Ш.1.2. Игровая коррекция в работе с дошкольниками

Игровая коррекция поведения является формой групповой пси­хотерапии. Она основана на деятелъностном подходе и использует детскую игру в диагностических, коррскционных и развивающих целях. Игра рассматривается как самостоятельный метод и как составная часть психотерапии (А.И.Захаров). Как самостоятель­ный метод она выполняет три основные функции: диа­гностическую, терапевтическую и обучающую, которые тесно свя- ■ заны между собой и реализуются как в спонтанной, так и направ­ленной игре. Игровая коррекция используется при различных фор­мах нарушения поведения, детской тревожности, страхах, нару­шениях общения, неврозах, аутизме у детей.

Основная цель игровой психокоррекции — создание условий для устранения искажений в психическом развитии ребенка, пере­стройки неблагоприятно сложившихся новообразований, форм эмоционального реагирования и стереотипов поведения, рекон­струкции общего хода развития и воссоздания полноценных об­новленных контактов ребенка с миром.

В процессе игровой психокоррекции решаются следующие кон­кретные задачи:

актуализация у ребенка новых форм переживаний;

воспитание позитивных чувств по отношению к окружающим;

формирование адекватного отношения к самому себе и дру­гим;

развитие самосознания, повышение уверенности в себе;

обогащение приемов общения;

отработка новых видов игровой и других видов деятельности.

Основные принципы игровой психокоррекции:

специфичность обстановки. Ребенок попадает в несколько не­обычную для него обстановку: все, что окружает ребенка, посту­пает в его полное распоряжение. Он может играть любыми игруш­ками или не играть вообще, братьо любые заинтересовавшие его I вещи, не испытывая никаких ограничений. Нормативы, ограни- . I чивающие выбор ребенка, отсутствуют. Инициатива принадлежит ребенку;

специфичность контакта. Чтобы включить в действие меха­низм перестройки поведения ребенка, сдрдует изменить условия, т. с. вывести его из той среды, в которой у него появились нежела­тельные формы поведения. Это разрушает старые стереотипы по­ведения и ставит ребенка перед необходимостью поиска новых способов реагирования. Ребенок попадает в ситуацию, где не дей­ствуют старые нормы жизни. Он получает свободу вести себя так, как он хочет;

безоговорочная симпатия и участие к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, «вы-

плеснуть» наружу свои внутренние, глубоко личные проблемы. Ему необходимы эмоциональное тепло и поддержка, которые явля­ются условиями успешной работы. Этому служат различные сред­ства невербальной коммуникации: улыбка, поглаживание, физи­ческий контакт, постоянное внимание ко всем аффективным про­явлениям ребенка;

минимальное количество ограничений. Ребенку предоставляется максимальная свобода действий. Ограничений крайне мало: стро­го регламентированное время продолжения игрового занятия, за­прещение покидать пределы игровой комнаты до конца занятия, запрещение физических воздействий в тяжелой форме. Кроме того, не разрешается уносить с собой какие-либо игрушки из игровой комнаты. Необходимо также воздерживаться от нормативной оцен­ки ребенка, как положительной, так и негативной;

активность самого ребенка. Одного лишь изменения условий недостаточно для получения ожидаемого эффекта: важен психо­терапевтический контакт. Недопустимы навязчивое оказание по­мощи и принуждение. Нужно побуждать внутренние силы ребен­ка, подчеркивать его самостоятельность, умение самому справ­ляться со стоящими перед ним проблемами. Не следует торопить ребенка, но необходимо поощрять всякое проявление его актив­ности. Опора на все сильное ипозитивное в личности ребенка — важнейшее условие эффективности психотерапии.

Процесс и этапы психокоррекции.Развитие любой групповой деятельности проходит через ряд стадий, или фаз (А.С.Спива-ковская). Для детской группы характерна своя внутренняя дина­мика. Групповой процесс, возникающий в ходе занятий игровой психокоррекции, проходит три отчетливо выявляемых этапа: ори­ентировочный, реконструктивный и закрепляющий. На первом этапе детям предоставляется возможность для спонтанной игры. Тактика психолога наименее директивна. На этом этапе решаются следующие задачи:

диагностическая — выявляются особенности эмоционально-по­веденческой сферы, требующие коррекции;

создание у ребенка положительного эмоционального настрое­ния и атмосферы «безопасности» в группе.

