Методика исследования ценностных ориентаций

Бланк 1

Перед вами список, включающий некоторые цели, к которым могут стремиться люди. Выберите из них наиболее значимую цель с Вашей точки зрения и в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости цель и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

Затем оцените, насколько каждая из предложенных целей уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах.

 
  Методика исследования ценностных ориентаций - student2.ru

Ф.И.О.____________________________________________________________

Возраст______Пол____Образование__________Специальность____________

[ ] АКТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ЖИЗНЬ [ %]

(полнота и эмоциональная насыщенность жизни)

[ ] ЖИЗНЕННАЯ МУДРОСТЬ [ %]

(зрелость суждений и здравый смысл достигаемые жизненным опытом)

[ ] ЗДОРОВЬЕ [ %]

(физическое и психическое)

[ ] ИНТЕРЕСНАЯ РАБОТА [ %]

[ ] КРАСОТА ПРИРОДА И ИСКУССТВО [ %]

(переживание прекрасного в природе и искусств)

[ ] ЛЮБОВЬ [ %]

(духовная и физическая близость с любимым человеком)

[ ] МАТЕРИАЛЬНАЯ ОБЕСПЕЧЕННАЯ ЖИЗНЬ [ %]

(отсутствие материальных затруднений)

[ ] НАЛИЧИЕ ХОРОШИХ И ВЕРНЫХ ДРУЗЕЙ [ %]

[ ] ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ [ %]

(уважение окружающих, коллег, товарищей по работе)

[ ] ПОЗНАНИЕ [ %]

(возможность расширения своего образования, кругозора,

общей культуры, интеллектуальное развитие)

[ ] ПРОДУКТИВНАЯ ЖИЗНЬ [ %]

(максимально полное использование

своих возможностей, сил и способностей)

[ ] РАЗВИТИЕ [ %]

(работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенство)

[ ] РАЗВЛЕЧЕНИЯ [ %]

(приятное, необременительное времяпрепровождение,

отсутствие обязанностей)

[ ] СВОБОДА [ %]

(самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)

[ ] СЧАСТЛИВАЯ СЕМЕЙНАЯ ЖИЗНЬ [ %]

[ ] СЧАСТЬЕ ДРУГИХ [ %]

(благосостояние, развитие и совершенствование других людей,

всего народа, человечества в целом)

[ ] ТВОРЧЕСТВО [ %]

(возможность творческой деятельности)

[ ] УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ [ %]

(внутренняя гармония, свобода т внутренних противоречий, сомнений)

Бланк 2

Перед вами список, включающий некоторые положительные черты, проявляющиеся в поведении людей. Выберите ту из них, которую Вы считаете наиболее ценной при любых обстоятельствах и поставьте в скобках СЛЕВА от нее поставьте цифру 1. Затем выберите следующую по значимости и обозначьте цифрой 2, и так далее. Наименее важная получит номер 18.

Затем оцените, насколько каждая из них уже РЕАЛИЗОВАНА в Вашей жизни, и поставьте в скобках СПРАВА от нее соответствующую цифру в процентах.

 
  Методика исследования ценностных ориентаций - student2.ru

Ф.И.О.______________________________________________________________

Возраст_______Пол______Образование__________Специальность___________

[ ] АККУРАТНОСТЬ (ЧИСТОПЛОТНОСТЬ) [ %]

(умение содержать в порядке вещи, порядок в делах)

[ ] ВОСПИТАННОСТЬ [ %]

(хорошие манеры)

[ ] ВЫСОКИЕ ЗАПРОСЫ [ %]

(высокие требования к жизни и высокие притязания)

[ ] ЖИЗНЕРАДОСТНОСТЬ [ %]

(чувство юмора)

[ ] ИСПОЛНИТЕЛЬНОСТЬ [ %]

(дисциплинированность)

[ ] НЕЗАВИСИМОСТЬ [ %]

(способность действовать самостоятельно, решительно)

[ ] НЕПРИМИРИМОСТЬ К НЕДОСТАТКАМ В СЕБЕ И ДРУГИХ [ %]

