Диагностика личностных отклонений подросткового возраста
Методика диагностики показателей и форм агрессии (А. Басса и А. Дарки в адаптации А.К. Осницкого);
Опросник для идентификации акцентуаций характера у подростков (по А.Е. Личко);
Методика диагностики предрасположенности личности к конфликтному поведению (методика К.Томаса в адаптации Гришиной Н.В.);
Методика исследования уровня субъективного контроля (УСК) (адаптация методики Д.Роттера в авторстве Бежина Е.Ф., Голынкиной С.А., Эткинда А.М.)
Личностные особенности ребенка:
Опросник Кеттелла (полный и сокращенный варианты; для младших школьников, подростков и взрослых людей)
Профориентационные диагностики:
Для 5 – 7 классов:
Изучение профессиональной мотивации учащегося (Л.А. Головей);
Исследование мотивации к достижению/избеганию неудач А. Мехрибиана;
Методика «Ценностные ориентации» (М.Рокича);
Определение уровня общего интеллектуального развития (Краткий отборочный тест Вандерлика);
Изучение отношения к учению и учебным предметам (Г.Н. Кузнецова).
Для 7 – 11 классов
Дифференциально – диагностический опросник (Е.А. Климов);
Карта интересов (А.Е.Голомшток)
Изучение мотивов профессиональной деятельности учащегося (Л.А. Головей);
Исследование самооценки (Дембо – Рубинштейн);
Диагностика работоспособности (теппинг-тест Е.П. Ильина);
Исследование межличностных отношений (Т. Лири);
Изучение мотивации обучения в ВУЗе (Т.И. Ильина);
Конструктивный рисунок человека (А. А. Карелина).
Психологический диагноз
Важный этап психодиагностической работы психолога – формулировка заключения об основных характеристиках изучавшихся компонентов психического развития или формирования личности ребенка, иными словами – психологический диагноз. Это центральный этап, во имя которого развертываются все предшествующие и исходя из которого могут строиться последующие. Диагноз не просто ставится по результатам психологического обследования, но обязательно предполагает соотнесение полученных в обследовании данных с тем, как выявленные особенности проявляются в так называемых жизненных ситуациях (жизненные показатели). Большое значение при постановке диагноза имеет возрастной анализ полученных данных, причем с учетом зоны ближайшего развития ребенка.
Существует две основные формы отставания в развитии: 1) отставание, связанное с органическими нарушениями нервной системы и требующее клинико-психологической или медицинской диагностики и теории; 2) временное отставание и неадекватное поведение, связанные с неблагоприятными внешними и внутренними условиями развития практически здоровых детей.
Важно, чтобы в тех случаях, когда у психолога возникают подозрения о патопсихологическом или дефектологическом характере выявленных нарушений, он не пытался сам поставить диагноз, а рекомендовал родителям и в тактичной форме убеждал их обратиться в соответствующие учреждения. То же относится и к проблеме социальных факторов, обусловивших ту или иную характеристику ребенка.
Практические рекомендации
Последний этап – разработка рекомендаций, программы психокоррекционной работы с детьми, составление долговременного (или иного) плана развития способностей или других психологических образований.
Программы коррекции и развития обычно включают психологическую и педагогическую часть. Психологическая часть развития и коррекции планируется и осуществляется психологом. Педагогическая часть составляется на основе психологических рекомендаций совместно психологом и учителем, классным руководителем, директором образовательного учреждения, родителями – в зависимости от того, кто будет работать с ребенком, и выполняется педагогами и родителями с помощью и под постоянным наблюдением практического психолога.
Рекомендации, даваемые психологом педагогам, родителям, детям должны быть конкретными и понятными тем, кому они предназначены. Работа психолога по глубокому изучению психического и личностного развития ребенка осуществляется в разных формах: психологической консультации, беседы (одноразовой, многоразовой – в зависимости от обстоятельств), психологического обследования (постановка психологического диагноза), более или менее продолжительных наблюдений за детьми в разнообразных ситуациях.