На данном этапе широко используются невербальные средства коммуникации, игры, облегчающие вступление в контакт. Посте­пенно скованность и напряженность исчезают. Дети становятся более активными.

Тактика психолога на втором этапе принимает целенаправлен­ный характер, используются специальные приемы. Задача психо­лога — продемонстрировать ребенку неадекватность, нецелесооб­разность некоторых способов реагирования и сформировать у него потребность в изменении своего поведения. Здесь происходит эмо­циональное отреагирование внутреннего напряжения, неприят-

ных переживаний, широко используются сюжетно-ролевые игры разыгрывание различных проблемных ситуаций. Именно на этой стадии коррекционного процесса происходят главные изменения в психике ребенка, разрешаются многие внутренние конфликты которые носят подчас бурный и драматичный характер. Почти все­гда встречаются проявления агрессии, негативизм — протест, направленный против психолога. К концу этой стадии гамма про­тиворечивых эмоций сменяется чувством глубокой симпатии как к взрослому, так и к партнерам по игре. .

На этом этапе дети закрепляют способность самостоятельно находить нужные способы поведения. Задача психолога — обучить их новым формам эмоционального реагирования, поведения, раз­вить навыки общения, обогатить игровую деятельность. Целью этого периода является закрепление всего того позитивного и нового, что возникло в личностном мире ребенка. Необходимо добиться того, чтобы ребенок окончательно поверил в свои силы и смог вынести приобретенную веру за пределы игровой комнаты в ре­альную жизнь. Тактика психолога подчинена внутренней динами­ке игрового процесса, ее изменения соответствуют этапам психо-коррекционного процесса.

! этап. Тактика наименее директивна. Психолог наблюдает за игрой детей, старается создать теплую эмоциональную атмосферу в группе, ненавязчиво помогает ребенку освоиться в новой обста­новке. Он может предложить детям поиграть в те или иные игры, но не настаивает на этом. Охотно поддерживает инициативу де­тей, никак не направляет игру, не высказывает никаких мнений по поводу игры, не оценивает детей. Используются следующие приемы:

невербальные средства общения;

поощрение спонтанной активности ребенка.

II этап. На реконструктивном этапе тактика изменяется, по­зиция психолога становится более активной. Приемы:

интерпретация; отражение;

демонстрация более адекватных способов поведения; внушение;

создание ситуаций выбора, требующих от ребенка определен­ного способа действия;

использование специальных игр.

III этап. Это этап опробования нового опыта. Ребенок уже научился справляться с возникающими у него проблемами. Пси­холог во всем поддерживает ребенка, демонстрирует ему свое ува­жение.

Структура психокоррекционного занятия. Каждое занятие состоит из ряда этюдов и игр. Они коротки, разнообразны, доступны де­тям по содержанию. Основная цель занятий — сохранение психи-

ческого здоровья и предупреждение эмоциональных расстройств у детей. Главный акцент в занятиях сделан на обучение элементам техники выразительных движений, на использование выразитель­ных движений п воспитании эмоций и высших чувств и на приоб­ретение навыков в саморасслаблении. Занятия строятся по опре­деленной схеме и состоят из этапов. Каждый этап может решать не одну, а несколько совершенно самостоятельных задач, по-сво­ему важных для развития детской психики. Временные характери­стики зависят от возможностей психолога и заинтересованности детей.

I этап. Разминка.

Занятие начинается с общей разминки. Ее задачи — сбросить инертность физического и психического самочувствия, поднять мышечный тонус, внимание и интерес ребенка к совместному занятию, настроить детей на активную работу и контакт друг с другом. Для решения этих задач выполняется несколько упражне­ний-игр на внимание или подвижная игра.

II этап. Мимические и пантомимические этюды.

Задача — выразительное изображение отдельных эмоциональ­ных состояний (радость, удивление, интерес, гнев и др.), связан­ных с переживанием телесного и психического довольства и не­довольства. Дети знакомятся с элементами выразительных движе­ний: мимикой, жестом, позой, походкой.

\ III этап. Игры и этюды на выражение отдельных качеств ха­рактера и эмоций.

Задача — выразительное изображение чувств, порождаемых со­циальной средой (жадность, доброта, честность и т.п.), их мо­ральная оценка. Модели поведения персонажей с теми или ины­ми чертами характера. Закрепление и расширение уже получен­ных детьми ранее сведений, относящихся к их социальной ком­петентности. При изображении эмоций внимание детей привле­кается ко всем компонентам выразительных движений одновре­менно.

