деятельности Е.А. Климова. Здесь индивидуальный стиль деятельности это совокупность приемов, способов, типов деятельности, которая обеспечивает высокий уровень профессионализма и эффективности работы. В его основе лежат особенности высшей нервной деятельности, темперамента человека, хотя немалую роль в этом играют мотивация и некоторые характерологические особенности, а также задатки и способности. Причем, задатки можно выявлять рано (до непосредственного овладения профессией) и тогда возможен прогноз профессиональной направленности, но в широкой сфере деятельности.

В процессе профессиональной деятельности разные люди по-разному приспосабливаются к выполнению определенной работы.

Например, людям с сильной нервной системой легче переносить сильные стрессы, нагрузки без снижения их трудоспособности, но человек со слабой нервной системой более чувствителен и восприимчив к стрессогенным ситуациям и поэтому старается организовать свою деятельность так, чтобы свести их количество к минимуму.

«Пригодность к профессии может быть сформирована только в деятельности, – пишет Климов, – а профессиональная деятельность для выбирающего профессию – это деятельность будущая». Поэтому он предлагает формирующий, воспитательный подход к руководству выбором профессии в противовес простому «отсеиванию» непригодных здесь и сейчас.

Другая основополагающая отечественная теория теория профпригодности – была разработана К.М. Гуревичем.

Профпригодность это соответствие возможностей, качеств и свойств человека требованиям, характеру и содержанию определенной деятельности, которое обеспечивает достаточно высокий и надежный уровень выполнения этой деятельности. Выделяются два уровня качеств: физиологический и психологический.

Он выделяет два вида профпригодности: абсолютную и относительную. В основе такого разделения различие профессий в плане сложности и требований, предъявляемых профессией к человеку.

Профессии группы А требуют абсолютной профпригодности Они характеризуются хотя бы одним из следующих признаков:

1) трудовая деятельность в них не поддается программированию, а если программирование пытаются осуществить, то при самой деятельности возникают непреодолимые для некоторых лиц трудности;

2) далеко не каждый человек может соответствовать требованиям, которые эти профессии предъявляют.

Это – профессии, связанные с риском как физической опасности, так и социально-психологической. Они предъявляют повышенные требования к физическому и психическому здоровью. Здесь успешность работы не может быть компенсирована какими-либо другими качествами, требуется абсолютная

пригодность как жесткий набор определенных качеств человека, обеспечивающих надежное выполнение данной деятельности.

Профессии группы Б предполагают относительную профпригодность. То есть требуют набора свойств человека, близких к требованиям профессии, когда недостаточность развития одних качеств можно компенсировать развитием других качеств.

«Индивидуальный стиль – это признак личности, не ограниченный определенными ситуациями; один и тот же стиль может быть у человека в разных видах деятельности, а профессиональная пригодность – свойство личности, отчетливо проявляющееся в трудовой деятельности в конкретной профессии».

Таким образом, по мнению Гуревича, «психология должна раскрыть соотношения типических и индивидуальных, психофизиологоческих черт человека с его жизненным делом, с его профессией. И если в одних случаях наука должна помочь найти кратчайшие и плодотворные пути формирования пригодности, то в других она должна предотвратить возможные ошибки при выборе профессии».

Как видим, данные теории взаимодополняют не только западные концепции, но и друг друга. Дальнейшее развитие отечественной профориентации происходит в направлении диагностического, воспитательного и развивающего подходов.

В условиях повышенной динамики изменения содержания, условий и способов труда систематическая оперативная и долговременная профессиональная ориентация становится важнейшей характеристикой непрерывного образования.

80-е годы ознаменовались появлением центров профориентации молодежи в большинстве крупных городов СССР. Это были специализированные межотраслевые научно-методические центры, которые управлялись и финансировались Министерством образования и Министерством труда. Центры профориентации объединяли высококвалифицированных психологов, решавшихпрактические задачи. Это был один из наиболее серьезных в то время запросовобщества по отношению к психологической науке. Например, специалисты Ленинградского городского центра профориентации молодежи под научным руководством сотрудников факультета психологии Ленинградского университета не только непосредственно занимались профориентацией школьников, но и разрабатывали новые подходы в организации и методике профконсультирования. Ленинградский центр профориентации стал главной экспериментальной и учебной базой профориентационного направления в СССР. Здесь учились и повышали квалификацию многие психологи-профконсультанты, работающие сейчас по всей стране.

Наши рекомендации