По выборке из всей совокупности спортсменов
(230 человек)
Агрессивность как устойчивая особенность личности человека, рассматривается в качестве потенциальной характеристики проявления агрессивного поведения в конкретной ситуации. При планировании исследования предполагалось проследить взаимосвязь агрессивности с ситуативными проявлениями агрессии.
Взаимосвязь агрессивности с ситуативными проявлениями агрессии.Материалы корреляционного анализа позволяют проследить, как меняется взаимосвязь показателей агрессивности с ситуативными проявлениями агрессии. Корреляционные графы, построенные с учетом ситуативных ее проявлений, включают в себя ситуации покоя — 11 корреляций, фрустрации — 17, тренировки — 6 корреляций.
Установлены значимая связь показателей агрессии в ситуациях покоя и фрустрации (г = 0,146, р < 0,05) и отсутствие корреляции с агрессией в ситуации напряженной тренировки. На рис. 7 показаны фрагменты корреляционных плеяд, включающих в себя показатели агрессии в разных ситуациях, которые позволяю:: прокомментировать отсутствие корреляций между всеми тремя ситуациями.
Показатели агрессии в ситуации покоя положительно коррелируют с комплексными показателями агрессивности (индексы агрессивности и враждебности), а также с подозрительностью по методике Басса— Дарки и с агрессивностью по методике Спилбергера. При планировании эксперимента предполагалось, что спокойная, комфортная обстановка сама по себе не может провоцировать проявление агрессии. Проявление агрессии в такой ситуации должно определяться личностными особенностями человека. Материалы корреляционного анализа подтверждают это предположение. Выраженносгь агрессии в ситуации покоя детерминируется такими особенностями, как подозрительность (опасение, что окружающие намерены причинить вред), вспыльчивость, резкость, обидчивость (составляющие враждебности).
Следует отметить, что в этой ситуации агрессия как проявление состояния коррелирует с комплексным показателем агрессивности и неСвязана с конкретными показателями физической, вербальной и косвенной агрессии. Получается, что непосредственные формы агрессии менее тесно связаны с проявлением ее в ситуации покоя, когда ничто и никто не угрожает, нежели показатели враждебности, т. е. обида, зависть, недоброжелательность. Подозрительные люди и в спо-
Ситуация покоя |
Ситуация фрустрации |
Ситуация напряженной тренировки |
Рис. 7. Фрагменты корреляционных плеяд, включающих в себя показатели ситуативной агрессии по выборке из всей совокупности спортсменов.
Жирными линиями показаны связи при р < 0,01 (г = 0,182), тонкими линиями — при р < 0,05 (г = 0,138).
койной обстановке испытывают внутреннее напряжение, склонность к негативному реагированию даже на малейший раздражитель (Бэрон, Ричардсон, 1998).
В ситуации фрустрации (моделировалась ситуация обмана испытуемого, т. е. предполагался конкретный негативный раздражитель) получена наиболее сложная структура связей с другими показателями (см. рис. 7). В этой ситуации все происходит как бы наоборот. Обнаруживается связь с конкретными, непосредственными формами агрессивного поведения — физической, вербальной и косвенной агрессией. Обращают на себя внимание наличие связи с раздражительностью и отсутствие связи с индексом враждебности, а ведь раздражительность — один из компонентов этого комплексного показателя. Следует отметить, что активные формы проявления агрессии (физическая и вербальная агрессия, раздражительность) взаимосвязаны и не связаны с пассивными (косвенная агрессия). Интересным является также наличие в ситуации фрустрации связи агрессии и аутоагрессии, которую в нашем случае мы рассматриваем как чувство неудовлетворенности собой.
Особый интерес представляет корреляционная плеяда, относящаяся к ситуации напряженной тренировки. Показатели агрессии на тренировке имеют всего 6 корреляций, т. е. в три раза меньше, чем в ситуации фрустрации. Я склонен объяснять это активным характером ситуации — спортсмен должен выполнять конкретные действия в соответствии с особенностями вида спорта. В предыдущих разделах показано влияние особенностей вида спорта, уровня спортивной квалификации и фактора пола на проявление агрессии в такой ситуации. Безусловно, эти факторы не могут быть связаны линейно. Корреляционный граф, построенный на основе выборки из всей совокупности спортсменов, демонстрирует самую общую, не зависящую от перечисленных факторов, связь агрессии с особенностями личности. Такой особенностью оказалась аутоагрессия. На основании этого можно заключить, что чувство неудовлетворенности собой является неспецифическим фактором, увеличивающим агрессивные тенденции. В дальнейшем будет показано, что этот фактор весьма значим для спортсменок независимо от уровня спортивной квалификации.
