Методы выявления лидера в группе.
1. Игровая форма. Диагностические игры.
2. Тренинговая форма. Работа на сплочение группы.
3. Соревновательные игры.
4. Ролевые игры на достижение личной и общей целей.
5. Игры на экстремальные ситуации.
6. Наблюдение за группой.
7. Социометрия.
8. Организация работы групп на решение общей творческой задачи.
Для того чтобы в лидерах сохранить энтузиазм деятельности и по максимуму дать реализоваться ребенку, можно использоватьследующие способы:
1. Мотивация отдельных личностей через тренинг, беседу, выяснение их интересов.
2. Поиск новых направлений в работе, создание новой социальной роли для лидеров.
3. Участие в конкурсных программах на различном уровне (отряд, лагерь, межлагерные).
4. Создание ситуации успеха и лидеру и команде.
5. Выявление конкуренции среди лидеров. Иногда создание условий для появления здоровой конкуренции между ними. Но необходимо контролировать ее, чтобы не возникали конфликты.
6. Возможность самостоятельных действий для лидера в каком-то определенном направлении.
7. Смена вектора направления деятельности для конкретного человека, либо повышение уровня ответственности.
8. Чередование творческих поручений.
Диагностика лидерства
Камушки (пуговки). В коробочку высыпается большое количество камушков различной формы и цвета, Группа садится в круг за один стол. Коробочка кладется на середину. Участникам говорится, что необходимо выбрать тот камушек, который им больше нравится. Далее дается задание молча, не прикасаясь к камушкам других участников, выстроить камушки в линию по убыванию, составить из них букву, расположить от самого темного к самому светлому и пр.
Многоугольник в тумане. Группа встает в круг, и все участники закрывают глаза (надевают повязки). На пол у ног игроков кладется веревка, и дается задание найти и поднять ее. Когда все участники держат веревку в руках им предлагается складывать из нее различные геометрические фигуры. При этом соблюдаются правила: веревку должны держать все участники; члены группы могут говорить друг с другом, но никто не должен открывать глаза. Группе необходимо: образовать квадрат, создать равносторонний треугольник, сложить любую трапецию.
Палатка. Участники делятся на команды по 5-6 человек в каждой. Все команды получают по стопке газетной бумаги и катушке ниток (скотч). Каждая команда должна построить из этих НЕМУДРЁНЫХ материалов палатку, в которой хватит места для всех его членов. Также можно использовать столы и стулья, находящиеся в комнате. На обсуждение и планирование строительства дается 4 минуты. В это время к бумаге и катушке прикасаться нельзя. В планировании работы, в самом строительстве должны участвовать все члены команды. На проведение строительных работ отводится 8 минут. В конце каждая команда должна продемонстрировать, что все ее участники действительно помещаются в палатке.
Гомеостат. Группе дается задание без предварительной договоренности выбросить одинаковое количество пальцев на обеих руках.
Шеренга. Группе необходимо в абсолютной тишине выстроиться в одну линию по: росту, количеству братьев и сестер, числу видимых пуговиц на одежде, ширине улыбки, размеру обуви, длине волос, длине большого пальца.
Работа с гиперактивными, агрессивными и тревожными детьми
Портрет гиперактивного (синдром дефицита внимания с гиперактивностью - СДВГ) ребенка:
Дети чрезмерно подвижны, бегают, крутятся, избыточная моторная активность часто не соответствует требованиям конкретной обстановки.
Импульсивность детей с СДВГ выражается в том, что ребенок часто действует не подумав, с трудом ожидает своей очереди, перебивает других, не выслушивает до конца обращенные к нему вопросы.
Нарушение внимания проявляются у детей с СДВГ в слабости концентрации, неспособности сохранить внимание более нескольких минут, отвлекаемость.
Нарушение координации. Это могут быть нарушения мелкой моторики, нарушение равновесия и зрительно-пространственной координации.
Эмоциональные нарушения. Может наблюдаться запаздывание эмоционального развития, неуравновешенность, вспыльчивость, нетерпимость к неудачам.
Нарушение межличностных отношений. У детей с СДВГ часто осложнены взаимоотношения со сверстниками. Они стремятся руководить другими, поэтому у них бывает мало друзей. Такие дети все время ищут товарищей, напарников для игр и занятий, но быстро их теряют из-за своих особенностей: невнимательности во время игр. отвлекаемости и импульсивности.
Поведенческие расстройства. Возможно сочетание чрезмерной двигательной активности и деструктивного поведения. Они могут мешать вожатым проводить мероприятие, отвлекать других детей.
Правила работыс гиперактивнымидетьми:
1. Уменьшить рабочую нагрузку ребенка.
2. Быть драматичным и экспрессивным.
3. Снизить требования в аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
4. Посадить ребенка во время мероприятий рядом с собой.
5. Использовать тактильный контакт.
6. Договариваться с ребенком о тех или иных действиях заранее.
7. Давать четкие, короткие и конкретные инструкции.
8. Использовать гибкую систему поощрений и наказаний.
9. Поощрять ребенка сразу же, не откладывая на будущее.
10.Предоставлять ребенку возможность выбора.
11.Оставаться спокойным. Нет хладнокровия - нет преимущества.