По выборке из всей совокупности спортсменов

(230 человек)

Агрессивность как устойчивая особенность личности человека, рассматривается в качестве потенциальной характеристики проявле­ния агрессивного поведения в конкретной ситуации. При планировании исследования предполагалось проследить взаимосвязь агрессивности с ситуативными проявлениями агрессии.

Взаимосвязь агрессивности с ситуативными проявлениями агрессии.Материалы корреляционного анализа позволяют просле­дить, как меняется взаимосвязь показателей агрессивности с ситуатив­ными проявлениями агрессии. Корреляционные графы, построенные с учетом ситуативных ее проявлений, включают в себя ситуации покоя — 11 корреляций, фрустрации — 17, тренировки — 6 корреляций.

Установлены значимая связь показателей агрессии в ситуациях по­коя и фрустрации (г = 0,146, р < 0,05) и отсутствие корреляции с агрессией в ситуации напряженной тренировки. На рис. 7 показа­ны фрагменты корреляционных плеяд, включающих в себя показатели агрессии в разных ситуациях, которые позволяю:: прокомментировать отсутствие корреляций между всеми тремя ситуациями.

Показатели агрессии в ситуации покоя положительно коррелируют с комплексными показателями агрессивности (индексы агрессивности и враждебности), а также с подозрительностью по методике Басса— Дарки и с агрессивностью по методике Спилбергера. При планиро­вании эксперимента предполагалось, что спокойная, комфортная об­становка сама по себе не может провоцировать проявление агрессии. Проявление агрессии в такой ситуации должно определяться личност­ными особенностями человека. Материалы корреляционного анализа подтверждают это предположение. Выраженносгь агрессии в ситуа­ции покоя детерминируется такими особенностями, как подозритель­ность (опасение, что окружающие намерены причинить вред), вспыль­чивость, резкость, обидчивость (составляющие враждебности).

Следует отметить, что в этой ситуации агрессия как проявление со­стояния коррелирует с комплексным показателем агрессивности и неСвязана с конкретными показателями физической, вербальной и кос­венной агрессии. Получается, что непосредственные формы агрессии менее тесно связаны с проявлением ее в ситуации покоя, когда ни­что и никто не угрожает, нежели показатели враждебности, т. е. оби­да, зависть, недоброжелательность. Подозрительные люди и в спо-

               
    По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru
    По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru
  По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru
 
 
      По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru
 

По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru

Ситуация покоя

Ситуация фрустрации

Ситуация напряженной тренировки

По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru

По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru

Рис. 7. Фрагменты корреляционных плеяд, включающих в себя показатели ситуативной агрессии по выборке из всей совокупности спортсменов.

Жирными линиями показаны связи при р < 0,01 (г = 0,182), тонкими линиями — при р < 0,05 (г = 0,138).

койной обстановке испытывают внутреннее напряжение, склонность к негативному реагированию даже на малейший раздражитель (Бэрон, Ричардсон, 1998).

В ситуации фрустрации (моделировалась ситуация обмана испыту­емого, т. е. предполагался конкретный негативный раздражитель) полу­чена наиболее сложная структура связей с другими показателями (см. рис. 7). В этой ситуации все происходит как бы наоборот. Обнаружива­ется связь с конкретными, непосредственными формами агрессивного поведения — физической, вербальной и косвенной агрессией. Обраща­ют на себя внимание наличие связи с раздражительностью и отсутствие связи с индексом враждебности, а ведь раздражительность — один из компонентов этого комплексного показателя. Следует отметить, что ак­тивные формы проявления агрессии (физическая и вербальная агрес­сия, раздражительность) взаимосвязаны и не связаны с пассивными (косвенная агрессия). Интересным является также наличие в ситуации фрустрации связи агрессии и аутоагрессии, которую в нашем случае мы рассматриваем как чувство неудовлетворенности собой.

Особый интерес представляет корреляционная плеяда, относящая­ся к ситуации напряженной тренировки. Показатели агрессии на тре­нировке имеют всего 6 корреляций, т. е. в три раза меньше, чем в ситуа­ции фрустрации. Я склонен объяснять это активным характером ситу­ации — спортсмен должен выполнять конкретные действия в соответ­ствии с особенностями вида спорта. В предыдущих разделах показано влияние особенностей вида спорта, уровня спортивной квалификации и фактора пола на проявление агрессии в такой ситуации. Безусловно, эти факторы не могут быть связаны линейно. Корреляционный граф, построенный на основе выборки из всей совокупности спортсменов, де­монстрирует самую общую, не зависящую от перечисленных факторов, связь агрессии с особенностями личности. Такой особенностью оказа­лась аутоагрессия. На основании этого можно заключить, что чувство неудовлетворенности собой является неспецифическим фактором, уве­личивающим агрессивные тенденции. В дальнейшем будет показано, что этот фактор весьма значим для спортсменок независимо от уров­ня спортивной квалификации.

