Глава 13. Отношения в развитии
Время – важнейший фактор межличностных отношений. Общение с человеком, которого видишь первый или второй раз, принципиально отличается от общения с хорошо знакомыми людьми; общение между хорошими, но давно не видевшими друг друга знакомыми принципиально отличается от общения между приятелями, которые встречаются практически ежедневно. С течением времени меняется и качество отношений: взаимная легкая симпатия двух людей в начале знакомства и их чувства друг к другу после распада пары имеют между собой мало общего. В истории отношений бывают рассветы и закаты, весны и осени, цветение и увядание, молодость и старость. В этих образах отражены перемены, изменения, цикличность в отношениях. Выделить причины и понять закономерности процесса развития межличностных отношений позволяет обращение к фактору времени в их изучении. Этим вопросам посвящена данная глава.
13.1. От первой встречи до разрыва: этапы развития отношений
История отношений складывается из событий, каждое из которых имеет свою дату. Межличностное событие – это значимое для данного человека изменение в жизни, ключевую роль в котором играет другой человек, с которым они находятся (или находились) в непосредственном контакте. Это событие может углублять, развивать, усложнять, ставить под угрозу, ослаблять, прерывать, упрощать или вносить иные изменения в отношения людей.
Любой из нас легко может восстановить в памяти связь между каким-то событием и его влиянием на характер отношений с конкретным человеком, на взаимное сближение или отдаление.
Межличностное событие
значимое для данного человека изменение в жизни, в котором ключевую роль играет другой человек.
При всем разнообразии содержания межличностных событий, определяющих направление развития отношений, сам процесс развития включает ряд последовательных этапов, или стадий. Как правило, выделяют следующие стадии:
- стадия сближения;
- стадия близости;
- стадия дифференциации;
- стадия отдаления;
- стадия распада отношений.
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Российский исследователь межличностных отношений А. Кроник предложил следующее задание, позволяющее наглядно изобразить линии отношений.
1. Нарисуйте на листе бумаги график, где горизонтальная ось обозначает годы вашей жизни – со дня рождения до сегодняшнего дня, а вертикальная – степень психологической близости с партнером. 100 баллов – вы испытываете чувство полного единства с этим человеком, чувство «Мы», общаетесь с ним как с самим собой; 0 – чувство «Мы» отсутствует, вы относитесь к другому как к постороннему человеку.
2. Вспомните свои отношения с кем-нибудь из значимых для вас людей и попытайтесь изобразить линией историю отношений с этим человеком. В разные годы общения чувство «Мы» может меняться. Начертите линию этих изменений – от дня знакомства до сегодняшнего дня.
3. Попытайтесь изобразить подобным образом отношения еще с 2-3 спутниками своей жизни.
У кого-то история отношений будет напоминать штормящее море с волнами, вздымающимися к небесам и обрывающимися в бездну. У другого динамика отношений будет похожа скорее на штиль, открытые дали, редкое волнение нарушает это постоянство.
(См.: Кроник А. А., Кроник Е. А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я:
Психология значимых отношений. – М,: Мысль, 1989.)
По мере развития отношений межличностный обмен прогрессирует от поверхностных, неинтимных сфер к более интимным, глубоким, и, достигнув максимально возможной для конкретной пары глубины, может смениться регрессом, утратой доверия и открытости между партнерами. Выделяют две формы динамики отношений:
1) необратимые изменения в системе отношений личности (прогресс и регресс);
2) периодическое изменение параметров отношений (знака, интенсивности, модальности) с течением времени, или ритмы отношений.
Прохождение каждой стадии связано с достижением важных для субъекта целей, которым соответствуют свойственные именно для данной стадии факторы межличностной аттракции, способы межличностной коммуникации, формы проявления эмоций и чувств.
Рассмотрим подробнее каждую из стадий развития межличностных отношений.
Стадия сближения
Ее основа – поиск и выбор партнера.
