Структура ценностных ориентаций

Развитая структура ценностных ориентаций предполагает иерархичный принцип строения. Согласно принципу иерархии систем, в ценностных ориентациях существуют однопорядковые и соподчиненные уровни. В этой системе выделяются высшие ценности, которые занимают доминирующее положение, они имеют наибольшую значимость для субъекта и самоценный характер, независимый от других ценностей. Другие ценности зависят от степени и качества взаимосвязи с высшими ценностями. Такая система связи обусловливает определенную гармоничность и устойчивость ценностных ориентаций.

Нравственные ценностные ориентации являются основополагающим ядром ценностных ориентаций, которое определяет уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение к другим людям, к себе и миру вообще. Ведь сама значимость ценности для человека имеет нравственный характер, поскольку выражает такое отношение человека к предметной действительности, которое основано на представлениях о добре и зле. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора тех или иных ценностей является важнейшим основанием ее нравственных ценностных ориентаций.

Субъект не рождается с готовыми ценностными представлениями, а вырабатывает их в процессе своего социального опыта. В детском и юношеском возрасте у человека формируется определенная система ценностных ориентаций, которая имеет более или менее развитую структуру. Будучи итогом социального развития личности, ценностные ориентации не сразу становятся системой с развитой структурой. При неблагоприятных условиях система ценностных ориентаций личности может не развиться в должной мере.

Система ценностных ориентаций личности формируется среди ценностей общества, имеющих значение образов, однако личность не пассивна в этом процессе. Как отмечал еще С.Л. Рубинштейн (1889–1960), любое внешнее воздействие влияет на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее также под влиянием внешних воздействий. Процесс формирования ценностных ориентаций всегда протекает совершенно индивидуально и неповторимо, в зависимости от конкретных условий, от принадлежности личности к той или иной среде, от ее индивидуальных особенностей.

Важным является утверждение А.Н. Леонтьева (1903–1979), что ценности, сложившиеся в культуре, только тогда будут действенными для человека, когда обретут для него личностный смысл. Ценности входят в структуру личности путем свободного духовного выбора. Такой выбор предполагает активную творческую деятельность, общение, а также поиск собственного «Я».

В развитии ценностных ориентаций ученые выделили несколько уровней, которые необходимо учитывать, строя воспитательный процесс:

1) знание ценности без субъективного отношения к ней;

2) понимание смысла ценности и ее оценка;

3) ценность приобретает эмоциональную окраску;

4) ценность организует вокруг себя другие ценностные представления, являясь их ядром, – появляется поведенческий компонент;

5) объединение ряда ценностей в один синдром, который становится регулятором осознанного поведения.

Ценностные ориентации можно рассматривать как систему взаимосвязанных компонентов: интеллектуального, эмоционального и действенного.

1. Интеллектуальный компонент составляет социальные представления, понятия и суждения, знания социально значимых ценностей, степень их обобщения.

2. Эмоциональный компонент ценностных ориентаций – эмоциональное отношение к социально значимым ценностям, их личностное принятие.

3. Действенный компонент предполагает поведение человека в соответствии с его знаниями (интеллектуальный компонент) и переживаниями (эмоциональный компонент), т.е. характеризует практический аспект готовности личности следовать социальным ценностям в реальном поведении.

Итак, формирование ценностных ориентаций личности представляется сложным, многоступенчатым процессом, на который большое влияние оказывает процесс и содержание деятельности, ее ценностно-ориентационная направленность, весь социальный опыт человека. Начало школьного обучения является важным периодом формирования ценностных ориентаций. Ребенок попадает в школьную среду, где профессионально действуют воспитательные ценности педагогов как регулятор поведения и отношений, что открывает большие возможности для целенаправленного и систематического формирования ценностных ориентаций учащихся.

Вопросы и задания к главе

1. Что такое социализация?

2. Какие выделяют стадии социализации?

3. Каковы факторы социализации?

4. Назовите механизмы социализации.

5. Что относится к психологическим и социально-психо­логическим механизмам социализации?

6. Каковы социально-педагогические механизмы социализации?

7. Чем изучение личности в социальной психологии отличается от ее исследования в социологии и общей психологии?

8. Что называют самоэффективностью личности?

9. В чем выражается самопрезентация личности?

10. Что такое самоуничижение и самовосхваление как социально-психологические аспекты феноменологии личности?

11. Что называют самомониторингом?

12. Какую личность называют авторитарной?

13. Что такое базовая личность?

14. Какую личность называют в социальной психологии маргинальной?

15. Что представляет собой личность типа «А»?

16. Как характеризуют личность типа «Б»?

17. Что такое локус контроля?

18. Кого называют интерналом или экстерналом?

19. В каком соотношении находятся между собой общечеловеческий и индивидуальный опыт?

20. Какие виды ценностей выделяются учеными?

21. Какие ценности называют воспитательными?

22. Что такое социльная установка в ее современном понимании?

23. Каким образом социальные установки представляют личность?

24. Какие основные подходы существуют в отечественной психологии к рассмотрению понятия «ценностные ориентации»?

25. Какие четыре уровня регуляции социального поведения личности выделил В.А. Ядов в своей диспозиционной концепции?

Наши рекомендации