Методические рекомендации к выполнению данного задания (комментарий).

Принципы анализа текста.

Краткое содержание темы:

Изучение художественного произведения в единстве формы и содержания. Теоретико-литературные понятия как главный инструмент анализа художественного произведения. Путь анализа: от закономерностей построения текста к осознанию художественного мира; от уяснения формы произведения к осмыслению его содержания; от читательских эстетических ассоциация к постижению жизненных позиций. Способы работы с текстом.

Основной теоретический материал к данной теме.

Реально содержание и форма нерасчленимы, поэтому данные понятия не более чем научные абстракции. Однако литературоведы постоянно сталкиваются с необходимостью анализировать эти стороны литературного произведения. Как следует рассматривать содержание и форму – изолированно друг от друга или одновременно, учитывая в обоих случаях их неразрывность? На практике филологи используют два эти метода.

Содержание и форма рассматриваются изолированно тогда, когда нужно выявить противоречия между ними, подчеркнуть самостоятельность формы или уяснить художественность произведения. Но все равно при этом необходимо учитывать соотношение , взаимодействие формы и содержания.

Важно при этом иметь в виду, что художественное содержание не может быть исчерпано какой-нибудь одной трактовкой и что не следует подменять опирающийся на текст произведения анализ беспочвенным фантазированием, не укорененным в художественном мире писателя. Наиболее глубокое рассмотрение литературного произведения возможно в контексте всего творчества художника слова либо того литературного течения, национальной культурной общности, к которым данное произведение принадлежит.

Сторонники одновременного анализа содержания и формы литературного произведения убеждены в том, что форма произведения литературы может изучаться лишь как всецело содержательная форма, а содержание – только как художественно сформированное содержание. Раскрывая единство формы и содержания, удобнее анализировать вначале высшие проявления формы и лишь затем низшие, охватывая как можно больше объединяемых в этом единстве формы и содержания явлений.

В основном для современного российского литературоведения характерны принципиальный отход от классического деления на «содержание» и «форму» и изучение литературного произведения в его целостности и внутреннем единстве.

Любой текст представляет собой систему знаков и обладает такими важнейшими свойствами как связность, отграниченность, цельность. Кроме этих свойств исследователи исследователями отмечаются и другие: воспринимаемость, интенциональность (намеренность), завершенность, связь с другими текстами, эмотивность.

Художественный текст, который является основным объектом анализа, характеризуется этими свойствами, распространяется на все тексты, но выделяется в их составе рядом особых признаков.

1. В художественном тексте, в отличие от других текстов, внутритекстовая действительность (по отношению к внетекстовой) имеет креативную природу, т.е. создана воображением и творческой энергией автора, носит условный, как правило вымышленный характер. Изображаемый в художественном тексте мир соотносится с действительностью лишь опосредованно, отображает, преломляет, преобразует ее в соответствии с интенциями автора. Для обозначения этого признака художественного текста используется термин «фикциональность», подчеркивающий условность, вымышленность, опосредованность внутреннего мира текста.

2. Художественный текст представляет собой сложную по организации систему. С одной стороны, это частная система средств общенационального языка, с другой стороны, в художественном тексте возникает собственная кодовая система, которую читатель должен «дешифровать», чтобы понять текст.

3. В художественном тексте все стремится стать мотивированным со стороны значения. Здесь все полно внутреннего значения и язык означает сам себя независимо от того, знаком каких вещей он служит. На этой почве объясняется столь характерная для языка искусства рефлексия на слово.

4. Единицы, образующие художественный текст, в рамках этой частной эстетической системы приобретают дополнительные «приращения смысла», или «обертоны смысла». Этим объясняется особая целостность художественного текста.

5. Все элементы текста взаимосвязаны, а его уровни обнаруживают или могут обнаруживать изоморфизм.

6. Художественный текст связан с другими текстами, отсылает к ним или вбирает в себя их элементы. Эти межтекстовые связи влияют на его смысл или даже определяют его. Межтекстовые (интертекстуальные) связи выявляют подтекст произведения и определяют его полифонию, которая обусловлена обращением к «чужому» слову с присущими ему смыслами и эксперессивно-стилистическим ореолом.

7. Как «лабиринт сцеплений», художественный текст всегда содержит не только прямую, но и неявную информацию.

Итак, художественный текст представляет собой частную эстетическую систему языковых средств, характеризующуюся высокой степенью целостности и структурированности. Он уникален, неповторим и в то же время использует типизированные приемы построения. Это эстетический объект, который воспринимается во времени и имеет линейную протяженность.

Художественный текст есть всегда адресованное сообщение: это форма коммуникации «автор – читатель». Текст функционирует с учетом «эстетического общения», в процессе которого читатель должен воспринять интенции автора и проявить творческую активность. Тот или иной художественный текст, к которому обращается читатель, вызывает у него определенные ожидания, которые обычно обусловлены заложенными в сознании читателя представлениями о проблематике, композиции и т.д.