IV этап. Игры и этюды, имеющие психотерапевтическую на­правленность на определенного ребенка или на группу.

Используются мимические и пантомимические способности детей для предельно естественного воплощения заданного образа. Задачи — коррекция настроения и отдельных черт характера ре­бенка, тренинг моделирования стандартных ситуаций.

V этап. Окончание занятия, психомышечная тренировка.

Задачи — снятие психоэмоционального напряжения, вну­шение желательного настроения, закрепление положительного эффекта, стимулирующего и упорядочивающего психическую и физическую активность детей, приведение в равновесие их эмоционального состояния, улучшение самочувствия и настрое­ния.

ПРОГРАММА ИГРОВОЙ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ САМОСОЗНАНИЯ И ОБЩЕНИЯ У ДЕТЕЙ

Цель программы: устранение искажений эмоционального реагирова­ния и стереотипов поведения, реконструкция полноценных контактов ребенка со сверстниками, гармонизация образа «Я».

Основные задачи программы:

1) формирование социального доверия;

2) развитие социальной активности;

3) развитие социальных эмоций;

4) развитие коммуникативных навыков;

5) формирование адекватной самооценки;

6) обучение умению самостоятельно решать проблемы. Этапы коррекции:

I этап — ориентировочный (3—4 занятия);

II этап — реконструктивный (6 — 7 занятий);

III этап — закрепляющий (2 — 3 занятия).

Содержание программы

Первый этап работы — ориентировочный I занятие.

Занятие посвящено знакомству детей друг с другом. Дети рассажива­ются полукругом на стульчики вместе с психологом. Всем участникам предлагается назвать себя любым именем, которое сохраняется на все время занятий.

Коррекционный смысл состоит в том, что ребенок может таким путем как бы выйти из своего старого «Я» и надеть на себя другую маску. Дети часто выбирают имена друзей, названия животных, кото­рые бывают глубоко символичными. В диагностическом смысле выбор чужого имени — признак неприятия себя. Таким образом проявляется ощущение собственного неблагополучия у ребенка. Выбор чужого име­ни служит указателем желаемого объекта идентификации. Психолог так­же называет себя. На первом занятии не надо выяснять, почему ребе­нок назвал себя по-другому, так как можно его отпугнуть. Этот вопрос можно обсудить потом.

После знакомства психолог предлагает веселую игру «Жмурки»: она снимает первоначальную настороженность ребенка. В то же время эта игра — хороший диагностический прием, выявляющий исходный уро­вень самостоятельной активности группы и некоторые групповые роли, возникающие групповые иерархии. Если дети играют активно, т.е. сами выбирают водящего, одергивают тех, кто подсказывает, значит, группа действительно активна. В таком случае психолог занимает позицию пас­сивного наблюдателя, чтобы быстрее сложилась стихийная групповая структура.

Затем психолог предлагает детям игру «Паровозик». Ее цели — созда­ние положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы, развитие произвольного контроля, умения подчиняться требованиям других.

Ход игры: дети строятся друг за другом, держась за плечи. «Парово­зик» везет «вагончик», преодолевая различные препятствия. Концовка занятия должна быть спокойная и объединяющая: можно предложить детям встать в круг и взять друг друга за руки. Выбранная форма оконча-нИя занятий останется неизменной и превратится в ритуал.

П занятие.

Если группа активна, то следует продолжить курс спонтанных игр. В ходе игры в детском коллективе возникает иерархия, как правило, выявляющая силу и слабость каждого участника. Стихийно сложившаяся иерархия необходима для уточнения психологического диагноза членов группы и для накопления того группового опыта общения, от которого впоследствии надо будет отталкиваться, демонстрируя его положитель­ные и отрицательные стороны детям. Психолог находится в групповой комнате, но никак не вмешивается в детские игры.

III занятие.

1. Игра «Жмурки»

Цель игры — создание положительного эмоционального фона, устра­нение страхов, повышение уверенности в себе.

Ход игры: все дети идут, приплясывая и напевая какую-нибудь пе­сенку, и ведут игрока-кота с завязанными глазами. Подводят к двери, ставят его на порог и велят взяться за ручку, а потом все вместе (хором) нараспев начинают петь:

— Кот, кот Ананас,

Ты лови три года нас!

Ты лови три года нас,

Не развязывая глаз!