[ ] ОБРАЗОВАННОСТЬ [ %]

(широта знаний, высокая общая культура)

[ ] ОТВЕТСТВЕННОСТЬ [ %]

(чувство долга, умение держать слово)

[ ] РАЦИОНАЛИЗМ [ %]

(умение здраво и логически мыслить,

принимать обдуманные, рациональные решения)

[ ] САМОКОНТРОЛЬ [ %]

(сдержанность, дисциплина)

[ ] СМЕЛОСТЬ [ %]

В ОТСТАИВАНИИ СВОЕГО МНЕНИЯ, СВОИХ ВЗГЛЯДОВ

[ ] ТВЕРДАЯ ВОЛЯ [ %]

(умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)

[ ] ТЕРПИМОСТЬ [ %]

(к взглядам и мнениям других,

умение прощать другим их ошибки и заблуждения)

[ ] ЧЕСТНОСТЬ [ %]

(правдивость, искренность)

[ ] ЧУТКОСТЬ [ %]

(заботливость)

[ ] ШИРОТА ВЗГЛЯДОВ [ %]

(умение понять чужую точку зрения,

уважать иные вкусы, обычаи, привычки)

[ ] ЭФФЕКТИВНОСТЬ В ДЕЛАХ [ %]

(трудолюбие, продуктивность в работе)

2. ОПИСАНИЕ МЕТОДИКИ ИССЛЕДОВАНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ (М. РОКИЧ)

Методика исследования ценностных ориентаций (МИЦО) является техникой, направленной на изучение индивидуальных или групповых представлений о системе значимых ценностей, определяющих наиболее общие ориентиры их жизнедеятельности. Эти представления формируются в процесс социолизации путем интериоризации групповых и общекультурных ценностей. Особенность ЦО состоит в том, что шкалирование фиксированного и заранее известного набора объектов (ценностей) по задаваемым инструкцией шкалам (например, "наиболее характерные для Вас", "наиболее характерные для Ваших друзей" и т.п.)происходит с помощью процедуры ранжирования или с помощью парного сравнения. Обычно при проведении методики предполагается, что в ситуациях, когда у респондентов нет оснований для фальсификации результатов, ранжирование действительно отражает реальное соотношение между субъективными значимостями соответствующих ценностей.

Ценностные ориентации как предмет психологического исследования и психодиагностики занимают место на пресечении двух больших предметных областей: мотивации с одной стороны, и мировоззренческих структур сознания, с другой. Они являются одной из самых личностно значимых "зон", в которые приходится вторгаться психологу. Помимо этого, они сильно варьируют у разных людей н только по степени выраженности, но и по конкретному их "набору". Все это существенно осложняет разработку стандартизированных методов, направленных на диагностику этой сферы

внутреннего мира.

МИЦО разработана М.Рокичем и основана на приеме прямого ранжирования списков ценностей. М.Рокич рассматривает ценности как разновидность убеждения, определяя ее как "...устойчивое убеждение в том, что определенный способ поведения или конечная цель существования предпочтительнее с личной или социальной точек зрения, чем противоположный или обратный способ поведения, либо конечная цель существования". Человеческие ценности характеризуются следующими основными признаками: 1) общее число ценностей, являющихся достоянием человека, сравнительно

невелико, 2) все люди обладают одними и теми же ценностями, хотя и в различной степени, 3) ценности организованы в системы, 4) истоки человеческих ценностей прослеживаются в культуре, обществе и его институтах и личности, 5) влияние ценностей прослеживается практически во всех социальных феноменах, заслуживающих изучения.

М.Рокич различает два класса ценностей -терминальные и инструментальные. Терминальные ценности М.Рокич определяет как убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существования (например, счастливая семейная жизнь, мир во всем мире) с личной и общественной

точек зрения стоит того, чтобы к ней стремиться, инструментальные ценности -как убеждения в том, что какой-то образ действий (например, честность, рационализм) является с личной или общественной точек зрения предпочтительным в любых ситуациях. По сути, разведение терминальных и инструментальных ценностей воспроизводит уже достаточно традиционное различение ценностей-целей и ценностей-средств.

