Пятый этап сестринского процесса
Целью пятого этапа является оценка реакции пациента на сестринский уход, анализ качества оказанной помощи, оценка полученных результатов и подведение итогов.
Источниками и критериями оценки сестринского ухода служат следующие факторы:
Ø оценка степени достижения поставленных целей сестринского ухода;
Ø оценка ответной реакции пациента на сестринские вмешательства, на медперсонал, лечение, удовлетворенности фактом пребывания в стационаре, пожеланий;
Ø оценка эффективности влияния сестринской помощи на состояние пациента; активный поиск и оценка новых проблем пациента.
При необходимости план сестринских мероприятий пересматривается, прерывается или изменяется. Когда намеченные цели не достигаются, то оценка дает возможность увидеть факторы, мешающие их достижению. Если конечный результат сестринского процесса приводит в неудаче, то сестринский процесс повторяется последовательно для нахождения ошибки и изменения плана сестринских вмешательств.
Систематический процесс оценки требует от медсестры навыка мыслить аналитически при сравнении ожидаемых результатов с достигнутыми. Если поставленные цели достигнуты, проблема решена, то медицинская сестра удостоверяет это, сделав соответствующую запись в сестринской истории болезни, расписывается и проставляет дату.
Цель пятого этапа сестринского процесса - определить, в какой степени достигнуты поставленные цели.
На этом этапе медсестра:
Ø определяет достижение цели;
Ø сравнивает с ожидаемым результатом;
Ø формулирует выводы;
Ø делает соответствующую отметку в документах (сестринской истории болезни) об эффективности плана ухода.
Новое состояние пациента может быть:
Ø лучше прежнего состояния;
Ø без изменений;
Ø хуже прежнего состояния.
Если цели не достигнуты медсестре необходимо:
Ø выявить причину – поиск допущенных ошибок;
Ø изменить саму цель – сделать ее более реалистичной;
Ø пересмотреть сроки достижения цели;
Ø ввести необходимые коррективы в план сестринской помощи.
ПОТРЕБНОСТИ ПАЦИЕНТА
Потребность - это физиологический или психологический дефицит, который человек испытывает на протяжении всей своей жизни и должен его постоянно восполнять для гармоничного роста и развития. Причем очень важно, что делать это он должен самостоятельно, только тогда он будет испытывать состояние полного комфорта. При нарушении удовлетворения хотя бы одной из потребностей развивается состояние дискомфорта. Например, в процессе своей жизни человек постоянно испытывает дефицит в пище и должен его восполнять путем удовлетворения потребности ЕСТЬ. Тяжелобольной пациент не может самостоятельно питаться, что приводит его в состояние дискомфорта. Даже если мы его накормим, дискомфорт сохранится, так как утеряна самостоятельность в удовлетворении данной потребности.
Медсестра в силу своих знаний и умений способна определить не болезнь пациента а определить нарушение в удовлетворении потребностей и создать условия, чтобы эти потребности удовлетворить.
Для этого медсестра должна собрать полную информацию о своем пациенте: как он удовлетворяет свои потребности, то есть осуществить первый этап сестринского процесса. Только ясно и отчетливо представляя себе удовлетворение каких потребностей нарушено у пациента, медсестра может сформулировать проблемы сестринского ухода, поставить цели ухода, продумать и составить план индивидуального ухода, реализовать его и оценить результаты. Только представляя себе пациента как личность, как единое физиологическое и психосоциальное целое, медсестра может рассчитывать на понимание и поддержку пациента в организации ухода за ним и эффективно ориентировать его на улучшение своего состояния.