Как только пропоют последние слова, разбегаются в разные стороны. Кот принимается ловить играющих. Все дети вертятся вокруг кота, драз­нят его: то дотронутся до него пальцем, то дернут за одежду.

2. Игра «Жучок».

Цель игры — раскрытие^рупповых отношений.

Ход игры: дети встают в шеренгу за водящим. Водящий стоит спиной к группе, выставив из-под мышек свою руку с раскрытой ладонью. Во-Дящий должен узнать, кто из детей дотронулся до его руки, и водит до тех пор, пока не угадает правильно. Водящего выбирают с помощью счи­талки.

Через три занятия в группе можно по наблюдениям выделить 5 сти­хийных ролей:

1) лидер;

2) товарищ лидера («прихвостень»);

3) неприсоединившийся оппозиционер;

4) покорный конформист («баран»);

5) «козел отпущения».

Окончание первого уровня I этапа.групповой психокоррекции отли­чают три признака: укрепившиеся роли, стереотипные интеракции, по­явление реакций на присутствие ведущего.

Второй уровень I этапа — это этап направленных игр. На этом этапе Удержание осознаваемых навыков и действий целенаправленно задает-

ся ведущим. Тем не менее на определенное время в каждое занятие необ­ходимо включать спонтанные игры. Это называется свободным временем Обычно на него отводится 20 мин в конце занятия.

3. Свободное время.

Детям предлагаются спонтанные игры.

4. «Хоровод».

Дети встают в круг и берутся за руки, смотрят друг другу в глаза улыбаются. При этом основной акцент делается не на уже сложившиеся роли, а на устранение неравенства и привилегий. Существуют опреде­ленные признаки, указывающие на то, что требуемая групповая струк­тура сложилась. Во-первых, водящие начинают чувствовать направлен­ную на них агрессию, которая хорошо видна в таких играх, как «Кре­пость» и «Жучок». Во-вторых, возникают ласковые спонтанные интерак-ции между членами группы. В-третьих, появляется серьезное, уважи­тельное отношение к ритуалу окончания занятия.

Если возникла групповая структура, уравнявшая детские индивиду­альности, можно переходить к следующему, второму этапу группового курса, в котором большое внимание уделяется индивидуальной работе в форме ролевых игр и других приемов.

Второй этап работы — реконструктивный

К моменту начала II этапа психологу уже видны трудности общения каждого ребенка, а также неадекватные компенсаторные способы пове­дения каждого.

Индивидуальная психологическая коррекция происходит тогда, ког­да ребенок осуществляет новые формы поведения и накапливает новый опыт общения. Это становится возможным лишь тогда, когда ребенок удовлетворил свои фрустрированные потребности (они часто служат ис­точниками и обусловливают его неадекватное поведение). Чаще всего это потребность в безопасности и принятии-признании. Фрустрация этих потребностей свойственна почти всем детям с трудностями адаптации. Как правило, потребность в безопасности удовлетворяется на первом этапе коррекции, во время направленной игры.

Удовлетворение потребности в признании невозможно без построе­ния полного образа самого себя. Чтобы это.реализовать, и используют методические приемы, такие, например, как обратная связь. Каждый ре­бенок получает обратную связь в специально организованных для этого играх: «Семейный портрет», «Ассоциации», «День рождения», «Фанты».

Умелая организация обратной связи помогает сформировать более продуктивный образ «Я». Обычно это делается в форме словесной интер­претации игровой обратной связи, с особенным акцентом на положи­тельных сторонах личности ребенка.

Кроме того, на II этапе используются некоторые игры, помогающие преодолевать неприятные для ребенка свойства характера, например тру­сость. Это игры: «Необитаемый остров», «Страшные сказки». После этих игр ребенок может сказать себе: «Вот я какой, не очень хороший, но зато я могу слушать страшные сказки в темноте. Я сам могу их выдумы­вать. Я могу играть в необитаемый остров, умею владеть собой».

Ключевой момент II этапа — это игра «День рождения». Во время этой игры происходит усвоение требуемых качеств, «авансирование» нуж­ной характеристики личности. Таким образом, очерчивается зона бли­жайшего развития ребенка.

Отработка новых навыков общения целенаправленно осуществляется в групповых заданиях, которые каждый именинник обязан выполнять.