Проектные задания по теоретическому материалу:

1.Какие существуют методы анализа формы и содержания художественного произведения? Какому из них Вы отдаете предпочтение? Аргументируйте свою точку зрения.

2. Прочитайте одностишие В.Вишневского «Как тягостно зависеть от звонка…». Можно ли считать этот моностих художественным текстом? Аргументируйте свой ответ.

3. Познакомьтесь с работами, посвященными анализу рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание»:

Выготский Л.С. «Легкое дыхание» // Выготский Л.С. Психология искусства. – М., 1986 (или др.изд.);

Жолковский А.К. «Легкое дыхание» Бунина – Выготского семьдесят лет спустя// Блуждающие сны. – М., 1994;

Максимов Л.Ю. О методике филологического анализа художественного произведения (на материале рассказа И.А.Бунина «Легкое дыхание») // Русский язык в школе. – 1993. - № 6.

Сопоставьте предлагаемые интерпретации рассказа. Какие подходы к анализу текста представлены в этих работах? Какие приемы анализа в них используются?

Литература:

Основная:

1. Давыдова Т.Т., Пронин В.А. Теория литературы: Учеб.пособие. – М.: Логос, 2003.

2.Николина Н.А. Филологический анализ текста: Учеб.пособие для студ.высш.пед.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.

Дополнительная:

1. Гришман М.М. Литературное произведение: Теория и практика анализа. М., 1991.

3. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. – Л., 1972.

5. Чернец Л.В. Литературное произведение как художественное единство // Введение в литературоведение. М., 1999.

Подготовка к практическому занятию на тему:«Принципы анализа текста».

Обратимся к стихотворению М.Ю.Лермонтова «Утес».

Утес

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана,

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя;

Но остался влажный след в морщине

Старого утеса. Одиноко

Он стоит, задумался глубоко,

И тихонько плачет он в пустыне.

Методические рекомендации к выполнению данного задания (комментарий).

Данное произведение является образцом гармонии.Анализ (расчленение целого) воспринимается как некое насилие над текстом, логика разрушает совершенство целого. Обычно, читая стихи, мы просто наслаждаемся и не пытаемся перевести поэтические образы, разбудившие наше воображение, наши чувства, на язык прозаического рассуждения. Однако, чтобы научиться видеть, как «сделано» произведение, какими средствами создается совершенство целого, необходимо аналитическое рассмотрение взаимозависимости частей и целого – понимание поэтики стихотворения. Использование поэтики в качестве инструментария разбора лирического стихотворения – это попытка объяснить гармонию содержания и формы, найденной поэтом для выражения именно этого содержания, именно этого состояния своей души. Нужно иметь в виду при этом, что в процессе творчества ни один поэт сознательно не руководствуется правилами поэтики, не задумывается над тем, каким теоретическим понятием обозначается то или иное сочетание слов – он просто находит единственно возможные слова для выражения поэтической мысли. Поэтика берется определить параметры гармонии, выявить некоторые общие закономерности, обеспечивающие органическую взаимосвязь поэтического содержания и стихотворной формы. Эти закономерности проявляются на разных уровнях – от текста отдельного стихотворения до общих особенностей творчества поэтов определенного литературного направления.

Как семантика слова создает основу художественного образа? «Тучка» и «Утес» – какие устойчивые представления вызывают эти слова. Запишите свои ответы. Дополним характеристику лексического уровня стихотворения:

Тучка, а не туча. Почему принципиально важно употребление этой морфологической формы слова?

Тучка, а не облачко, хотя в контексте, да еще с эпитетом «золотая», слово «облачко» по смыслу было бы более уместным.

Языковые изобразительно-выразительные средства: прокомментируйте необычность эпитета к слову «тучка» и метафоры « умчалась по лазури весело играя». Утес-великан: случайно ли здесь приложение, а не просто эпитет.

Композизия произведения: ее роль. Сколько композиционно-смысловых частей мы выделим в стихотворении и каково настроение в каждой из этих частей?

Ритмика произведения. Проанализируйте размер стихотворения, рифму.

Как компоненты поэтики стихотворения соединяются в эстетическое целое пространственно-временными отношениями? Проанализируйте заключительное слово-сигнал в стихотворении . Охарактеризуйте тему и идею произведения.

Проанализируйте стихотворения А.А.Фета «Шепот, робкое дыханье…» и «Только в мире и есть…».

Только в мире и есть, что тенистый

Дремлющих кленов шатер.

Только в мире и есть, что лучистый

Детски задумчивый взор.

Только в мире и есть, что душистый

Милой головки убор.

Только в мире и есть этот чистый

Влево бегущий пробор.

3 апреля 1883

«Шепот, робкое дыханье…»

Шепот, робкое дыханье,

Трели соловья,

Серебро и колыханье

Сонного ручья,

Свет ночной, ночные тени,

Тени без конца,

Ряд волшебных изменений

Милого лица,

В дымных тучках пурпур розы,

Отблеск янтаря,

И лобзания, и слезы,

И заря, заря!..

(1850).

Наши рекомендации