Из всех потребностей человека психолог А.Маслоу выделил 14 основных жизненно-важных потребностей. К ним относятся потребности:
1. Дышать
2. Есть
3. Пить
4. Выделять
5. Спать, отдыхать
6. Быть чистым
7. Одеваться, раздеваться
8. Поддерживать температуру
9. Поддерживать состояние, или быть здоровым
10. Избегать опасности
11. Двигаться
12. Общаться
13. Иметь жизненные ценности
14. Играть, учиться, работать
ИЕРАРХИЯ ОСНОВНЫХ ЖИЗНЕННО-ВАЖНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ПО А.МАСЛОУ
Первую ступень пирамиды А.Маслоу представляют низшие физиологические потребности, без которых невозможна жизнь в биологическом смысле слова. Если человек не будет удовлетворять эти потребности, то он просто умрет, как любое живое существо на Земле. Это потребности в выживании. К ним относятся потребности:
1. Дышать
2. Есть
3. Пить
4. Выделять
Человек на протяжении всей cвоей жизни растет, развивается, постоянно контактирует с окружающей его средой. В связи с этим у него возникают такие жизненно-важные потребности, удовлетворять которые ему необходимо для гармоничного роста и развития в этой среде. Это потребности, обеспечивающие человеку собственную безопасность: защита от природных стихий, болезней, социальных явлений, жизненных неудач, стрессов. Они составляют вторую ступень пирамиды Маслоу. Это потребности:
5. Спать, отдыхать
6. Быть чистым
7. Одеваться, раздеваться
8. Поддерживать температуру
9. Поддерживать состояние, или быть здоровым
10. Избегать опасности
11. Двигаться
Обе эти ступени составляют фундамент (основание, опору) пирамиды Маслоу.
К третьей ступени пирамиды А.Маслоу относятся потребности в принадлежности. Человеку на протяжении всей жизни необходимо иметь опору, принадлежать к обществу, быть принятым и понятым этим обществом. Ему необходимо иметь информацию об окружающей его среде. Этого он достигает, удовлетворяя свою потребность:
12. ОБЩАТЬСЯ
Жизнь в обществе привела к возникновению потребностей в ДОСТИЖЕНИИ УСПЕХА: в работе, жизни, семье, стремлении к гармонии, красоте, порядку. Эти потребности составляют 4-ю ступень пирамиды Маслоу и представлены потребностью ИМЕТЬ ЖИЗННЕНЫЕ ЦЕННОСТИ.
И, наконец, вершину пирамиды, 5-ю ступень, составляют потребности в СЛУЖЕНИИ, обеспечивающие самореализацию человека и развитие его как личности. Это потребность УЧИТЬСЯ, РАБОТАТЬ И ИГРАТЬ. Подробную характеристику каждой потребности см. ниже.
Посмотрим на пирамиду Маслоу в целом (см. рисунок N1), и мы увидим, что пока человек не удовлетворит потребности, составляющие нижние ее ступени, он не сможет удовлетворить более высшие психосоциальные потребности.
Все эти потребности необходимо удовлетворять человеку постоянно в процессе своей жизни для достижения физического, социального и творческого благополучия.
ПОДРОБНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КАЖДОЙ ПОТРЕБНОСТИ
Потребность ДЫШАТЬ:
Понятие о потребности
Потребность ДЫШАТЬ обеспечивает постоянный газообмен между организмом и окружающей средой
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
О нарушении потребности медсестра узнает, проведя объективное и субъективное обследование пациента.
1. Субъективное обследование:
(осуществляется в процессе беседы с пациентом, выявления его жалоб).
При нарушении потребности дышать у пациента могут быть ЖАЛОБЫ на:
Ø одышку
Ø кашель
Ø боль в грудной клетке
В беседе с пациентом, медсестра также выявляет ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность дышать:
Ø курение;
Ø работа, проживание в условиях загазованной или запыленной атмосферы.
2. Объективное обследование:
(медсестра осуществляет в виде общего осмотра пациента).
При объективном обследовании может быть:
Ø изменение цвета кожных покровов - цианоз (синюшность)
Ø затруднение дыхания через нос
Ø изменение частоты, ритма или глубины дыхания
Ø лихорадка
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1. Одышка;
2. Кашель;
3. Боль в грудной клетке, связанная с дыханием;
4. Удушье;
5. Риск нарушения дыхания в связи с курением;
6. Высокий риск от удушья.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1. медсестра обеспечит приток свежего воздуха в помещение, где находится пациент;
2. медсестра придаст пациенту вынужденное положение, облегчающее пациенту дыхание (при необходимости - дренажное);
3. медсестра обеспечит пациенту оксигенотерапию;
4. медсестра проведет мероприятия по очищению дыхательных путей;
5. медсестра проведет простейшие физиопроцедуры при отсутствии противопоказаний.