Одним из подходов, позволяющих анализировать процессы, происходящие на этой стадии, является теория «фильтров». Согласно этой концепции, пара, переходя от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению, должна преодолеть ряд своеобразных фильтров. Процесс развития отношений можно схематически представить как продвижение по сужающемуся коридору, перегороженному системой барьеров или фильтров; каждый из которых необходимо преодолеть, для того чтобы двигаться дальше. В роли фильтров выступают различные факторы межличностной аттракции. Если два человека не прошли через какой-нибудь фильтр, взаимоотношения между ними прекращаются или сохраняются вынужденно, а положительные чувства друг к другу либо исчезают, либо сменяются неприязнью и враждебностью. Глубоких и устойчивых отношений могут достичь только те пары, которые последовательно преодолели все фильтры.
НАУЧНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Американский психолог Дж. Левинджер предложил следующую схему ступеней (стадий) диадического взаимодействия (схема адаптирована из: Gergen К. J., Gergen M. М. Social Psychology. 2nd ed., 1986, p. 111):
На начальной, нулевой стадии межличностных контактов Другой психологически еще не существует для Я, не представляет для него интереса. Затем возникают односторонняя аттракция, познавательный интерес или эмоциональное влечение, расположение к Другому.
Аттракция стимулирует поверхностный поведенческий контакт, взаимодействие субъектов, остающихся тем не менее чужими друг для друга. Но общность деятельности, интересов и установок постепенно порождает реальное взаимопересечение личностей, от частного до весьма широкого, когда два Я до некоторой степени сливаются в неделимое Мы. Условиями сохранения взаимоотношений являются совместимость потребностей партнеров; взаимное самораскрытие; эмпатическое взаимопонимание. На этой стадии каждый стремится подтвердить представления о мире своего партнера и свою Я-концепцию. Когда пары достигают этой формы поддержки друг друга, говорят об их когнитивной зависимости.
Детерминанты межличностной аттракции будут изменяться в зависимости от того, на каком этапе в данный момент находятся отношения, какой фильтр проходят. Одни и те же факторы могут на одном этапе способствовать возникновению симпатии, а на другом – снижать ее, действовать только в сочетании с какими-либо другими факторами или не действовать вовсе. Но даже преодоление нескольких фильтров еще не гарантирует отношения от распада: предстоящий фильтр не менее опасен для существования пары, чем уже пройденный.
Теория фильтров
концепция, согласно которой пара при своем продвижении от поверхностного знакомства к более глубокому межличностному общению должна преодолеть ряд своеобразных фильтров.
Какие фильтры действуют на стадии сближения?
Во-первых, это – внешние данные, пол, возраст, профессия, манера поведения человека, так называемые «экологические» переменные (соседство или общее место работы, учебы, отдыха), то есть сугубо внешние характеристики личности, которые не требуют для своего распознания длительного времени и оцениваются субъектом в зависимости от их социальной ценности, параметров ситуации, в которой происходит взаимодействие, и состояния и свойств самого субъекта (заметим, что при прохождении этого фильтра действует стремление к выбору равного партнера по данным характеристикам). Партнер рассматривается скорее как объект. Соответственно, отношения еще не приобретают характера межличностных. При неблагоприятном сочетании названных переменных аттракции не возникает, и общение не продолжается.
Во-вторых, это требование определенного уровня сходства между собой и партнером (природа действия принципа сходства подробно рассматривалась в предыдущей главе, посвященной межличностной аттракции).
Основной задачей, которую решают субъекты при прохождении первых двух фильтров, является обеспечение психологической безопасности, создание комфортной и нетревожной ситуации, гарантирующей каждому из них определенный уровень принятия со стороны партнера по общению.
На данной стадии важнейшими коммуникативными навыками оказываются умение вступить в разговор с человеком, который понравился, и поддержать беседу с ним. Это не такие простые умения, как может показаться на первый взгляд. Не случайно в художественной литературе и кинематографе популярна тема «как познакомиться с понравившимся человеком». Вспомним фильм «Где находится нофелет?», герой которого (в исполнении А. Панкратова-Черного) предлагает своему стеснительному родственнику (в исполнении А. Михайлова) для знакомства с девушками использовать фразу, ставшую названием фильма.
Умение поддерживать беседу – важнейший инструмент межличностного взаимодействия, который используется как на уровне ритуального общения, так и на этапе сближения между людьми с целью больше узнать друг о друге, сохраняя при этом безопасную дистанцию. Искусство состоит в том, чтобы не поучать и не поражать собеседника, а расположить его к себе, не требуя от него никаких обязательств, создавая уютную, непринужденную атмосферу.
