Конфликты в социальной сфере, основные пути и способы разрешения социальных конфликтов

Социальный конфликт— это отношение между несколькими субъектами общества, возникающее в результате столкновения, противоречия их интересов.

Субъектами социального конфликта являются индивиды, малые и большие груп­пы, социальные объединения, между которыми возникло противоречие. Среди уча­стников конфликтов выделяют оппонентов, вовлеченные группы и заинтересованные группы. Оппоненты — это непосредственно противостоящие субъекты конфликта. Объект социального конфликта — это то, по поводу чего произошло столкновение участников конфликта.

Конфликт возникает в результате столкновения разнообразных объективных и субъективных тенденций в деятельности личностей, групп, социальных структур как конфронтация идей, позиций и др. Между субъектами конфликта различают агонистические (примиримые) и антагонистические (непримиримые) противоречия. Упущенные возможности разрешения агонистического конфликта способствуют его переходу в хронические формы и перерастанию в антагонистический. И наоборот, путем взаимных компромиссов можно превратить антагонистический конфликт сна­чала в агонистический, а потом и разрешить конфликт.

Конфликты обладают динамикой и проходят несколько стадий:

- конфликтная ситуация, в ходе которой происходит осознание потенциальными субъектами конфликта возникших противоречий;

- эскалация (нарастание) конфликта;

- спад;

- исход конфликта; конфликты как полностью, так и частично разрешенные;

- постконфликтный синдром, характеризуемый напряженностью в отношениях ра­нее конфликтовавших сторон, продолжающимся несовпадением оценок и мнений относительно завершившегося конфликта;

- постконфликтный синдром при обост­рении отношений может стать началом нового конфликта.

По характеру рез-та конфликты можно сгруппировать на те, которые завер­шились в виде

1) успеха,

2) компромисса,

3) выхода из конфликта,

4) поражения.

Современная конфликтология сформулировала условия, при которых возможно успешное разрешение социальных конфликтов:

— своевременный и точный диагноз причин конфликта, т.е. выявление существующих противоречий, интересов, целей.

— обоюдная заинтересованность в преодолении противоречий на основе признания интересов противоположной стороны. Достичь этого возможно на основе цели, значимой для обеих сторон.

— совместный поиск путей преодоления конфликта. Здесь возможно использование целого арсенала средств и методов: прямой диалог сторон, переговоры через посредника, переговоры с участием третьей стороны и т. д.

Конфликтология также выработала ряд рекомендаций, следование которым ускоряет процесс разрешения конфликта:

• Во время переговоров приоритет должен отдаваться обсуждению содержательных вопр.

• Конфликтующие стороны должны стремиться к снятию психологической и социальной напряженности.

• Участники конфликта должны демонстрировать взаимное уважение дррг к другу.

• Все конфликтующие стороны должны проявлять склонность к компромиссу.

Форма разрешения социальных конфликтов – совокупность способов и приемов, с помощью которых решается проблема, лежащая в основе социального конфликта.

Основные Ф. р. с. к.: насильственные, ненасильственные и нейтральные.

Насильственная Ф. р. с. к. реализуется посредством забастовок, классовой борьбы, революций, войн, использования «третьей силы» без согласия хотя бы одной из сторон.

Ненасильственная Ф. р. с. к. исходит из демократических принципов ненасилия, гуманизма, плюрализма мнений, приоритета общечеловеческих ценностей. Реализуется установлением консенсуса посредством переговоров с участием посредников и арбитров, примирительных институтов (партий, государства, науки, религии).

Нейтральная Ф. р. с. к. может опираться как на демократические принципы, так и на принцип насилия. В этом случае конфликты разрешаются объединением конфликтующих сторон перед лицом общей опасности, отказом одной из сторон от своих позиций, снятием причин конфликта или применением «третьей силы».

Наши рекомендации