Потребность ЕСТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность ЕСТЬ, человек осуществляет доставку в организм пищи - основного источника энергии и питательных веществ, необходимых для нормальной жизнедеятельности. Пища - это один из основных ресурсов здоровья.
Некоторые характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ -
- нарушение аппетита
- отрыжка
- тошнота
- рвота
- боли в животе
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ЕСТЬ:
- погрешность в диете
- нарушение режима питания
- переедание
- злоупотребление алкоголем
- отсутствие зубов, кариозные зубы
2. Объективное обследование:
- запах изо рта
- наличие кариозных зубов
- рвота во время обследования
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) боль в животе;
2) тошнота;
3) рвота;
4) нарушение аппетита;
5) чрезмерное питание, превышающее потребности организма;
6) ожирение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит соблюдение предписанной диеты;
2) медсестра создаст вынужденное положение пациенту;
3) медсестра окажет помощь пациенту при рвоте;
4) медсестра научит пациента приемам борьбы с тошнотой и отрыжкой;
5) медсестра проведет беседу с пациентом и его родственниками о характере предписанной ему диеты и необходимости ее соблюдения.
Потребность ПИТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность ПИТЬ, ^еловек осуществляет доставку воды в организм. Без воды невозможна жизнь, так как все жизненно-важные химические реакции в клетках протекают только в водных растворах.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ
- жажда
- сухость во рту
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ПИТЬ:
- употребление недоброкачественной воды
- потребление недостаточного или избыточного количества воды
2. Объективное обследование:
- сухость кожи и слизистых
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) жажда;
2) сухость во рту;
3) обезвоживание.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту рациональный питьевой режим;
2) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости употребления доброкачественной воды.
Потребность ВЫДЕЛЯТЬ:
Понятие о потребности
Удовлетворяя потребность выделять, человек выводит из организма вредные вещества, которые образуются в процессе жизнедеятельности, отработанные остатки пищи.
Эта потребность обеспечивается функцией мочевыделительной и пищеварительной систем, кожи и органов дыхания.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ
- понос
- запор
- вздутие живота
- нарушение мочеиспускания и мочеобразования
- отсутствие мочи
- малое количество мочи
- увеличенное количество мочи
- частое болезненное мочеиспускание
- отеки
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность выделять:
- нарушения в диете
- малоподвижный образ жизни
- переохлаждение
2. Объективные обследование:
- отеки явные;
- отеки скрытые;
- изменение характера стула;
- сухость кожи, снижение упругости и эластичности кожи, окраска кожи;
- изменение количества мочи;
- визуальное изменение мочи.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) запор;
2) понос;
3) отсутствие мочи (анурия);
4) острая задержка мочи;
5) риск появления опрелости в области складок промежности.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту предписанную диету и питьевой режим;
2) медсестра обеспечит пациента индивидуальным судном и мочеприемником;
3) медсестра обучит пациента, а при необходимости, осуществит сама гигиенические мероприятия после физиологических отправлений;
4) медсестра обучит пациента навыкам ЛФК и самомассажа области живота;
5) медсестра проведет беседу с пациентом и родственниками о характере предписанной диеты и необходимости ее соблюдения.
Потребность СПАТЬ:
Понятие о потребности
Груз повседневных забот, дел тяготит человека, вызывая озабоченность, волнение, стрессы в течение дня. Это приводит к истощению нервной системы, а значит, к нарушению функций различных органов.
