Формирование готовности персонала к действиям в условиях кризисных ситуаций.

Решение проблемы формирования готовности персонала к действию в условиях кризисной ситуации базируется на концепции создания психологического комфорта, то есть достижения такого состояния персонала, при котором возникает соответствие средств и условий труда функциональным возможностям работника. Готовность к действию — это активно-действенное состояние личности, отражающее состояние задачи и условий ее выполнения. Структура готовности включает мотивационный (ответственность, чувство долга и др.), ориентационный, операционный, волевой (самоконтроль) и оценочный элементы.

К факторам готовности персонала к действиям в условиях кризисной ситуации, относятся: содержание задачи, обстановка, мотивация трудовой деятельности, самооценка подготовленности, личный опыти умение мобилизоваться, умение самонастраиваться. Формула готовности: «Должен — хочу — могу».

В формировании готовности персонала важнейшими являются две
взаимосвязанные стороны:

− формирование профессиональных навыков, знаний и опыта деятельности в условиях кризисной ситуации. Готовность персонала к действиям в кризисных ситуациях имеет порой большее значение, чем профессиональный опыт вообще. Так, например, установлено, что пилоты, имеющие налеты 10-14 тыс. часов, специально не подготовленные к действиям в непредвиденных ситуациях, при реальном возникновении их в полете часто ведут себя как новички, и, наоборот, молодые пилоты, прошедшие специальную подготовку, в кризисных ситуациях отличаются весьма уверенным поведением. Поэтому необходимо, чтобы тренировки персонала по сути и сложности максимально соответствовали реальным ситуациям и как можно меньше содержали условностей;

− формирование психологической готовности. Уровень психологической подготовки персонала и деятельности в кризисных условиях —один из важнейших факторов, влияющих на надежность социально-трудовой сферы организации в целом. Растерянность и проявление страха, особенно в самом начале развития кризисной ситуации, могут привести к непоправимым последствиям. В первую очередь это должны иметь в виду руководители, которые обязаны демонстрировать личное самообладание, выдержку и дисциплину. Неверие руководителя в свои силы и возможности персонала может парализовать волю последнего к сопротивлению дестабилизирующих факторов.

Работу по формированию готовности персонала в условиях кризисных ситуаций целесообразно разбить на следующие этапы: психодиагностика персонала, обучение, подготовка, оценка, внедрение (таблица 7.1).

Таблица 5. 1 - Концепция формирования готовности персонала к действиям в условиях кризисной ситуации

Этапы Эксперты Администрация
Психодиагностика персонала Исследование личностно-поведенческих составляющих персонала - использование результатов исследования при разработке антикризисных программ; - проведение мероприятий, корректирующих поведение работников
Обучение − -повышение качества профессионального инструментария работников; − - психологические тренинги на готовность к неожиданным ситуациям; - коммуникационные тренинги на готовность к взаимодействию в напряженных условиях; - использование современных технологий управления; - развитие внутриорганизационных информационных сетей; - моделирование возможных кризисных ситуаций
Подготовка - - определение риска - - установление приоритетов; - - разработка и апробация комплекса возможных действий - - разработка кадровых антикризисных программ и мероприятий; - - диалог с экспертами
Оценка ранжированиеосуществимых действий выбор разумных действий
Внедрение оперативный контроль стратегический контроль

Планирование мероприятий по формированию готовности персонала к деятельности в условиях кризиса следует начинать с комплексного
психодиагностического обследования персонала по следующим направлениям.

1. Изучение личностно-поведенческих составляющих работников:

− построение карты интересов и мотивационных профилей;

− прогноз поведения персонала в экстремальных ситуациях;

− выявление лиц с девиантным (отклоняющимся) поведением;

− анализ ведущих потребностей персонала (например, потребности в достижениях, во власти и статусе, в признании, в защищенности, в общении и т. д.);

− определение у персонала стремления к лидерству или к подчинению;

− определение степени личной конфликтности и построение профиля стратегий поведения, выявление индивидуальной «рисковой» стратегии.

2. Исследование индивидуально-психологических и психофизиологических составляющих:

• построение «эмоционально-волевого» портрета сотрудника;

• выявление фобий (страхов, комплексов, выявление «комплекса неудачника»), определение уровня стрессоустойчивости;

• определение характеристик внимания, памяти, интеллектуальных особенностей персонала.

3. Исследование социально-психологических составляющих. Диагностика и коррекция психологического климата в коллективах:

− определение формальной и неформальной структуры;

− выявление зон «повышенной опасности», конфликтогенных зон,
исследование эффективности взаимоотношений «по вертикали», исследование групповой динамики, построение комплексного социально-психологического профиля персонала;

− исследование распределения информационных потоков в организации (секреты в организации, носители неформальной информации и т. п.);

− определение места сотрудника в социально-психологической
структуре коллектива, «социометрический статус личности»;

− определение степени «влияния» сотрудника с целью выявления
ключевых точек для воздействия на коллектив.

4. Исследование специфики системы принятия решений и степени
ответственности менеджеров фирмы:

− личностная управленческая концепция;

− стиль управления и взаимодействия;

− ситуационные особенности принятия решений (комфортная,
дискомфортная, угрожающая, неопределенная);

− система распределения ответственности, делегирование полномочий.

5. Минимизация рисков, связанных со степенью психологической
надежности персонала:

− подбор персонала высокой степени надежности по заданным
критериям;

− создание эффективной «команды», с высоким уровнем корпоративного взаимодействия;

− прогнозирование реакции и способов поведения персонала в экстремальных ситуациях;

− проведение психологической подготовки к переговорам, совещаниям, конференциям.

6. Проведение оперативной психодиагностики в организации относительно:

− управленческого персонала, включая бесконтактную диагностику первых лиц;

− сервисного персонала (секретари, личные водители и т. д.).

7. Обеспечение психологически грамотных контактов с существующими партнерами и психологическое сопровождение переговоров:

− психологическая подготовка к ведению переговоров;

− распределение ролей среди участников;

− подведение итогов переговоров.

8. Противодействие и защита от манипулятивного психологическо-
го воздействия:

− определение характера воздействий;

− определение их источника;

− создание психологической защиты от воздействий;

− активное противодействие манипулятивному воздействию
и т. д.

9. Психологическая подготовка персонала к действиям в условиях
«форс-мажорных» обстоятельств, включая:

− объективно-природные (землетрясения, наводнения и др.);

− социальные (забастовки, государственные перевороты и др.);

− психологические (шантаж, захват заложников и др.).

− Корпоративный психоанализ «фирменных» страхов и опасений.

− Психологическое консультирование руководителя по вопросам
безопасности и управления персоналом.

Результаты комплексного психодиагностического обследования персонала являются информационной базой для разработки антикризисных программ и мероприятий в частности и системы антикризисного управления персоналом организации в целом.

Наши рекомендации