Взаимосвязь проявлений агрессии с показателями самооцен­ки и оценки личных качеств спортсмена. Показатели оценки трене­ром личных качеств спортсмена в общей корреляционной матрице не имеют непосредственной связи с проявлением агрессии. С показате­лями самооценки оказались связанными только два показателя оцен-





           
    По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru
  По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru
    По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru
 
 

По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru

ки: уверенность в себе и авторитет среди спортсменов (соответственно г = 0,147 и г = 0,152 при р < 0,05). Получены также корреляции с отдельными показателями (всего 8). На основании анализа всей сово­купности значений корреляций общей корреляционной матрицы можно сделать два заключения. Первое — на оценку тренера влияет фактор пола спортсмена (в отношении женщин в большей степени проявляют­ся поддержка и одобрение). Второе — на оценке тренера, по всей види­мости, сказывается его установка на «ожидание» определенных спор­тивных достижений от конкретного спортсмена. В дальнейшем мы от­казались от рассмотрения этих показателей, поскольку они не вносят ничего принципиально нового в решение задач исследования. Соотно­шение самооценки и оценки личных качеств может стать самостоятель­ной задачей экспериментального исследования.

Для анализа связей самооценки личных качеств с агрессив­ностью из, общей корреляционной матрицы были выделены корреля­ции показателей самооценки и агрессивности — показатели по мето­дике Басса—Дарки и показатель агрессивности по методике Спилбер-гера.

Из пяти показателей самооценки четыре оказались тесно связаны между собой — удовлетворенность спортивными достижениями, уве­ренность в себе, реализация своих возможностей и авторитет среди спортсменов. Центральным звеном этой корреляционной пледы явля­ется показатель удовлетворенности достигнутыми результатами, ко­торый положительно коррелирует с остальными тремя показателями (рис.8).

Анализ взаимосвязей показателей самооценки с показателями агрессивности также определяет центральное место показателя удо­влетворенности спортивными достижениями в корреляционном графе. На нем замыкаются (см. рис. 8) непосредственные, явные, формы про­явления агрессивности, такие как вербальная, физическая и косвенная агрессия, и опосредованные, неявные (негативизм, индекс враждебно­сти, аутоагрессия), которые могут приводить к явным формам агрес­сивного поведения. При этом необходимо особо отметить, что удо­влетворенность результатами напрямую связана только с физической агрессией, с индексом же агрессивности связана опосредованно, через конкретные проявления агрессивности. В то же время удовлетворен­ность не связана непосредственно с агрессивностью по Спилбергеру, с косвенной агрессией, негативизмом, индексом враждебности (это по­казатели подозрительности, чувства недовольства и обиды).

Рис. 8. Связь показателей самооценки личных качеств спортсменов с показателями агрессивности

Несколько иная картина получается при сопоставлении корреля­ций показателей самооценки с показателями ситуативных проявлений агрессии (рис. 9). Показатель удовлетворенности спортивными дости­жениями непосредственно не коррелирует с показателями агрессии в конкретных ситуациях. Его связь с показателями агрессии опосредова­на через показатель уверенности в себе. При этом показатель уверен­ности в себе прямо связан с проявлением агрессии в ситуации фруст­рации и через него с агрессией в ситуации покоя и не явно с агрессией в ситуации напряженной тренировки.

Результаты корреляционного анализа показателей самооценки, агрессивности и агрессии позволяют сделать следующие выводы:

1. Показатели самооценки личных качеств имеют достаточно слож­ный и разнонаправленный характер связей с показателями агрес­сивности как личностной особенности, что свидетельствует о функ­циональной связи явления агрессии и того, как оценивают себя спортс­мены.





По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru По выборке из всей совокупности спортсменов - student2.ru

Рис. 9. Связь показателей самооценки личных качеств спортсменов с показателями ситуативного проявления агрессии

2. Характер установленных связей удовлетворенности достигнуты­ми результатами свидетельствует о формировании стереотипов агрес­сивного поведения. Так, чем выше самооценка по этому показателю, тем более выражены активные формы агрессивности (физическая и вербальная) и, наоборот, тем менее выражены скрытые формы агрес­сивности (косвенная агрессия, негативизм, подозрительность, чувства недовольства и обиды).

3. Самооценка уверенности в себе оказывается весьма значимой в ситуативных проявлениях агрессии. Чем увереннее в себе спортс­мен, тем интенсивнее проявляется спонтанная, рефлексивная, агрессия (ситуация фрустрации), тем меньше проявляется агрессия в ситуаци­ях целенаправленной деятельности (ситуация напряженной трениров­ки). Это согласуется с результатами, полученными по группам масте­ров спорта, у которых отмечены более высокая самооценка уверенно­сти в себе, а также больший диапазон значений проявленной ситуатив­ной агрессии (см. разделы 4.4 и 4.6). Значения агрессии у них выше в ситуации фрустрации и ниже (у мужчин) на тренировке.

Полученные данные корреляционного анализа позволяют заклю­чить, что самооценка отдельных личных качеств оказывает влияние на формирование стереотипов агрессивного поведения в конкретных си­туациях. Такими качествами являются уверенность в себе, удовлетво­ренность достигнутыми результатами и, в меньшей степени, самооцен­ка реализации своих возможностей. На основе выборки из всей сово-

купности спортсменов такого заключения сделать нельзя в отношении остальных качеств — авторитета среди спортсменов и среди значимых людей. Можно только отметить, что низкая самооценка авторитета в своей спортивной среде проявляется в агрессии, направленной на себя (аутоагрессии). При анализе частных выборок будет показано значение авторитета в проявлениях агрессии.

Наши рекомендации