Удовлетворяя потребность СПАТЬ, человек преодолевает эти вредные воздействиями восстанавливает силы организма.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ
- бессонница
- нарушение сна
- прерывистый сон
- сонливость
- засыпание под утро
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность СПАТЬ И ОТДЫХАТЬ:
- отсутствие отдыха в течение дня
- чрезмерная загруженность работой
- отсутствие отпуска и выходных
2. Объективное обследование:
- выражение лица (усталость, утомленость, потухший взгляд, бедная мимика);
- зевота
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1. отсутствие сна;
2. нарушение сна.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1. Медсестра обеспечит пациенту предписанный режим;
2. Медсестра обучит пациента навыкам, способствующим регулированию сна;
3. Например: стакан теплого молока с ложкой меда на ночь, прогулка на свежем воздухе перед сном, навыки аутотренинга
4. Медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости ежедневного отдыха;
5. Медсестра обучит пациента составлению режима дня: частая смена деятельности, отдых.
Потребность
ПОДДЕРЖИВАТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ ТЕЛА:
Понятие о потребности
Нормальная жизнедеятельность органов и тканей невозможна без температурного постоянства внутренней среды человека. Это обеспечивается:
1) путем сложной регуляции теплопродукции и теплоотдачи организма;
2) одеждой по сезону;
3) поддержанием микроклимата помещений, где находится человек.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ
- озноб
- потливость
- чувство жара
- головная боль
- ломота в теле, суставах
- сухость во рту
2. Объективное обследование:
- гиперемия лица
- появление "гусиной кожи"
- горячая на ощупь кожа
- сухость кожи и слизистых
- трещины на губах
- изменение температуры тела
- учащение пульса и ЧДД
- влажная кожа
- отклонение в температурном режиме помещений
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) субфебрильная лихорадка втор<^ период;
2) пиретическая лихорадка первый период;
3) переохлаждение.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра обеспечит пациенту покой;
2) медсестра обеспечит уход за кожей и слизистыми пациента;
3) медсестра обеспечит пациенту обильное витаминизированное питье;
4) медсестра при необходимости согреет или охладит пациента;
5) медсестра обеспечит прием легкоусвояемой пищи;
6) медсестра обеспечит измерение профиля температуры тела пациента;
7) медсестра будет постоянно наблюдать за состоянием пациента;
8) медсестра будет контролировать температуру помещения.
Потребность БЫТЬ ЧИСТЫМ:
Понятие о потребности.
Кожа и слизистые человека участвуют в терморегуляции организма, выводят из организма шлаки, выполняют защитную функцию. Поэтому, чтобы нормально функционировать, кожа и слизистые должны быть чистыми.
Кроме того, поддержание чистоты тела способствует психологическому комфорту человека.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ
- кожный зуд
- боль и жжение в области естественных складок
2. Объективное обследование:
- изменение кожи в области естественных складок
- гиперемия
- нарушение целостности
- неприятный запах
- неприятный запах изо рта
- грязное белье
- неухоженные ногти
- сальные волосы
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) дефицит знаний о личной гигиене;
2) высокий риск инфекции, связанный с нарушением целостности кожи и слизистых;
3) недостаточность самогигиены;
4) нарушение целостности кожи в области естественных складок.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра осуществит комплекс гигиенических мероприятий пациенту;
2) медсестра обучит пациента навыкам личной гигиены;
3) медсестра проведет беседу с пациентом о необходимости личной г гигиены;
4) медсестра будет ежедневно контролировать выполнение пациентом гигиенических навыков.
Потребность ДВИГАТЬСЯ:
Понятие о потребности
Движение - это жизнь! Движение укрепляет мускулатуру, улучшает кровообращение, питание клеток и тканей, выделение вредных веществ из организма.
Улучшает работу внутренних органов, поддерживает настроение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ
- невозможность или ограничение двигательной активности в связи с:
- болью
. - слабостью
- отсутствием конечности
- наличием параличей
- расстройство психической деятельности
ФАКТОРЫ РИСКА, влияющие на потребность ДВИГАТЬСЯ:
- гиподинамия
- сидячая работа
- постоянная езда на транспорте
2. Объективное обследование:
- болезненность при движении
- изменения в области суставов
- гиперемия
- местное повышение температуры
- изменение конфигурации
- пассивное положение в кровати
- отсутствие конечности
1) ограничение физической активности;
2) отсутствие физической активности;
3) риск возникновения пролежней;
4) пролежни.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) при отсутствии движения или резком его ограничении медсестра осуществит комплекс мероприятий по уходу за пациентом;
2) медсестра будет проводить простейшие ЛФК и массаж в соответствии с назначением;
3) медсестра обучит пациента необходимому простейшему комплексу ЛФК и самомассажу и осуществит контроль за его выполнением;
4) медсестра проведет беседу с пациентом о гиподинамии и ее последствиях.
