Психологические механизмы волевой регуляции [Текст] : учеб. пособие / В. А. Иванников ; МГУ. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2006
6. Психология воли [Текст] / Е. П. Ильин. - СПб. : Питер, 2009.
7. Психология личности [Текст] : учеб. пособие. - Самара, 2008. В 2-х томах.
8. Психология личности в трудах отечественных психологов[Текст] / Л. В. Куликов. - СПб.: Питер, 2009.
9. Психология мышления[Текст] : учеб. пособие / О. К. Тихомиров. - 3-е изд., стер. - М. : Академия, 2007.
10. Психология памяти [Текст] : учеб. пособие / Л. В. Черемошкина. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Аспект Пресс, 2009.
11. Психология эмоций [Текст] / Кэррол Э. Изард ; [пер. с англ. В. Мисник, А. Татлыбаева]. - СПб. : Питер, 2009.
12. Теории личности. Основные положения, исследования и применение[Текст] : [Учеб. пособие] / Л. Хьелл, Д. Дж. Зиглер. - 3-е изд. - СПб. : Питер, 2006.
Язык эмоций. Как научиться контролировать себя и других[Текст] / С. О. Ермакова. - М. : Центрполиграф, 2006. - 191 с.
Учебно-методические издания
1. Психология личности: психологический практикум [Текст]: учеб. пособие / Т. В. Шубницына; ВятГУ. - Киров : [б. и.], 2009. - 106 с. - Библиогр.: с. 106
2. Сахаров В.А. Общая педагогика: учебник [текст] /В.А. Сахаров. – Киров, 2006.
Тематика контрольных работ
Тема 1. Сознательное и бессознательное
В психике человека
1.Психика человека характеризуется разными уровнями – сознательным отражением действительности и бессознательным отражением действительности. Как эти понятия определяются в психологии, и какую роль они играют в поведении человека?
2.Приведены примеры действий, которые выполняются на разном уровне осознания. Укажите, на каком уровне (сознательном или бессознательном) выполнено каждое действие. Обоснуйте свой ответ.
А.Во время сеанса гипноза испытуемому, находящемуся в гипнотическом состоянии, было предложено «умыться, взять книгу, попрыгать на одной ноге и т.п. Все задания испытуемый успешно выполнял.
Б. По словам немецкого химика Ф.А.Кекуле, решение о структурной формуле бензола пришло ему во сне.
В. Юмористическое стихотворение, сочиненное студентом и переданное в редакцию факультетской газеты.
Г. Студент быстро и правильно умножает многозначные числа, но не помнит правила их умножения.
Д.В жизни каждого человека бывают случаи, когда он забывает совершить действия, обещанные кому-нибудь другому в его интересах.
Библиография
· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 1. Введение в психологию / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. – М., 2007.
· Гиппенрейтер, Ю.Б. Введение в общую психологию: учеб. пособие [текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер. – М., 2008.
· Психология [Текст]: учебник / под peд. Б. А. Сосновского. - М.: Высшее образование, 2009.
· Юнг, К. Психология бессознательного [текст] / К. Юнг. – М., 1998.
Тема 2. Ощущение
1.Понятие об ощущении. Виды ощущений: их характеристика. Роль ощущений в вашей профессиональной деятельности.
2.Заполните таблицу. Приведены названия закономерностей ощущений: адаптация, сенсибилизация, синестезия, чувствительность, контрастность. Дайте определения этих понятий и приведите 5-6 примеров из жизни человека, в которых проявляются эти закономерности.
Закономерности ощущений | Определение | Пример |
Адаптация | ||
Синестезия | ||
Сенсибилизация | ||
Чувствительность | ||
Контрастность | ||
Последовательный образ |
Библиография
· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. – СПб., 2003.
· Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник [текст] / П.С. Гуревич. – М., 2005.
· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 2. Ощущение и восприятие / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. – М., 2007.
· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский,
· М.Г. Ярошевский. – М., 2006.
Тема 3. Восприятие
1. Понятие о восприятии. Свойства восприятия: их характеристика. Особенности восприятие формы, времени, движения.
2. Установите соответствие между примером и свойством восприятия:
Пример | Соответствие | Свойство восприятия |
1. | 1 - | А. Осмысленность |
2. Расплывающееся на бумаге чернильное пятно воспринимается как конкретный предмет, и человек пытается дать ему какое-то название: бабочка, птица, животное, чашка. | 2 - | Б. Константность |
3. При зрительном восприятии человека на расстоянии 5 м и 15 м его видимая величина почти не изменяется. | 3 - | В. Апперцепция |
4. | 4 - | Г. Целостность |
5. Вечер. Муж с женой ужинают. Стук в деверь: «Вам дрова нужны?» Супруги отвечают: «Нет» Утром проснулись, а дров нет. | 5 - | Д. Предметность |
Библиография
· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. – СПб., 2003.
· Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник [текст] / П. С. Гуревич. – М., 2005.
· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 2. Ощущение и восприятие / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. – М., 2007.
· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский. – М., 2006.