Стимульным материалом в методике Рокича служат два списка по 18 ценностей - терминальных и инструментальных - с краткой расшифровкой содержания каждой. Эти списки получены путем исключения синонимичных форм из более объемных перечней, которые формировались в ходе анализа

интервью и литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для интернальных ценностей).

Методика известна в нескольких формах. Наиболее разработанные формы Д и Е теста Рокича различаются тем, что в варианте Е списки ценностных категорий отпечатаны на листах бумаги в алфавитном порядке и испытуемым предлагается проставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18. В варианте Д названия ценностей напечатаны на отдельных карточках. Форма Д дает более надежные результаты, чем форма Е. В отечественных адаптированных вариантах методики также применяются обе формы предъявления. При работе с карточками важно, чтобы их размеры позволяли испытуемому без труда охватывать взглядом одновременно все 18 карточек. При этом эстетичность или неряшливость размещения текста на карточках могут влиять на выбор ценностей. Учет этих соображений и размеров шрифта определяет оптимальные размеры карточек (приблизительно 100х30 мм при использовании стандартного машинописного шрифта или 60х15 мм при изготовлении типографским способом). Испытуемому вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

ИНСТРУКЦИЯ (при варианте Д):" Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучите карточку и выберите ту, которая для Вас наиболее значима. Поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися карточками. Наименее важная останется последней и

займет 18-е место. Работайте не спеша, вдумчиво. Если в процессе работы Вы измените свое мнение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Ранжирование обоих наборов занимает, как правило, от10 до 20 минут. С заданием справляются даже малообразованные люди и дети, начиная с 11 лет. Процент отказов при обследовании на американской общенациональной выборке очень мал. Отказов по причине слишком личного характера задания не встречалось вовсе.

Адаптация теста М.Рокича на русском языке была выполнена А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым и В.А. Ядовым (ИСЭП АН СССР). Культурная специфика обусловила необходимость изменения формулировки некоторых ценностей (в основном терминальных).

В 1984-1986 гг. на базе общего практикума факультета психологии МГУ проводилась работа по проверке и улучшению психодиагностических возможностей МИЦО. В частности, известно, что необходимой предпосылкой корректности результатов, получаемых с помощью прямого ранжирования,

является примерно равный уровень обобщенности всех сравниваемых ценностных категорий. Некоторые данные, приводимые М. Рокичем, позволяют считать, что для исходных наборов это требование соблюдается.

3. ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДИКИ ИЗУЧЕНИЯ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ.

3.1. Индивидуальная диагностика.

С этой целью методика может применяться как вспомогательная, дополняющая данные, полученные с помощью ТАТ и других многосторонних диагностических методов. Анализируя индивидуальную иерархию ЦО, следует обратить внимание на то, как отдельные ценности группируются испытуемым в содержательные блоки. Как правило, индивидуальная иерархия представляет собой последовательность достаточно хорошо разграничиваемых между сбой "блоков". Ценности могут объединяться в такие блоки по разным основаниям. Вот несколько примеров для терминальных ценностей. Нередко группируются вместе конкретные жизненные ценности (здоровье, работа, друзья, счастливая семейная жизнь) и "абстрактные" ценности (познание, развитие, свобода, творчество и др.). Возможно объединение ценностей профессиональной самореализации (интересная работа, продуктивная жизнь, творчество, активная деятельная жизнь) и личной жизни (здоровье, любовь, наличие друзей, развлечения, счастливая семейная жизнь). Встречается объединение индивидуальных ценностей (здоровье, творчество, свобода, активная деятельная жизнь, развлечения, уверенность в себе, материально обеспеченная жизнь) в противовес ценностям межличностных отношений (наличие друзей, счастливая семейная жизнь, счастье других). Возможно объединение ценностей активных ( свобода, активная деятельная жизнь, продуктивная жизнь, интересная работа) и ценностей пассивных (красота природы и искусств, уверенность в себе, познание, жизненная мудрость). По отчасти близким основаниям могут группироваться и инструментальные ценности. Здесь могут группироваться этические ценности (честность, непримиримость к недостаткам), ценности межличностного общения (воспитанность, жизнерадостность, чуткость) и ценности профессиональной самореализации (ответственность, эффективность в делах, твердая воля, исполнительность). Индивидуалистические ценности (высокие запросы, независимость, твердая воля) могут противопоставляться как конформистским (исполнительность, самоконтроль, ответственность), так и альтруистическим (терпимость, чуткость, воспитанность). Выделяется группа ценностей самоутверждения (высокие запросы, независимость, непримиримость, смелость, твердая воля) и ценности принятия других (терпимость, чуткость, широта взглядов). Можно, наконец, выделить ценности интеллектуальные (образованность, рационализм, самоконтроль) и ценности непосредственно-эмоционального мироощущения (жизнерадостность, честность, чуткость). Разумеется, перечисленными вариантами не исчерпываются все возможности субъективного структурирования испытуемым своей системы ЦО. Искусство психодиагноста заключается в том, чтобы в каждом случае уловить индивидуальную закономерность. Более того, если ни одной закономерности выделить не удается, то можно либо говорить о несформированности у испытуемого системы ЦО (в частности, в подростковом и юношеском возрасте), либо подозревать фальсификацию ответов.

