Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
2. Волонтер. Стремится к цели и хочет ее. Проявляет энтузиазм. Добровольно участвует в общей цели. Делает все для ее достижения, но руководствуется правилами и законами.
3. Согласен «в общем». Принимает цель. Понимает выгоды от достижения цели. Делает все, что должен, и даже больше. Следует «букве закона».
4. Согласен -формально. В целом, понимает выгоды от достижения цели. Делает все, что должен, но не более.
5. Согласен вынужденно. Не видит выгод от достижения цели. Но не хочет потерять работу. В целом, делает все, что обязан, но не скрывает, что он в стороне.
6. Не согласен. Не видит выгод от достижения цели и хочет уклониться. «Этим я заниматься не буду, и вы меня не заставите».
7. Апатичен. Ни за, ни против. Нет интереса. Нет энергии.
Преданность цели и волонтерство желательны. Менеджеру, формирующему команду, могут быть даны некоторые рекомендации по их достижению [45]:
О Будьте добровольцем сами. Нет смысла поощрять других к участию в том, к чему вы сами равнодушны.
□ Будьте на уровне. Не преувеличивайте возможных в будущем выгод и не преуменьшайте проблем. Говорите о целях и планах со всей возможной честностью и простотой.
□ Дайте людям свободу выбора. Не нужно убеждать других перспективами будущих выгод. Чем настойчивее «вербовка», тем больше она похожа на манипулирование и тем сильнее сопротивление. Чем больше вы сохраняете свободу выбора, тем свободнее чувствуют себя люди. Дайте им время и гарантии безопасности, чтобы у них появилось свое видение. Однако очень сложно вызвать в людях дух преданности или волонтерства. Данные рекомендации способствуют созданию благоприятных условий, но не гарантируют возникновение этого духа.
Зачастую менеджеру достаточно простого, хотя бы формального согласия. Открыто скажите о необходимости согласия: «Я понимаю, что в глубине души вам трудно принять новое направление, но все сложилось так, что руководство нацелено именно в этом направлении. Мне нужна ваша поддержка. Без этого у нас ничего не получится» [45]. Согласие показывает готовность человека работать и сотрудничать с другими людьми в одном направлении, выражаемом целью.
Получите от каждого члена команды согласие работать на достижение цели.
Второй признак команды — совместная деятельность (сотрудничество).
Принципиальное значение для команды имеет то, что люди здесь работают вместе, а не рядом.
Команда далеко не всегда регулярно собирается на одной «площадке». Ее члены могут рабо-
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
гать индивидуально, но в то же самое время подчиняться жесткой командной дисциплине. Например, члены команды, работающей над определенным проектом, могут находиться в разных концах планеты, но делать свою часть работы, оперативно связываться друг с другом и интенсивно общаться по электронной почте и телефону.
В современных теории и практике управления все чаще стали появляться упоминания о так называемых глобальных или дистанционных командах. Таковыми называются группы, соответствующие определению команды, однако взаимодействия их участников ограничены, так как они находятся на значительных расстояниях друг от друга [8, с. 353]. Их появление объясняется тем, что сегодня многие компании работают на международном уровне, на рынках многих стран, в разных временных поясах и культурах.
Сотрудничество — вот, что является одним из принципиальных признаков команды. Корень этого слова буквально означает «совместный труд».
Члены команды согласовывают свои усилия и действия, соразмеряют темп деятельности. Каждый из них стремится не только сделать индивидуальный вклад в общий трудовой процесс, но выполнить свою часть работы так, чтобы другой смог более эффективно выполнить свою часть работы.
Результатом любого трудового процесса является некоторый конечный продукт. Каждый участник процесса, выполняя свою работу, создает
промежуточный продукт, являющийся элементом или частью конечного продукта. Продукт, созданный в результате деятельности одного участника трудового процесса (выходящий промежуточный продукт), служит основой для деятельности другого участника (входящий промежуточный продукт). 'Зачастую именно на рубеже передачи промежуточного продукта от одного участника процесса другому возникают различного рода трения, связанные с качеством и другими параметрами передаваемого продукта. При работе в команде продукт считается переданным только тогда, когда он «начинает работать» у того члена команды, которому передан. То есть член команды, передающий продукт, являющийся результатом его работы, сопровождает его до тех пор, пока член команды, получивший этот продукт, начнет выполнять на его основе свою часть работы (трудового процесса).
Также одним из важных аспектов сотрудничества является общая ответственность, точнее, совмещение двух видов ответственности: индивидуальной (персональной, личной) ответственности и общей (командной) ответственности.
С одной стороны, каждый член команды имеет определенные права и полномочия, которые дают ему большую самостоятельность в решении вопросов, относящихся к выполняемой им части трудового процесса. При этом он несет исполнительскую ответственность за профессионально
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
полученный и своевременный результат в рамках своей части работы. Но чем дальше заходит дифференциация, тем труднее устанавливается взаимное понимание, то есть действительное общение членов команды. Кроме того, дифференциация способствует развитию конкуренции и приносит в жертву общую производительность, в то время как необходимым условием сотрудничества членов команды является кооперация, а результатом — не фрагментарное выполнение отдельных элементов трудового процесса, а выполнение процесса в целом.