Еще один фильтр, действующий на стадии сближения, – возможность включения членов пары в совместную деятельность. Эта возможность предполагает сочетание личностных и поведенческих характеристик, получивших название «ролевое соответствие». Речь идет как о наличии базы для совместного взаимодействия (решение общей задачи, общее дело), так и о соответствии друг другу межличностных ролей, которые берут на себя участники пары. Существуют различные гипотезы относительно того, какое сочетание личностных свойств является условием стабильного и продуктивного общения. Для каждой пары ролевое соответствие носит сугубо индивидуальный характер. Тем самым весьма ограничивается возможность спрогнозировать успешность прохождения данного фильтра. Однако проверка на возможность действовать совместно, безусловно, является одним из ключевых факторов перехода пары со стадии сближения на следующую стадию развития отношений.
НАУЧНЫЕ ИДЕИ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Для анализа начального этапа развития межличностных отношений представляется интересным наблюдение, сделанное Е. Доценко.
В соответствии с принципом экономии, однажды найденное решение имеет тенденцию использоваться с большей вероятностью, чем какие-либо иные.
Данный принцип работает и в межличностных отношениях. Возможно, этим объясняется та особая роль, которую играет в отношениях людей первая встреча или несколько встреч. В консультативной практике обнаружен следующий феномен – последовательность действий, совершенных во время знакомства, в значительной степени задает ведущий сценарий последующих межличностных событий. Важными моментами являются:
· распределение инициативы: кто первый пошел на контакт, каким образом инициатива передавалась или удерживалась, кто управлял этим процессом;
· содержание взаимодействия: по какому поводу произошло знакомство, какие проблемы пришлось решать, какие темы разговоров преобладали, какова последовательность обсуждавшихся тем, какими делами занимались;
· распределение ролей в диаде: кто инициировал событие, кто управлял развитием отношений, кто руководил решением возникавших проблем;
· динамика: смена периодов согласия и напряжений (конфликтов), темп развития отношений (сближения или отдаления), перерывы.
Последовательность действий и чувств (или эмоциональных реакций), совершенных и пережитых во время знакомства, задает матрицу отношений, согласно которой затем строятся большинство последующих раундов общения. В результате происходят постепенная стереотипизация способов решения возникающих проблем, их автоматизация и удаление из сознания.
(См.: Доценко Е. Л. Межличностное общение: семантика и механизмы. –
Тюмень: ТОГИРРО, 1998.)
Таким образом, преодолевая различные фильтры на начальной стадии развития, отношения все более индивидуализируются, превращаясь в подлинно межличностные. Продвижение по этому коридору требует целенаправленных действий членов пары. Благоприятное или неблагоприятное для прохождения очередного фильтра сочетание внешних и внутренних условий не проявится, если участники общения не будут активно преодолевать возникающие трудности и стабилизировать свои отношения. Взаимоотношения могут быть стабильными только тогда, когда их сохранение предстает перед субъектом как одно из условий достижения значимых для него целей.
НАУЧНЫЕ ИДЕИ ЗАРУБЕЖНЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Носсрат Пезешкиан – один из основателей позитивной психотерапии – называет следующие условия, при которых может возникать чувство тесной принадлежности друг другу.
· Общая профессия у супругов: например, муж – врач, а его жена – ассистент при нем, или оба занимаются бизнесом.
· Разные, но взаимодополняющие обязанности: один зарабатывает деньги, другой берет на себя ведение домашнего хозяйства, уход за детьми и их воспитание.
· Общие интересы и увлечения: оба любят играть в теннис, участвовать в лыжных или пеших походах и др.
· Общие социальные, политические или религиозные интересы: оба являются активными членами одной партии или выполняют общественную работу.
· Общие финансовые интересы: строительство дома, передача ведения дела, общие долги, общая прибыль.
· Монополия в сексуальных отношениях. Ограничение сексуального удовлетворения только рамками партнерства, основой которого является сексуальная зависимость. Удовлетворение сексуальной потребности происходиттолько между партнерами.
· Общие цели ради общих детей: дети связывают родителей на многие годы.
· Разного рода эмоциональная зависимость: один партнер берет на себя функцию «Я» другого, оба окружают друг друга заботой.
