Структура ценностных ориентаций
Развитая структура ценностных ориентаций предполагает иерархичный принцип строения. Согласно принципу иерархии систем, в ценностных ориентациях существуют однопорядковые и соподчиненные уровни. В этой системе выделяются высшие ценности, которые занимают доминирующее положение, они имеют наибольшую значимость для субъекта и самоценный характер, независимый от других ценностей. Другие ценности зависят от степени и качества взаимосвязи с высшими ценностями. Такая система связи обусловливает определенную гармоничность и устойчивость ценностных ориентаций.
Нравственные ценностные ориентации являются основополагающим ядром ценностных ориентаций, которое определяет уровень и форму социальной активности и направленности, а также отношение к другим людям, к себе и миру вообще. Ведь сама значимость ценности для человека имеет нравственный характер, поскольку выражает такое отношение человека к предметной действительности, которое основано на представлениях о добре и зле. Нравственные ценностные ориентации предлагают человеку выбор между добром и злом, который он совершает не в силу необходимости, а в силу своего собственного понимания этой необходимости. Именно свобода выбора тех или иных ценностей является важнейшим основанием ее нравственных ценностных ориентаций.
Субъект не рождается с готовыми ценностными представлениями, а вырабатывает их в процессе своего социального опыта. В детском и юношеском возрасте у человека формируется определенная система ценностных ориентаций, которая имеет более или менее развитую структуру. Будучи итогом социального развития личности, ценностные ориентации не сразу становятся системой с развитой структурой. При неблагоприятных условиях система ценностных ориентаций личности может не развиться в должной мере.
Система ценностных ориентаций личности формируется среди ценностей общества, имеющих значение образов, однако личность не пассивна в этом процессе. Как отмечал еще С.Л. Рубинштейн (1889–1960), любое внешнее воздействие влияет на индивида через внутренние условия, которые у него уже сформировались ранее также под влиянием внешних воздействий. Процесс формирования ценностных ориентаций всегда протекает совершенно индивидуально и неповторимо, в зависимости от конкретных условий, от принадлежности личности к той или иной среде, от ее индивидуальных особенностей.
Важным является утверждение А.Н. Леонтьева (1903–1979), что ценности, сложившиеся в культуре, только тогда будут действенными для человека, когда обретут для него личностный смысл. Ценности входят в структуру личности путем свободного духовного выбора. Такой выбор предполагает активную творческую деятельность, общение, а также поиск собственного «Я».
В развитии ценностных ориентаций ученые выделили несколько уровней, которые необходимо учитывать, строя воспитательный процесс:
1) знание ценности без субъективного отношения к ней;
2) понимание смысла ценности и ее оценка;
3) ценность приобретает эмоциональную окраску;
4) ценность организует вокруг себя другие ценностные представления, являясь их ядром, – появляется поведенческий компонент;
5) объединение ряда ценностей в один синдром, который становится регулятором осознанного поведения.
Ценностные ориентации можно рассматривать как систему взаимосвязанных компонентов: интеллектуального, эмоционального и действенного.
1. Интеллектуальный компонент составляет социальные представления, понятия и суждения, знания социально значимых ценностей, степень их обобщения.
2. Эмоциональный компонент ценностных ориентаций – эмоциональное отношение к социально значимым ценностям, их личностное принятие.
3. Действенный компонент предполагает поведение человека в соответствии с его знаниями (интеллектуальный компонент) и переживаниями (эмоциональный компонент), т.е. характеризует практический аспект готовности личности следовать социальным ценностям в реальном поведении.
Итак, формирование ценностных ориентаций личности представляется сложным, многоступенчатым процессом, на который большое влияние оказывает процесс и содержание деятельности, ее ценностно-ориентационная направленность, весь социальный опыт человека. Начало школьного обучения является важным периодом формирования ценностных ориентаций. Ребенок попадает в школьную среду, где профессионально действуют воспитательные ценности педагогов как регулятор поведения и отношений, что открывает большие возможности для целенаправленного и систематического формирования ценностных ориентаций учащихся.
Вопросы и задания к главе
1. Что такое социализация?
2. Какие выделяют стадии социализации?
3. Каковы факторы социализации?
4. Назовите механизмы социализации.
5. Что относится к психологическим и социально-психологическим механизмам социализации?
6. Каковы социально-педагогические механизмы социализации?
7. Чем изучение личности в социальной психологии отличается от ее исследования в социологии и общей психологии?
8. Что называют самоэффективностью личности?
9. В чем выражается самопрезентация личности?
10. Что такое самоуничижение и самовосхваление как социально-психологические аспекты феноменологии личности?
11. Что называют самомониторингом?
12. Какую личность называют авторитарной?
13. Что такое базовая личность?
14. Какую личность называют в социальной психологии маргинальной?
15. Что представляет собой личность типа «А»?
16. Как характеризуют личность типа «Б»?
17. Что такое локус контроля?
18. Кого называют интерналом или экстерналом?
19. В каком соотношении находятся между собой общечеловеческий и индивидуальный опыт?
20. Какие виды ценностей выделяются учеными?
21. Какие ценности называют воспитательными?
22. Что такое социльная установка в ее современном понимании?
23. Каким образом социальные установки представляют личность?
24. Какие основные подходы существуют в отечественной психологии к рассмотрению понятия «ценностные ориентации»?
25. Какие четыре уровня регуляции социального поведения личности выделил В.А. Ядов в своей диспозиционной концепции?