Взаимосвязь проявлений агрессии с показателями самооценки и оценки личных качеств спортсмена. Показатели оценки тренером личных качеств спортсмена в общей корреляционной матрице не имеют непосредственной связи с проявлением агрессии. С показателями самооценки оказались связанными только два показателя оцен-
ки: уверенность в себе и авторитет среди спортсменов (соответственно г = 0,147 и г = 0,152 при р < 0,05). Получены также корреляции с отдельными показателями (всего 8). На основании анализа всей совокупности значений корреляций общей корреляционной матрицы можно сделать два заключения. Первое — на оценку тренера влияет фактор пола спортсмена (в отношении женщин в большей степени проявляются поддержка и одобрение). Второе — на оценке тренера, по всей видимости, сказывается его установка на «ожидание» определенных спортивных достижений от конкретного спортсмена. В дальнейшем мы отказались от рассмотрения этих показателей, поскольку они не вносят ничего принципиально нового в решение задач исследования. Соотношение самооценки и оценки личных качеств может стать самостоятельной задачей экспериментального исследования.
Для анализа связей самооценки личных качеств с агрессивностью из, общей корреляционной матрицы были выделены корреляции показателей самооценки и агрессивности — показатели по методике Басса—Дарки и показатель агрессивности по методике Спилбер-гера.
Из пяти показателей самооценки четыре оказались тесно связаны между собой — удовлетворенность спортивными достижениями, уверенность в себе, реализация своих возможностей и авторитет среди спортсменов. Центральным звеном этой корреляционной пледы является показатель удовлетворенности достигнутыми результатами, который положительно коррелирует с остальными тремя показателями (рис.8).
Анализ взаимосвязей показателей самооценки с показателями агрессивности также определяет центральное место показателя удовлетворенности спортивными достижениями в корреляционном графе. На нем замыкаются (см. рис. 8) непосредственные, явные, формы проявления агрессивности, такие как вербальная, физическая и косвенная агрессия, и опосредованные, неявные (негативизм, индекс враждебности, аутоагрессия), которые могут приводить к явным формам агрессивного поведения. При этом необходимо особо отметить, что удовлетворенность результатами напрямую связана только с физической агрессией, с индексом же агрессивности связана опосредованно, через конкретные проявления агрессивности. В то же время удовлетворенность не связана непосредственно с агрессивностью по Спилбергеру, с косвенной агрессией, негативизмом, индексом враждебности (это показатели подозрительности, чувства недовольства и обиды).
Рис. 8. Связь показателей самооценки личных качеств спортсменов с показателями агрессивности
Несколько иная картина получается при сопоставлении корреляций показателей самооценки с показателями ситуативных проявлений агрессии (рис. 9). Показатель удовлетворенности спортивными достижениями непосредственно не коррелирует с показателями агрессии в конкретных ситуациях. Его связь с показателями агрессии опосредована через показатель уверенности в себе. При этом показатель уверенности в себе прямо связан с проявлением агрессии в ситуации фрустрации и через него с агрессией в ситуации покоя и не явно с агрессией в ситуации напряженной тренировки.
Результаты корреляционного анализа показателей самооценки, агрессивности и агрессии позволяют сделать следующие выводы:
1. Показатели самооценки личных качеств имеют достаточно сложный и разнонаправленный характер связей с показателями агрессивности как личностной особенности, что свидетельствует о функциональной связи явления агрессии и того, как оценивают себя спортсмены.
Рис. 9. Связь показателей самооценки личных качеств спортсменов с показателями ситуативного проявления агрессии
2. Характер установленных связей удовлетворенности достигнутыми результатами свидетельствует о формировании стереотипов агрессивного поведения. Так, чем выше самооценка по этому показателю, тем более выражены активные формы агрессивности (физическая и вербальная) и, наоборот, тем менее выражены скрытые формы агрессивности (косвенная агрессия, негативизм, подозрительность, чувства недовольства и обиды).
3. Самооценка уверенности в себе оказывается весьма значимой в ситуативных проявлениях агрессии. Чем увереннее в себе спортсмен, тем интенсивнее проявляется спонтанная, рефлексивная, агрессия (ситуация фрустрации), тем меньше проявляется агрессия в ситуациях целенаправленной деятельности (ситуация напряженной тренировки). Это согласуется с результатами, полученными по группам мастеров спорта, у которых отмечены более высокая самооценка уверенности в себе, а также больший диапазон значений проявленной ситуативной агрессии (см. разделы 4.4 и 4.6). Значения агрессии у них выше в ситуации фрустрации и ниже (у мужчин) на тренировке.
Полученные данные корреляционного анализа позволяют заключить, что самооценка отдельных личных качеств оказывает влияние на формирование стереотипов агрессивного поведения в конкретных ситуациях. Такими качествами являются уверенность в себе, удовлетворенность достигнутыми результатами и, в меньшей степени, самооценка реализации своих возможностей. На основе выборки из всей сово-
купности спортсменов такого заключения сделать нельзя в отношении остальных качеств — авторитета среди спортсменов и среди значимых людей. Можно только отметить, что низкая самооценка авторитета в своей спортивной среде проявляется в агрессии, направленной на себя (аутоагрессии). При анализе частных выборок будет показано значение авторитета в проявлениях агрессии.