3. 2. Индивидуальная диагностика с использованием дополнительных инструкций.

Много дополнительной информации можно получить, сравнивая результаты ранжирования по стандартной инструкции с результатами ранжирования по дополнительным инструкциям, конкретный выбор которых определяется целями исследования.

Одна из возможных дополнительных инструкций -инструкция на "Я -идеальное": "Представьте себе, что Вы стали таким, каким мечтаете быть. Как Вы в этом случае проранжируете те же ценности?" Сравнение результатов ранжирования списка терминальных ценностей по этой и стандартной инструкции (испытуемыми были молодые рабочие и ИТР) показало, что для Я -идеального возрастает значимость таких ценностей, как активная деятельная жизнь, жизненная мудрость, здоровье, продуктивная жизнь, развитие, счастье других, творчество. Напротив, снижается ранговое место таких ценностей как любовь, материально обеспеченная жизнь, наличие друзей, общественное признание, свобода, счастливая семейная жизнь, уверенность в себе. В том же исследовании использовалась еще одна дополнительная инструкция: "Расположите ценности так, как это сделали бы, по -Вашему, большинство людей". Характерно, что большинство ценностей при ранжировании по стандартной инструкции (Я -реальное) занимают среднее положение между местом при ранжировании по инструкции "большинство людей" и местом при ранжировании по инструкции "Я -идеальное".

Может быть задан и более абстрактный идеал: "Расположите ценности так, как это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях". В исследовании, проведенном на студентах МГУ, из числа испытуемых-мужчин 58% описывали совершенного мужчину, для остальных пол не играл роли. Из испытуемых-женщин для 50% пол не играл роли, 40% описывали мужчину, и лишь10% - женщину. В иерархии ЦО по такой дополнительной инструкции у женщин повышается значимость жизненной мудрости, материальной обеспеченности, свободы, независимости, непримиримости к недостаткам, эффективности в делах, более низкое место в идеале отводится любви, семейной жизни, творчеству, работе. Аналогичная динамика наблюдается и у мужчин, у которых, помимо этого, смещение вверх обнаруживают также аккуратность, рациональность, чуткость, а вниз -образованность, ответственность, самоконтроль, твердая воля, терпимость. Интересно, что представления женщин об идеальном мужчине ближе к ЦО реальных мужчин, чем мужские идеалы. Ценностные идеалы отличаются большим разнообразием, обобщенные ценностные идеалы мужчин и женщин рисуют образ человека, прочно стоящего на ногах, хорошо адаптированного к социальным условиям, но не теряющего при этом своего лица.

Возможны и другие дополнительные инструкции. Например, можно предложить после стандартной инструкции расположить ценности так, как испытуемый сделал бы это 5 или 10 лет назад, а также через 5 или 10 лет.