Занятия прямо вытекают из психологического диагноза каждого ре­бенка, который ставится постепенно в течение всего периода работы группы. Составляя психологические портреты детей, психолог особенно внимателен к тому, чего не может сделать ребенок, что ему не удается или чего он не умеет.

IV занятие.

1. Игра «Ассоциации».

Цель игры — воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения-жестами изобразить человека.

Ход игры: ребенок жестами, мимикой изображает другого ребенка, его особенности, привычки, как он их видит. Остальные дети отгадыва­ют, кого он изображает.

2. Игра «Страшные сказки».

Цель игры — развитие смелости, уверенности в себе, снятие тревоги, объединение группы.

Ход игры: гасится свет или зашториваются окна. Дети по очереди на­чинают в темноте рассказывать страшные сказки. Если уровень доверия в группе высок, то дети воспроизводят свои реальные страхи. Очень полез­но их тут же разыграть, также в темноте.

3. Гимнастика.

4. Спортивная игра «Турнир».

Цель игры — воспитание произвольного контроля, корректировка аф­фективного поведения, развитие смелости, уверенности в себе, освое­ние различных социальных позийий: соревнующегося, судьи, зрителя.

Ход игры: дети выбирают судью и спортсменов. Проводятся спортив­ные игры:

«Попади в кеглю». Ребенку предлагается сесть и опереться руками сза­ди, ноги согнуть. Перед ногами кладется мяч. Он должен оттолкнуть мяч, выпрямляя ноги так, чтобы попасть мячом в кеглю, поставленную на расстоянии трёх-четырех шагов;

«Пролезть через руки». Сцепив пальцы обеих рук, надо попробовать пролезть через руки так, чтобы они оказались сзади. Руки при этом необ­ходимо держать «в замке», не разъединяя;

«Бой петухов». Играющие стараются вывести друг друга из состояния Равновесия, прыгая на одной ноге и толкая друг друга либо правым, либо левым плечом. Проигрывает тот, кто коснется земли второй ногой. Руки дети держат на поясе. Можно держаться одной рукой за носок со­гнутой ноги. Побеждает тот, кто дольше удержится, прыгая на одной Ноге;

«Сядь—встань». Скрестив ноги, обхватив руками плечи, надо при­поднять согнутые в локтях руки перед собой, сесть и встать, не помогая руками.

5. Игра «Хоровод».

V занятие.

1. Игра «Bun».

Цель игры — создание положительного эмоционального фона, устра­нение страхов, сплочение группы.

Ход игры: дети сидят на стульчиках. Водящий с закрытыми глазами ходит по кругу, садится по очереди на колени к детям и угадывает, на ком сидит. Если он правильно угадал, то тот, кого назвали, говорит: «Бип».

2. Гимнастика.

3. Игра «Семейный портрет».

Цель игры — социометрия детской игровой группы, исследование сложившихся отношений в семье.

Ход игры: в семью приходит фотограф, чтобы сделать семейный порт­рет. Он должен задать семейные роли всем членам группы и рассадить их, попутно рассказывая о том, кто с кем дружит в этой семье.

4. Игра «Зеркало».

Цель игры — дать возможность проявить активность пассивным детям.

Ход игры: выбирается один водящий, остальные дети — зеркала. Во­дящий смотрится в зеркала, иони ртражают все его движения. Психолог следит за правильностью отражения.

5. Свободное время.

6. «Хоровод».

VI занятие.

1. Игра «День рождения».

Цель игры — сплочение группы, эмоциональное отреагирование дет­ских проблем.

Ход игры: выбирается именинник. Все дети- дарят ему подарки жеста­ми, мимикой. Имениннику предлагается вспомнить, обижал ли он кого-то, и исправить это. Детям предлагается пофантазировать и придумать будущее имениннику.

2. Игра «Путаница».

Цель игры — поддержка группового единства, развитие групповой сплоченности.

Ход игры — выбирается считалкой водящий. Он выхолит из комнаты. Остальные дети берутся за руки и образуют круг. Не разжимая рук, они начинают запутываться — кто как умеет. Когда образовалась путаница, водящий заходит в комнату^и распутывает паутину, также не разжимая рук у детей.

3. Гимнастика с веселыми человечками.

4. Игра «Мальчик (девочка)-наоборот».

Цель игры — развитие произвольного контроля за своими действия­ми, снятие двигательной расторможенное™, негативизма.

Ход игры: участники встают в круг. Ведущий-показывает действия, все повторяют их за ним. Мальчик-наоборот должен делать не так, как все.