Тема 4. Внимание
1. Понятие о внимании. Виды, свойства внимания: их характеристика. Управление вниманием в Вашей профессиональной деятельности.
2.Установите соответствие между ситуацией и свойством внимания:
Ситуация | Соответствие | Свойство внимания |
1. Известно, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям семь несвязанных друг с другом документов | 1 - | А. Мнимая рассеянность |
2. Телефон трещал понапрасну, шаги в коридоре приближались и удалялись, стук в дверь раздавался и требовательным напором, и вкрадчивым поскребыванием. Васильев не отвечал, он не слышал всего, занятый любимым, главным делом своей жизни…» | 2 - | Б.Распределение |
3. Максим шел в полной тьме по дороге, и вдруг неожиданно вспыхнул и сразу погас свет от электрического фонарика. Максим за этот короткий миг увидел мужчину и смог разглядеть все детали его одежды. | 3 - | В. Концентрация |
4. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, попавшего на поле боя: «Он не слышал звуков пуль, визжавших со всех сторон, снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго нее видел убитых и раненых, хотя многие и падали недалеко от него. Он следовал за генералом, напряженно размышляя о чем-то». | 4 - | Г. Объем внимания |
Библиография
· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. – СПб., 2003.
· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 4. Внимание / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. – М., 2007.
· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский, М.Г.Ярошевский. – М., 2006.
· Радугин, А. А. Психология: учеб. пособие [текст] / А.А.Радугин. – М., 2008.
Тема 5. Память
1. Память. Виды памяти. Роль памяти в Вашей профессиональной деятельности.
2. Дайте определение понятию «мнемотехнические приемы». Опишите не менее пяти мнемотехнических приемов. Как эти приемы можно использовать в вашей профессиональной деятельности?
Библиография
· Лорейн, Г. Суперпамять: эффективные методики улучшения памяти: полное руководство [текст] / Г. Лорейн. – М., 2007.
· Общая психология: учебник в 7 томах. Т. 3. Память / под ред. Б.С. Братусь [текст] / В.С. Братусь. – М., 2007.
· Психология памяти: учеб.пособ. / под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романова [текст] / Ю.Б. Гиппенрейтер, В.Я. Романов. – М., 2005.
· Херманн, Д. Язык памяти: Эффективные приемы развития памяти [текст] / Д. Херманн, М. Грюнберг. – М., 2002.
Тема 6. Мышление
1.Понятие о мышлении. Виды мышления. Какой вид мышления преобладает в вашей профессиональной деятельности.
2.Установите соответствие между логической операцией и приведенным примером.
Пример | Соответствие | Логические операции |
1. Оле предлагают задачу: «У Кости было три конфеты, одну он потерял. Сколько конфет у него осталось?» Не обращая внимания на вопрос, Оля говорит: «Нужно искать ее и найти». | 1 - | А. Анализ |
2. Света легко усваивает ряд слов: рубашка, шапка, пальто, шуба – и может легко его продолжить, но не может усвоить слово «одежда». | 2 - | Б.Конкретизирование |
3. Ивану предложили объяснить, чем похожи и чем отличаются друг от друга книжный шкаф и шкаф для одежды | 3 - | В. Синтез |
4. Студент, пытаясь понять способ действия машины или механизма, выделяет различные детали, элементы этого механизма и разбирает его на отдельные части. | 4 - | Г. Сравнение |
5. Петр, рассматривая корень, стебель, листья, цветок, и соединяя все это вместе, пытается представить, что это за растение | 5 - | Д. Обобщение |
6. Студент, говоря о примерах героизма, указал только на случаи гибели воинов за Родину. | 6 - | Е. Абстрагирование |
Библиография
· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. – СПб., 2003.
· Немов, Р.С. Психология. В трех томах. Т.1. Общая психология: учебник [текст] / Р.С. Немов. – М., 2010.
· Тихомиров, О. К. Психология мышления: учеб. [текст] / О.К.Тихомиров. – М., 2007.
Тема 7. Воображение
1.Понятие о воображении. Виды воображения. Функции воображения. Роль воображения в Вашей профессиональной деятельности.
2.Установите соответствие между образом и приемом воображения, с помощью которого он был создан:
Образы воображения | Соответствие | Прием воображения |
1. Избушка на курьих ножках, русалка | 1 - | А. Акцентирование |
2. Карикатурист изображает очень болтливого человека с длинным языком | 2 - | Б. Гиперболизация |
3. Поглядел богатырь в руку правую, Увидел тут Илью Муромца, Он берет Илью за желтые кудри, Положил Илью да он к себе в карман, Илью с лошадью да богатырскоей… («Илья Муромец и Святогор») | 3 - | В. Типизация |
4. Образ Наташи Ростовой | 4 - | Г. Агглютинация |
Библиография
· Грановская, Р.М. Элементы практической психологии: учебник [текст] / Р.М.Грановская. – СПб., 2003.
· Петровский, А.В. Психология: учебник [текст] / А.В. Петровский,
· М.Г. Ярошевский. – М., 2006.
· Психология: учебник /под ред. В.Н. Дружинина [текст] / В.Н. Дружинин – СПб, 2001.