Виды делового общения
В зависимости от состава субъектов общения, различают такие его типы: межличностное общение, общение в системе “индивид - группа”, публичное общение и др. Детальный анализ содержания управленческого общения руководителя и подчиненного требует определения его места в системе видов межличностного общения, которые выделяются по различным критериям.
1. По преобладанию тех или иных средств, общение может быть речевым (вербальным), неречевым (невербальным) и комбинированным. Исходя из этого критерия, межличностное управленческое общение является комбинированным, хотя соотношение речевых и неречевых средств в различных ситуациях может меняться.
2. По предмету общения. Важным аспектом общения является его содержание или предмет общения, в качестве которого может выступать любой объект или явление физического или духовного мира. В - зависимости от предмета, можно выделить следующие виды человеческого общения:
а) свободное общение, предметом которого является само общение. В его процессе человек удовлетворяет одну их основных потребностей - потребность в общении. Примером может быть интимное общение друзей, влюбленных;
б) деловое, или деятельностное общение, предмет которого находится вне общения. Его можно рассматривать. с одной стороны, как структурный элемент любой совместной деятельности людей. С другой стороны, как самостоятельный вид деятельности;
в) игровое общение, обслуживающее такой специфический вид деятельности человека как игра;
г) ритуальное общение, содержанием которого является исполнение социально значимых ритуалов (поздравление, выражение сочувствия и т.п.). Оно в значительной степени определяется правилами и нормами этикета.
Следует отметить, что выделенные виды общения не имеют четких границ и редко встречаются в чистом виде. Кроме того, они имеют тенденцию в процессе развития перерастать из одного вида в другой. Например, свободное общение друзей может превратиться в ритуальное, когда интересуются благополучием детей и жены только потому, что так принято-Семейное общение супругов представляет весьма своеобразную “смесь” свободного, делового и игрового общения, которую иногда называют бытовым общением. Вместе с тем, выделение таких видов позволяет изучать специфику общения исходя из его содержания.
3. По включенности в определенный вид деятельности наиболее обширным из названных выше видов является деловое, или деятельностное общение, в рамках которого по различным признакам выделяют множество разновидностей: профессиональное, общенаучное, социально-политическое и т.п. В нашем случае наиболее продуктивным представляется различение разновидностей делового общения в соответствии с видом деятельности, в котором оно используется или присутствует: педагогическое, управленческое и т.п.
4. По взаимному статусу участников общение может быть:
а) соотнесенным, т.е. общение равных но статусу лиц;
б) соподчиненное - один из партнеров находится в статусе подчиненности другому.
Управленческое общение всегда является соподчиненным ввиду должностного статуса его участников.
5. По направленности или ориентированности выделяется два вида:
а) Личностно-ориентированное, когда обращение адресовано конкретному партнеру или партнерам;
б) социально-ориентированное, где обращение адресовано группе, коллективу, определенной общности людейкак целому. В нашем случае общение руководителя и подчиненного является личностно-ориентированным.
6. По степени желательности достигаемого эффекта:
а) необходимое общение - без такого общения совместная деятельность становится практически невозможной, именно таким является управленческое общение;
б) желательное общение, которое способствует более успешному решению задач деятельности;
в) нейтральное - не препятствует, но и не способствует решению задач деятельности;
г) нежелательное общение - межличностные контакты, затрудняющие достижение целей совместной деятельности.
Управленческое общение является необходимым компонентом управленческой деятельности. В тоже время в рамках управления могут иметь место и нежелательные по содержанию межличностные контакты, например, обмен сплетнями, слухами о возможных должностных перемещениях, структурных изменениях. Обмен такой недостоверной информацией дезорганизует деятельность участников управленческого общения, в частности приводит к появлению так называемого “эффекта временности”. Поэтому нежелательное общение в управлении деятельностью подчиненных требует отдельного более углубленного изучения, с целью предотвращения его негативного эффекта.