Тест «Несуществующее животное»

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей правой доминантной руки зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка). По И.М.Сеченову всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально: "Всякая мысль заканчивается движением").

Если реальное движение по какой-либо причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление - мысль). Так, например, образы и мысли - представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук - ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью ( отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, с неуверенностью и пассивностью. Правая сторона ( соответствующая правой доминантной руке) - с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действия.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест "несуществующее животное" относится к числу проективных. Для статистической проверки или стандартизации результат анализа может быть представлен в

описательных формах. По составу данный тест - ориентировочный и как единственный метод исследования обычно не используется и требует объединения с другими методами в качестве батарейного инструмента исследования.

ИНСТРУКЦИЯ: "Придумайте и нарисуйте НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ животное и назовите его НЕСУЩЕСТВУЮЩИМ именем".

ПОКАЗАТЕЛИ И ИНТЕРПРЕТАЦИЯ

ПОЛОЖЕНИЕ РИСУНКА НА ЛИСТЕ. В норме рисунок расположен по средней линии вертикально поставленного листа. Лист бумаги лучше всего взять белый или слегка кремовый, не глянцевый.

Пользоваться карандашом средней мягкости; ручкой и фломастером рисовать нельзя.

Положение рисунка ближе к верхнему краю листа ( чем ближе, тем более выражено) трактуется как высокая самооценка, как недовольство своим положением в социуме, недостаточностью признания со стороны окружающих, как претензия на продвижение и признание, тенденция к самоутверждению.

Положение рисунка в нижней части - обратная тенденция: неуверенность в себе, низкая самооценка, подавленность, нерешительность, не заинтересованность в своем положении в социуме, в признании, отсутствие тенденции к самоутверждению.

ЦЕНТРАЛЬНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (голова или замещающая ее деталь). Голова повернута вправо - устойчивая тенденция к деятельности, действенности: почти все, что обдумывается, планируется - осуществляется или, по крайней мере, начинает осуществляться (если даже, и не доводится до конца). Испытуемый активно переходит к реализации своих тенденций. Голова повернута влево - тенденция к рефлексии, к размышлениям. Это не человек действия: лишь незначительная часть замыслов реализуется или хотя бы начинает реализоваться. Нередко также боязнь перед активным действием или нерешительность. (Вариант: отсутствие тенденции к действию или боязнь активности- следует решить дополнительно).

Положение “анфас”, то есть, голова направлена на рисующего (на себя) - трактуется как эгоцентризм. На голове расположены детали, соответствующие органам чувств - уши, рот, глаза. Значение детали “уши” - прямое: заинтересованность в информации, значимость мнения окружающих о себе. Дополнительно по другим показателям и их сочетанию определяется, предпринимает ли испытуемый что-либо для завоевания положительной оценки или только продуцирует на оценки окружающих соответствующие эмоциональные реакции (радость, гордость, обида, огорчение), не изменяя своего поведения. Приоткрытый рот в сочетании с языком при отсутствии прорисовки губ трактуется как большая речевая активность (болтливость), в сочетании с прорисовкой губ - как чувственность; иногда и то и другое вместе. Открытый рот без прорисовки языка и губ, особенно - зачерченный, трактуется как легкость возникновения опасений и страхов, недоверия. Рот с зубами - вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная (огрызается, задирается, грубит в ответ на обращение к нему отрицательного свойства, осуждение, порицание). Для детей и подростков характерен рисунок зачерченного рта округлой формы (боязливость тревожность). Особое значение придают глазам. Это символ присущего человеку переживания страха: подчеркивается резкой прорисовкой радужки. Обратить внимание на наличие или отсутствие ресниц. Ресницы – истероидно - демонстративные манеры поведения; для мужчин: женственные черты характера с прорисовкой зрачка и радужки совпадают редко. Ресницы также заинтересованность в восхищении окружающими внешней красотой и манерой одеваться, придание этому большого значения. Увеличенный (в соответствии с фигурой в целом) размер головы говорит о том, что испытуемый ценит рациональное начало (возможно, и эрудицию) в себе и окружающих.