Поэтому одним из принципов работы команды выступает распределение обязанностей и ответственности за достижение поставленных целей, а не жесткое закрепление выполняемых функций. Это предполагает уход от детального разделения труда путем введения командной ответственности за решение конкретных задач, но вместе с тем, не предполагает полного отказа от индивидуальной ответственности.
В результате, каждый член команды несет, с одной стороны, личную ответственность за свою часть работы, т. е. свой индивидуальный труд, а с другой стороны — ответственность за достижение общей цели, за конечный продукт, производимый командой. Это способствует возникновению «ответственной зависимости» между членами команды и усиливает возможности командной организации труда.
У руководителя, формирующего команду, есть еще один метод организации сотрудничества. Этим методом является делегирование полномочий.
Суть его заключается в передаче руководителем отдельным своим подчиненным части собственных прав, обязанностей и ответственности, касающихся выполнения тех или иных задач [22, с. 82]. Значение делегирования для сотрудничества подчеркивается многими теоретиками и практиками управления.
Авторы известного учебника «Основы менеджмента» Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. утверждают, что ожидания и обязательства, создаваемые делегированием, могут стать мощной силой для обеспечения гармонии и единства цели
[28, с. 356].
Джон С. Максвелл в своей книге «Шеф и его команда» называет делегирование самым мощным инструментом, которым может обладать лидер команды [27, с. 193].
Почему же делегирование является столь значимым для сотрудничества? Делегирование приносит следующие выгоды [9, с. 208]:
D Меньшее напряжение.
□ Лучшее развитие подчиненных.
□ Групповая работа становится более энергичной.
аБолее творческим становится подход к работе.
Мы не будем давать здесь развернутое описание правил и условий эффективного делегирования. Это будет сделано позже. В третьей главе
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
работы мы рассмотрим вопросы, связанные с делегированием более подробно.
Предложим читателю пройти тест, направленный на определение ошибок, которые допускаются или могут быть допущены при делегировании прав и обязанностей.
Тест 1. Недоразумения, связанные с делегированием [27, с. 199]
1. На каждый вопрос ответьте либо Верно (В), либо Неверно (Н).
1. Всегда делегируйте права и обязанности только тем подчиненным, кто имеет опыт выполнения подобных заданий | В | Н |
2. Человек, которому Вы делегируете права и обязанности, должен обладать по возможности всей информацией о задании | В | Н |
3. С самого начала должен существовать механизм контроля, предусмотренный полученным заданием | В | Н |
4. Контроль над методом выполнения полученного задания столь же важен, как и желаемый результат | В | Н |
5. Если в процессе выполнения полученного задания возникает необходимость принять важное решение, то это должен делать руководитель | В | Н |
6. Поручаемое задание всегда должно выглядеть трудным, даже если оно таковым не является | В | Н |
7. | Делегирование означает распределение обязанностей | В | Н | |
8. | Не предлагайте помощь, когда поручаете задание | В | Н | |
9. | Во избежание появления любимчиков процедура и система отчетности должны быть одинаковыми для всех подчиненных, которым делегируются права и обязанности | В | Н | |
10. | Если подчиненному не удается выполнить порученное задание, никогда больше не делегируйте ему свои обязанности | В | Н | |
2. Оцените свои навыки и умения по делегированию, посчитав количество баллов в соответствии с ключом к тесту.
3. Проанализируйте каждое утверждение. Особое внимание обратите на те утверждения, по которым ваши ответы не соответствуют ключу.
В совокупности два названных признака — общая цель и совместная деятельность (сотрудничество) — формируют основную отличительную характеристику команды: особая качественная модель поведения индивидов, входящих в команду.
Данная модель поведения предполагает, что:
□ выполняя индивидуальные задания, индивиды ориентируются на достижение общей цели. Каждый осознает.себя частью команды и понимает: все, что он делает или не делает, затрагивает и касается кого-то еще;
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
□ каждый член команды на равных правах участвует в планировании ее деятельности в целом, планировании своей личной работы, а также работы каждого члена команды. Иными словами, «все планируют деятельность каждого, каждый планирует деятельность всех»;
□ участники команды соразмеряют и согласовывают свои действия. Каждый из них стремится не только выполнить свою часть работы наилучшим образом, но и «подстроиться» под коллегу, т. е. создать условия для того, чтобы другой участник мог лучше выполнить свою часть работы;
□ члены команды оказывают друг другу помощь и поддержку, строят работу так, что недостатки одного участника компенсируются достоинствами другого;
п индивиды часто и откровенно общаются (в основном неформально). Они не скрывают своего мнения, не утаивают друг от друга знания и информацию и всегда готовы поделиться ими, помочь друг другу.
