Задания для самостоятельной работы студентов. Тема 1: Конфликтология: история развития и современное состояние
Тема 1: Конфликтология: история развития и современное состояние
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Представьте в виде таблицы этапы становления конфликтологии.
q Проведите сравнительный анализ развития зарубежной и отечественной конфликтологии по следующим параметрам: «исторический», «концептуальный», « прикладной», «институциональный».
q Раскройте специфику изучения конфликта в различных отраслях отечественной конфликтологии.
q Подготовьте сообщение на тему: «Конфликтофобия: условия и причины возникновения, основные пути преодоления».
q Составьте библиографическое описание литературных источников по конфликтологии, имеющихся в библиотеке вуза.
Тема 2 : Источники и функции конфликтов. Типология конфликтов.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы
q Составьте обобщённую схему причин конфликтов.
q Проведите сопоставительный анализ имеющихся типологий конфликтов.
q Подготовьте доклад «Конструктивные и деструктивные конфликты в истории человечества».
q Оформите схему «Методы изучения конфликтов».
Тема 3: Структура и динамика развития социальных конфликтов
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Выделите и охарактеризуйте основные компоненты психологической структуры конфликта.
q Подберите 2-3 примера конфликтов различного типа и выделите их основные структурные компоненты.
q Подготовьте сообщение на тему: «Особенности восприятия конфликтной ситуации».
Тема 4: Внутриличностные конфликты.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Дайте характеристику основных психологических концепций внутриличностных конфликтов.
q Охарактеризуйте основные формы проявления внутриличностного конфликта.
q Приведите примеры внутриличностных конфликтов различного типа. Подумайте, каким образом можно избежать их появления.
q Изучите предложенные литературные источники, составьте характеристику основных механизмов психологической защиты.
5. Игра «Телефон доверия». Обсуждение факторов конструктивного разрешения внутриличностных конфликтов.
Тема 5: Межличностные конфликты.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Проанализируйте и сравните различные подходы к определению причин межличностных конфликтов.
q Рассмотрите и охарактеризуйте факторы, влияющие на процесс протекания конфликта и модели поведения участников конфликтного поведения (гендерные, возрастные и характерологические различия).
q Проработайте книгу Дж.Г. Скотт (ист. 6):
- опишите типы конфликтных личностей, общие принципы и модели общения с ними, предложенные автором;
- законспектируйте технику овладения конфликтной ситуацией.
q Используя технологию формализации межличностного конфликта, проработайте 1-2 конфликтных ситуации, произошедших у вас в последние месяцы.
q Обобщите и представьте в виде схемы основные подходы к управлению межличностными конфликтами.
Тема 6: Групповые конфликты.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Проведите сравнительный анализ различных точек зрения на типологию, причины и функции групповых конфликтов.
q Подберите 1-2 примера групповых конфликтов различного типа.
q Составьте модель управления конфликтами в организации.
q Сформулируйте рекомендации по предупреждению и разрешению супружеских конфликтов.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, определите основные направления профилактики конфликтов между родителями и детьми.
q Подготовьте сообщение на тему: «Психологическое консультирование конфликтных семей».
Тема 7: Социально-психологические, политические и межэтнические конфликты.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Изучите различные концепции межгрупповых конфликтов. Выделите основные особенности каждого подхода относительно определения, причин и функций межгрупповых конфликтов.
q Охарактеризуйте основные формы проявления социально-экономических конфликтов.
q Подберите примеры политических конфликтов «вертикального» и «горизонтального» типа.
q Охарактеризуйте объективные и субъективные причины возникновения этнонациональных конфликтов.
q Подберите примеры межгосударственных конфликтов. Опишите основные направления предотвращения конфликтов данного типа.
Тема 8: Стратегии и методы управления конфликтами
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Проведите сравнительный анализ 3-х парадигм воздействия на конфликт: управления, урегулирования и разрешения. Приведите различные точки зрения на эту проблему.
q Определите содержание управления конфликтом в зависимости от этапа.
q Составьте алгоритм деятельности по урегулированию конфликта.
q Составьте схему «Пути завершения конфликта».
q Проработайте книгу Фишер Р., Юри У. (ист. 5) Подготовьтесь к выполнению практических заданий с опорой на основные рекомендации авторов по ведению переговоров.
q Охарактеризуйте факторы, влияющие на эффективность медиаторской деятельности и тактику взаимодействия медиатора с оппонентами
q Подготовьте сообщение на тему «Регулирование конфликтов психологом».
Тема 9: Профилактика конфликтов.
q Проанализируйте предложенные литературные источники, подготовьте развёрнутые планы ответов на основные вопросы темы.
q Составьте схему «Объективные условия предупреждения конфликтов».
q Охарактеризуйте организационно-управленческие и социально-психологические условия профилактики конфликтов.
q Проанализируйте основные способы своего отношения к проблемной ситуации, выработайте способы и приёмы его коррекции.
q Раскройте основные способы и приёмы воздействия на партнёра по общению, его отношение к предконфликтной ситуации и поведение в ней.
q Подготовьте сообщение на тему «Оценка результатов деятельности и профилактика конфликтов».