На голове также бывают, расположены дополнительные детали: например, рога - защита, агрессия. Определить по сочетанию с другими признаками - когтями, щетиной, иглами - характер этой агрессии: спонтанная или защитно-ответная. Перья - тенденция к самоукрашению и самооправданию, к демонстративности. Грива, шерсть, подобие прически - чувственность, подчеркивание своего пола и, иногда, ориентировка на свою сексуальную роль.

НЕСУЩАЯ, ОПОРНАЯ ЧАСТЬ ФИГУРЫ (ноги, лапы, иногда - постамент). Рассматривается ОСНОВАТЕЛЬНОСТЬ этой части по отношению к размерам всей фигуры и по форме:

а) основательность, обдуманность, рациональность принятия решения, пути к выводам, формирования суждения, опора на существенные положения и значимую информацию;

б) поверхностность суждений, легкомысленность в выводах и неосновательность суждений, иногда импульсивность решений (особенно при отсутствии или почти отсутствии ног).

Обратить внимание на характер соединения ног с корпусом: соединение точно, тщательно или небрежно, слабо соединены или не соединены вовсе - это характер контроля, за своими рассуждениями, выводами, решениями. Однотипность и однонаправленность ног, лап, любых элементов опорной части - конформность суждений и установок в принятии решений, их стандартность, банальность. Разнообразие в форме и положении этих деталей - своеобразие установок и суждений, самостоятельность и небанальность; иногда даже творческое начало (соответственно необычности формы) или инакомыслие(ближе к патологии).

ЧАСТИ, ПОДНИМАЮЩИЕСЯ НАД УРОВНЕМ ФИГУРЫ. Могут быть функциональными или украшающими: крылья, дополнительные ноги, щупальца, детали панциря, перья, бантики вроде завитушек - кудрей; цветков - функциональные детали - энергия охвата разных областей человеческой деятельности, уверенность в себе, “самораспространение” с неделикатным и неразборчивым притеснением окружающих, либо любознательность, желание соучаствовать как можно в большем числе дел окружающих, завоевание себе места под солнцем, увлеченность своей деятельностью, смелость предприятий (соответственно значению детали-символа - крылья или щупальца и т.д.). Украшающие детали - демонстративность, склонность обращать на себя внимание окружающих, манерность(например, лошадь или ее несуществующее подобие в султане из павлиньих перьев).

ХВОСТЫ. Выражают отношение к собственным действиям, решениям, выводам, к своей вербальной продукции - судя по тому, повернуты ли эти хвосты вправо (на листе) или влево. Хвосты повернуты вправо - отношение к своим действиям и поведению. Влево - отношение к своим мыслям, решениям; к упущенным возможностям, к собственной нерешительности. Положительная или отрицательная окраска этого отношения выражена направлением хвостов вверх (уверенно, положительно, бодро) или падающим движением вниз (недовольство собой, сомнение в собственной правоте, сожаление о сделанном, сказанном, раскаяние и т.п.). Обратить внимание на хвосты, состоящие из нескольких, иногда повторяющихся звеньев, на особенно пышные хвосты, особенно длинные и иногда разветвленные.

КОНТУРЫ ФИГУРЫ. Анализируются по наличию или отсутствию выступов ( типа щитов, панцирей, игл), прорисовки и затемнения линии контура. Это защита от окружающих, агрессивная - если она выполнена в острых углах; со страхом и тревогой - если имеет место затемнение, “запачкивание” контурной линии; с опасением, подозрительностью - если поставлены щиты, “заслоны”, линия удвоена. Направленность такой защиты соответствует пространственному расположению: верхний контур фигуры - против вышестоящих, против лиц, имеющих возможность наложить запрет, ограничение, осуществить принуждение, т.е. против старших по возрасту, родителей, учителей, начальников, руководителей; нижний контур - защита против насмешек, непризнания, отсутствия авторитета у нижестоящих подчиненных, младших, боязнь осуждения; боковые контуры - недифференцированная опасность и готовность к самозащите любого порядка и в разных ситуациях; то же самое - элементы “защиты”, расположенные не по контуру, а внутри контура, на самом корпусе животного.