5. Свободное время. Проводятся игры:

«Выдуй шарик из чашки». В чашку кладут шарик от настольного тенни­са. Детям по очереди предлагается сделать глубокий вдох, наклониться над чашкой и дунуть в нее так сильно, чтобы шарик вылетел из чашки;

«Силачи». Играющие упираются локтями о стол и соединяют кисти рук. Каждый в паре начинает давить на руку товарища, стараясь поло­жить ее на стол. Побеждает тот, кто, не отрывая локтя от стола, заставит партнера положить руку на стол;

различные настольные игры: «Лото», «Цирк», «Летающие колпачки», «Шашки», «Улицы города» и др. Играя в эти игры, надо соблюдать правила.

6. «Хоровод».

VII занятие.

1. Игра «Крепость».

Цель игры — отражение агрессии.

Ход игры: группа детей делится на две команды (по желанию самих ребят). Каждая команда строит из мебели крепость. Одна команда защи­щает крепость, другая — штурмует. Основное оружие — надувные шари­ки, мячи, мягкие игрушки.

2. Игра «Изображение предметов».

Цель игры — воспитание наблюдательности, развитие воображения, формирование умения видеть другого.

Ход игры: ребенок мимикой, жестами изображает предмет, осталь­ные дети его отгадывают. Кто правильно назвал, становится ведущим.

3. Игра «Щит и меч». ,

Цель игры — освобождение от агрессии, снятие эмоционального на­пряжения.

Ход игры: психолог держит щит, дети бьют об него мячами.

4. Свободное время.

5. «Хоровод».

VIII занятие.

1. Игра «Чунга-чанга».

Цель игры — коррекция эмоциональной сферы ребенка, развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека и умения адекватно выразить свое.

Ход игры: путешественник (психолог) пристал на своем корабле к Волшебному острову, где все всегда радостны и беззаботны. Едва он со­шел на берег, как его окружили жители чудесного острова — маленькие чернокожие дети. И на мальчиках, и на девочках надеты одинаковые пестрые юбочки, на шее — бусы, а в волосах — перья. С веселой улыбкой они пританцовывают под музыку В. Шаинского «Чунга-Чанга» вокруг путешественника и поют:

Чудо-остров, чудо-остров,

Жить на нем легко и просто,

Чунга-Чанга!

Путешественник решил навсегда остаться на этом острове.

2. Гимнастика.

1. Попугай.

2. Лебеди. «

3. Тюлень на суше.

4. Тюлень в воде.

5. Мартышка.

6. Змея.

3. Игра «Баба Яга».

Цель игры — коррекция эмоции злости, тренировка способностей воздействия детей друг на друга.

Ход игры: дети сидят на стульчиках в кругу, лицом друг к другу. Психо­лог просит показать, какие бывают выражение лица, поза, жесты у взрос­лых (мамы, папы, бабушки, воспитателя), когда они злятся на детей. «За что взрослые чаще всего сердятся на вас? (Дети разыгрывают 2 — 3 сцен­ки.) Как ругают вас старшие, когда вам очень страшно? Грозят наказать, берут ремень? (Ребята говорят и показывают.). Что вы делаете в ответ: плачете, улыбаетесь, деретесь, боитесь?» (Разыгрываются 2 — 3 сценки.)

4. Спортивные игры.

«Дракон кусает свой хвост». Играющие стоят друг за другом, держась за талию впереди стоящего. Первый ребенок — это голова дракона, по­следний — кончик хвоста. Пока звучит музыка Д. Нуриева «Восточный танец», первый играющий пытается схватить последнего — дракон ло­вит свой хвост. Остальные дети цепко держатся друг за друга. Если дракон не поймает свой хвост, то в следующий раз на роль головы дракона на­значается другой ребенок;

«Белые медведи». Намечается место, где будут жить белые медведи. Двое детей берутся за руки — это белые медведи. Со словами: «Медведи идут на охоту» — они бегут, стараясь окружить и поймать кого-нибудь из играю­щих. Затем снова идут на охоту. Когда переловят всех, игра кончается;

«Расставить посты». Дети маршируют под музыку Ф. Шуберта «Марш» друг за другом. Впереди идет командир. Когда командир хлопнет в ладо­ши, идущий последним ребенок должен немедленно остановиться. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (линейка, круг, по углам и т.д.).

5. «Хоровод». IX занятие.