· Общая духовная связь: надежда на общее будущее, даже после смерти.
(См.: Пезешкиан Н. 33 – и одна форма партнерства. Пер. с нем. –
М.: Медицина, 1998, с. 136-137.)
Стадия близости
Ее основа – становление пары, формирование чувства «Мы». Этот процесс чаще всего включает следующие фазы:
- Люди начинают чаще встречаться во все более разнообразных ситуациях.
- Они ищут общества друг друга, проводят вместе более длительное время,
- Они все более открываются друг другу, делятся секретами, становятся более близки физически, стремятся переживать вместе позитивные и негативные чувства.
- Они начинают понимать точку зрения и мировоззрение друг друга.
- Их цели и поведение достигают высокой степени синхронности.
- Они начинают чувствовать, что благополучие каждого из них связано с устойчивостью и надежностью их взаимоотношений, связь воспринимается как единственная и незаменимая.
- Отношения начинают рассматриваться не только с точки зрения настоящего, но и будущего.
- Они начинают действовать как пара, а не как два отдельных человека.
Итак, отношения достигают качественно нового уровня – уровня близких доверительных отношений, на котором каждый узнает самое сокровенное о другом, когда человек, думая о себе и о партнере, не отделяет Я от Он или Я от Она, а соединяет: Мы, Нам, для Нас. Окружающими людьми они также идентифицируются как пара (жених и невеста, супруги, близкие друзья).
У каждого есть собственный предел психологического сближения со своей половиной. Это та дистанция, при нарушении которой общение становится трудным, дискомфортным. У мужчин дистанция, как правило, больше, у женщин – меньше. Если муж на первых порах, подстраиваясь под любимую жену, общается с ней на «женских», более коротких расстояниях, то это вызывает последующий спад, отдаление, стремление немного отойти в психологическом смысле. Есть супруги, у которых потребность в психологическом сближении приблизительно одинакова. Такие пары, как правило, благополучны, устойчивы.
Фазой продвижения на стадии близости является формальное закрепление отношений, принятие партнерами обязательств по отношению друг к другу. Им может быть объявление о помолвке, брачное свидетельство или какой-то вид письменного договора (например, бизнес-контракт). Таким образом отношения перестают быть неформальными, получают признание, начинают подчиняться определенным правилам. Изменение статуса отношений может вызывать сопротивление кого-либо из партнеров, быть причиной внутреннего дискомфорта. Как следствие, потребуется психологическое приспособление к новой форме отношений.
Стадия дифференциации
Ее основа – стремление противопоставить слишком большой привязанности свою самостоятельность, иметь свои особые интересы, не совпадающие с интересами партнера, думать больше о реализации своих возможностей, чем о партнерстве.
Дифференциация вовсе не означает прекращения отношений. Это стадия перестройки, переоценки, нового развития отношений. Многое зависит от чуткости, деликатности членов пары: чтобы сохранить партнерство, необходимо видеть и ценить у партнера его особые индивидуальные достоинства и способности. Счастливые пары – это чаще всего пары, преодолевшие стадию дифференциации с пользой для развития отношений.
В одном исследовании с участием пар, которые состояли в счастливом браке 15 и более лет, супругов просили определить, что сделало их брак прочным. И мужья, и жены дали сходные ответы. Наиболее часто встречающейся причиной было «ощущение, что супруг – твой лучший друг» и что «он или она нравится как личность». Те и другие ответы объединяла уверенность в том, что супружество – это обязательство друг перед другом, желание, чтобы взаимоотношения были действенными, задачи и цели – согласованными. В то же время не было слепой преданности другому человеку. Люди видели недостатки партнера, но стремились не обращать на них внимания. Как сказал один муж: «Она несовершенна. Но меня не волнуют ее слабости. Их немного. Ее достоинства намного превосходят недостатки».
На стадии дифференциации важным фактором, влияющим на развитие отношений, становится уровень положительных реакций партнеров друг на друга: эмоциональные переживания вызывает не столько его сохранение, сколько его превышение или принижение по сравнению с привычным. Этот эффект нашел отражение в так называемом «законе супружеской неверности», сформулированном Э. Аронсоном (Аронсон, 1998).
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