Справа - больше в процессе деятельности (реальной), слева - больше защита своих мнений, убеждений, вкусов.

ОБЩАЯ ЭНЕРГИЯ. Оценивается количество изображенных деталей - только ли необходимое количество, чтобы дать представление о придуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и т.п.): с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей, просто примитивный контур, - или имеет место щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкцию дополнительных деталей. Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо самых необходимых), тем выше энергия. В обратном случае

- экономия энергии, астеничность организма, хроническое соматическое заболевание. (То же самое подтверждается характером линии - слабая паутинообразная линия, “возит карандашом по бумаге”, не нажимая на него.) Обратный же характер линий - жирная с нажимом - не является полярным: это не энергия, а тревожность. Следует обратить внимание на резко продавленные линии, видимые даже на обратной стороне листа (судорожный, высокий тонус мышц рисующей руки) - резкая тревожность. Обратить внимание также на то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

ОЦЕНКА ХАРАКТЕРА ЛИНИИ (дубляж линии, небрежность, неаккуратность соединений, “островки” из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, “запачкивание”, отклонение от вертикальной оси, стереотипности линий и т.д.). Оценка осуществляется так же, как и при анализе пиктограммы. То же - фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на УГРОЖАЕМЫХ, УГРОЖАЮЩИХ, НЕЙТРАЛЬНЫХ (подобия льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, либо белки, собаки, кошек). Это отношение к собственной персоне и к своему “Я”, представление о своем положении в мире, как бы идентификация себя по значимости( с зайцем, букашкой, слоном, собакой и т.д.). В данном случае рисуемое животное - представитель самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку, начиная с постановки животного в положение прямохождения на две лапы, вместо четырех или более, и заканчивая одеванием животного в человеческую одежду (штаны, юбки, банты, пояса, платье), включая похожесть морды на лицо, ног и лап на руки, - свидетельствует об инфантильности, эмоциональной незрелости, соответственно степени выраженности “очеловечивания” животного. Механизм сходен (и параллелен) аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и тому подобное.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессии - когти, зубы, клювы. Следует обратить внимание также на акцентировку сексуальных признаков - вымени, сосков, груди при человеческой фигуре и др. Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблеме секса.

Фигура круга (особенно - ничем не заполненного) символизирует и выражает тенденцию к скрытности, замкнутость, закрытость своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки обычно дают очень ограниченное количество данных для анализа.

Обратить внимание на случаи вмонтирования механических частей в тело “животного” - постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник; прикрепление к голове пропеллера, винта; вмонтирование в глаз электролампы, в тело и конечности животного - рукояток, клавиш и антенн. Это наблюдается чаще у больных шизофренией и глубоких шизоидов. Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму “готового”, существующего животного (люди, лошади, собаки, свиньи, рыбы), к которому лишь приделывается “готовая” существующая деталь, чтобы существующее животное стало несуществующим - кошка с крыльями, рыба с перьями, собака с ластами и т.п. Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не целых заготовок. Название может выражать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, “бегекот”, “мухожер” и т.п.). Другой вариант - словообразование с книжно-научным, иногда латинским суффиксом или окончанием (“ратолетиус” и т.п.). Первое - рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации; второе - демонстративность, направленная главным образом на демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний. Встречаются названия поверхностно-звуковые без всякого осмысления (“лялие”, “лиошана”, “гратекер” и т.п.), знаменующие легкомысленное отношение к окружающим, неумение учитывать сигнал опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических элементов в суждениях над рациональными. Наблюдаются иронически-юмористические названия (“риночурка”, “пузыренд” и т.п.) - при соответственно иронически-снисходительном отношении к окружающим. Инфантильные названия имеют обычно повторяющиеся элементы (“тру-тру”, “лю-лю”, “кус-кус”и т.п.). Склонность к фантазированию (чаще защитного порядка) выражена обычно удлиненными названиями (“аберосинотиклирон”, “глобарниклетамиешиния” и т.п.).

Наши рекомендации