1. Игра «Узнай по голосу».

Цель игры — развитие внимания, умения узнавать друг друга по го­лосу.

Ход игры: дети встают в круг, выбирается ведущий. Он встает в центр круга и старается узнать детей по голосу.

2. Игра «Передай по кругу».

Цель игры — развитие взаимопонимания, сплоченности. Ход игры: дети идут по кругу, передают горячую картошку, ледыш­ку, бабочку (пантомимика).

3. Гимнастика.

1. Фокусник.

2. Силач с гирями.

3. Клоуны с гирями.

4. Змея.

5. Клоун и змея.

6. Воздушные акробаты.

7. На батуте акробаты.

8. Клоун на батуте.

9. Йог ходит по разбитому стеклу, углям.

4. Игра «Два друга».

Цель игры — сравнение различных черт характера, развитие способ­ности понимать эмоциональное состояние другого человека и умение адекватно выразить свое, коррекция эмоциональной сферы ребенка.

Ход игры: дети слушают в исполнении психолога стихотворение Т. Во­линой «Два друга»:

Пришли два юных друга на речку загорать. Один решил купаться — стал плавать и нырять. Другой сидит на камушке и смотрит на волну, И плавать опасается: «А вдруг я утону?»

Пошли зимой два друга кататься на коньках. Один стрелою мчится — румянец на щеках! Другой стоит растерянный у друга на виду. «Тут месдо очень скользкое, а вдруг я упаду?!»

Гроза дружков застала однажды на лугу. Один пробежку сделал — согрелся на бегу. Другой дрожал под кустиком, и вот дела плохи: Лежит под одеялами — «Кха-кха!.. Апчхи!» ,

Дети дают оценку поведению обоих ребят, распределяют роли. Ве­дущий снова читает стихотворение, а дети пантомимически его иллю­стрируют.

5. Этюд «Так будет справедливо».

Цель этюда — эмоциональное осознание детьми отрицательных черт своего характера. Они учатся понимать, какое поведение соответствует определенным чертам характера и как оно оценивается.

Ход этюда: психолог предлагает детям послушать рассказ и оценить поступок братьев: ^

«Мама ушла в магазиу. Как только за ней закрылась дверь, братья стали баловаться: они то бегали вокруг стола, то боролись, то кидали друг другу, словно это мячик, диванную подушку.

Вдруг щелкнул замок — это вернулась мама. Старший брат, услышав, что дверь открывается, быстро сел на диван. А младший не заметил ма­миного прихода и продолжал играть с подушкой. Он подбросил подушку вверх и попал в люстру. Люстра стала раскачиваться. Мама, рассердив­шись, поставила провинившегося мальчика в угол. Старший брат под­нялся с дивана и встал рядом с братом. ', ~ Почему ты встал в угол, я тебя не наказывала? — спросила мама.

— Так будет справедливо, — серьезно ответил ей старший сын. — Ведь это я придумал кидаться подушкой.

Мама растроганно улыбнулась и простила обоих братьев».

6. «Хоровод».

Третий этап работы — закрепляющий

Важное место в психокоррекционной работе занимает развитие на­выков произвольности. Это решается на 111 этапе.

Новый опыт общения со сверстниками в группе складывается на ос­нове доверительной атмосферы открытого общения, в которой широко применяются приемы обратной связи. Создается возможность пережить новый опыт взаимоотношений со взрослыми.

Эффекты детской игровой психокоррекции можно разделить на спе­цифические и неспецифические. Неспецифические эффекты проявля­ются прежде всего в изменениях самооценки, приведении ее в соответ­ствие с реальными возможностями, расширении представления о себе, в увеличении арсенала средств общения, снятии тревожности. В то же время есть ряд специальных индивидуализированных эффектов, относя­щихся непосредственно к проблеме каждого ребенка. Коррекции под­вергаются мучительные для самого ребенка особенности характера: тру­сость, неспособность владеть своими чувствами, жадность.

На заключительном этапе проводятся три последних занятия с целью закрепления новых форм переживаний, чувств по отношению к сверст­никам, к самому себе, к взрослому; закрепляются уверенность в себе, приемы общения со сверстниками.

X занятие.

1. Игра «Разведчики».

Цель игры — развитие моторно-слуховой памяти, снятие двигатель­ной расторможенности инегативизма.