Потребность ОДЕВАТЬСЯ ИЛИ РАЗДЕВАТЬСЯ:
Понятие о потребности
Для обеспечения постоянства температуры тела недостаточно только регуляции самим организмом теплопродукции и теплоотдачи. Человеку приходится также регулировать температуру тела одеждой в зависимости от климатических условий. Одежда, подобранная по возрасту, полу, сезону, к окружающей обстановке, обеспечивает пациенту моральное удовлетворение.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъективное обследование:
ЖАЛОБЫ
- невозможность самостоятельно раздеться или одеться
- боль при движении
- паралич конечностей
- резкая слабость
- психические расстройства
2. Объективное обследование:
- пациент не может самостоятельно одеться или раздеться
- одежда пациента не соответствует размеру (мала или велика), что затрудняет движение
- одежда не соответствует сезону (отсутствие теплой одежды зимой)
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1) неспособность самостоятельно одеться и раздеться;
2) высокий риск переохлаждения;
3) высокий риск перегревания;
4) нарушение комфортного состояния из-за неправильно подобранной одежды.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра поможет пациенту раздеться и одеться;
2) медсестра оденет пациента в одежду, соответствующую пациенту;
3) медсестра проведет с пациентом беседу о необходимости одеваться по сезону.
Потребность БЫТЬ ЗДОРОВЫМ:
Понятие о потребности
Эта потребность отражает стремление каждого человека к здоровью, отражает независимость пациента в удовлетворении своих основных жизненно-важных потребностей. Нарушение удовлетворения потребности быть здоровым наступает при потере человеком самостоятельности в уходе. Например, пациент ограничен в режиме двигательной активности (постельный или строгий постельный режим). В таком состоянии он не может самостоятельно удовлетворять свои потребности, что ведет к нарушению удовлетворения потребности быть здоровым. Другой пример - пациент находится в неотложном состоянии (массивное кровотечение, коллапс и т.д.). При этом также невозможна самостоятельность удовлетворения потребностей.
Наиболее характерные признаки при сестринском обследовании:
1. Субъектное обследование:
В первом случае медсестра определяет, какие потребности пациент может удовлетворять самостоятельно, то есть независимо от кого-либо, а в удовлетворении каких потребностей ему нужна помощь и в каком объеме.
Например:
Ø может ли пациент самостоятельно осуществлять мероприятия личной гигиены;
Ø нужна ли ему посторонняя помощь при физиологических отправлениях (довести до туалета, подать судно);
Ø может ли пациент самостоятельно одеться и раздеться;
Ø может ли пациент двигаться без посторонней помощи;
Ø может ли самостоятельно есть и пить.
Во втором случае медсестра постоянно наблюдает за состоянием пациента и при его ухудшении вызовет врача и окажет до его прихода неотложную доврачебную помощь.
Некоторые примеры возможных сестринских диагнозов:
1. дефицит самоухода.
Некоторые примеры возможного участия медсестры в удовлетворении потребности:
1) медсестра окажет пациенту непосредственную помощь в активности повседневной жизни:
Ø умывает
Ø кормит
Ø подает судно
Ø одевает, раздевает
2) учитывая, что главное для человека - независимость и свобода, медсестра при малейшей возможности создаст условия для самостоятельного удовлетворения пациентом его нарушенных потребностей. Например:
- по мере расширения режима физической активности медсестра не сама умывает его, а подает ему умывальные принадлежности в постель
3) медсестра обучит пациента навыкам повседневной жизни в условиях его ограниченных возможностей.