Ход игры: в комнате расставлены стулья в произвольном порядке. Один ребенок (разведчик) идет через комнату, обходя стулья с любой сторо­ны, а другой ребенок (командир), запомнив дорогу, должен провести отряд тем же путем. Затем разведчиком и командиром отряда становятся другие дети.

2. Гимнастика.

Детям показывают картинки с изображением веселых человечков, движения которых надо повторить.

3. Игра «Дружная семья».

Цель игры — развитие эмоционально-выразительных движений рук и адекватного использования жеста.

Ход игры: дети сидят на стульчиках, расставленных по кругу. Каж­дый занят каким-нибудь делом: один лепит из пластилина шарики, дру­гой вколачивает в дощечку маленькие гвоздики, кто-то рисует или вя­жет ит. п. Приятно смотреть на семью, в которой все так дружно работа­ют. Дети должны производить руками манипуляции так, словно в руках у них не воображаемые предметы, а реальные. Игра сопровождается музы­кой Р. Паулса «Золотой клубочек».

4. Свободное время.

Для эмоционального сближения и взаимодействия детей психолог предлагает выполнить совместную работу: сделать общий рисунок на большом листе бумаги, который расстилается на полу. Тема рисования: «Наша дружная группа».

Цель рисования — влияние на поведение детей: они делаются спо­койнее и доступнее. Игра ведет к улучшению общения со сверстниками, в рисунке закрепляется впечатление, полученное от игры, выявляются страхи.

5. «Хоровод».

XI занятие.

1. Игра «Четырестихии».

Цель игры — развитие внимания, связанного с координацией слухо­вого аппарата и двигательного анализатора.

Ход игры: играющие сидят по кругу. Ведущий договаривается с ними, что если он скажет слово «земля» — руки вниз, «вода» — руки вперед, «воздух» — руки вверх, «огонь» — вращение руками в локтевых суставах. Кто ошибется, считается проигравшим.

2. Гимнастика.

Дети идут по кругу. Звучит нота нижнего регистра — дети становятся в позу «плакучей ивы»: ноги на ширине плеч; руки слегка разведены в локтях и висят; голова наклонена к левому плечу. На звук, взятый в верх­нем регистре, становятся в позу «тополя»: пятки вместе, носки врозь, ноги прямые, руки подняты вверх, голова запрокинута назад.

3. Этюд «Встреча с другом».

Цель этюда — развитие способности понимать эмоциональное состо­яние другого человека и умения адекватно выразить свое; развитие вы­разительных движений.

Ход этюда: психолог рассказывает детям историю: «У мальчика был друг. Но вот настало лето, и им пришлось расстаться. Мальчик остался в городе, а его друг уехал с родителями на юг. Скучно в городе без друга. Прошел месяц. Однажды идет мальчик по улице и вдруг видит, как на остановке из автобуса выходит его товарищ. Как же обрадовались они друг другу».

По желанию дети разыгрывают эту сценку. Выразительные движения: объятия, улыбка, грусть, эмоция радости.

4. Игра «Кораблик».

Цель игры — повышение самооценки, уверенности в себе.

Ход игры: двое взрослых (психолог и педагог) раскачивают за углы одеяло — это кораблик. При словах: '«Тихая, спокойная погода, светит солнышко» — все дети изображают хорошую погоду.

При слове «Буря!» они начинают создавать шум, кораблик качается все сильнее. Ребенок, находящийся в кораблике, должен перекричать бурю: «Я не боюсь бури, я самый сильный матрос!» Для объяснения этой игры в первое плавание можно отправить игрушку.

5. «Хоровод'».

XII занятие.

1. Игра «В магазине зеркал».

Цель игры — развитие наблюдательности, внимания, памяти; созда­ние положительного эмоционального фона; развитие уверенности, а также Умения подчиняться требованиям других.

Ход игры: в магазине стояло много больших зеркал. Туда вошел чело­век, на плече у него была обезьянка (выбирается заранее). Она увидела себя в зеркалах (зеркала—дети) и подумала, что это другие обезьянки. Стала корчить им рожицы. Обезьянки ответили ей тем же. Она погрозила им кулаком, и ей из зеркал погрозили, она топнула ногой, и все обезь­янки топнули ногами. Что ни делала обезьянка, все остальные в точно­стиповторяли ее движения.

Гимнастика.

1. Ледышки.

2. Ручейки.

3. Дождик.

4. Фонтанчик.

5. Холод, лед.

6. Жара, солнце.

Наши рекомендации