Результатом подобной модели поведения является так называемый синергетический эффект.
Демонстрация синергетического эффекта [27, с. 20]
На ярмарке на Среднем Западе происходило соревнование лошадей (когда лошадь тащит тяжело нагруженную повозку).
Лошадь, ставшая абсолютной победительницей, вытянула повозку с грузом 4.500 фунтов. Вторая была лошадь, вытянувшая 4.400 фунтов.
Кто-то заинтересовался, сколько они смогут вытянуть вместе.
Если сложить груз, который тянула каждая лошадь по отдельности, получится 8.900 фунтов.
Но когда лошадей запрягли вместе и они стали работать в команде, то вытянули более 12.000 фунтов.
Иначе говоря, работа в команде позволяет достигнуть результата, существенно превышающего арифметическую сумму результатов, которые участники команды могли бы достичь по отдельности. Хорошая команда всегда представляет собой нечто большее, чем просто сумма ее составляющих.
Чтобы сравнить, как действует команда и просто группа людей, давайте обратимся к примеру, описывающему поведение людей, ожидающих трамвай [27, с. 157].
Дело происходит жарким и душным летним днем. На остановке стоят люди, ожидающие транспорт. Наконец подъезжает переполненный трамвай. Все бросаются к дверям. Каждый хочет попасть внутрь.
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
Женщина с коляской изо всех сил старается протолкнуть своих четырех детей к одной из дверей, но внутри не хватает места для ее огромного семейства. К тому времени, как решает попытать счастья в другом вагоне, двери закрываются и трамвай уезжает.
Тот же трамвай подъезжает к следующей остановке, где его ждут двенадцать старшеклассников, членов баскетбольной команды, направляющихся со своим тренером на стадион. Увидев, насколько переполнен трамвай, они также готовятся к битве за места. Один из игроков кричит: «Я проверю, есть ли места в первом вагоне». Другой говорит: «Я беру на себя второй». Тем временем тренер придерживает одну из дверей, зная, что трамвай не тронется, пока не закроются все двери. Игрок из последнего вагона кричит: «Здесь есть места!» — и при этом придерживает дверь. Еще один бежит к первому вагону на поиски отправившегося туда товарища. Когда все они собираются в последнем вагоне, тренер пересчитывает их, чтобы убедиться, что никто не отстал.
Вышесказанное подводит нас к выводу о том, что команда — это не просто коллектив случай-
ных людей. Никто ведь не рассматривает как устойчивую группу уличную толпу, т. е. непреднамеренно собравшихся в некотором месте людей, занятых личными делами, по окончании которых они разойдутся и вряд ли встретятся когда-нибудь в будущем.
Основные отличия команды от простой группы сосредоточены вокруг трех основных идей [31, с. 7]:
1. Члены команды объединены общими целями, задачами и намерениями.
2. Члены команды взаимозависимы (они нуждаются друг в друге для достижения своей цели).
3. Члены команды согласны с тем, что для достижения своей цели они должны эффективно работать вместе.
В данной работе мы умышленно не определяем, какую именно команду рассматриваем. В современных организациях принято выделять четыре типа команд [15]:
1. Функциональная команда — команда, работающая в рамках функционального подразделения, все участники которой объединены задачами одного бизнес-процесса. Обычно соответствует границам подразделения. Например, торговая команда, команда сервисного центра, ремонтная команда и т. п.
2. Проектная группа — команда, собранная для решения актуальной бизнес-задачи на определенное время. Задача может являться как внутренней для организации (например разработка си-
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
стемы мотивации, организация корпоративного праздника, реинжиниринг компании и т. д.), так и внешней (переговоры, продажи для особо важного клиента, создание нового продукта, проведение акции по продвижению, работа на выставке и т. д.).
3. Управленческая команда — команда руководителей организации (преимущественно руководителей высшего звена, топ-менеджеров),-включенных в процесс выработки стратегии и принятия решений по ее реализации.
4. МЕТАкоманда — персонал всей организации, объединенный корпоративной культурой компании, разделяющий ее стратегические цели и получающий удовлетворение от своей принадлежности к компании, а также личного участия в реализации ее миссии.
Каждый из названных типов команд имеет свою специфику. Но также следует отметить, что в правилах формирования команд различного типа имеется достаточно много общего. В данной работе рассматриваются общие для формирования различных типов команд аспекты без учета их (команд) специфики.
Упражнение 1«Определение командной работы» [20, с. 370]
Условие
Представлены четыре варианта действий руководителя, дающего поручение своему секретарю.
Задание
Определите, какой из вариантов обозначает процесс формирования команды. Объясните свой ответ.
Варианты действия руководителя
1. Марина, я продиктую тебе письмо, которое сегодня необходимо отправить. «Уважаемые господа, запятая... В продолжение нашей беседы ...». Здесь подробно, в деталях разъясняется, в чем заключается задача и как ее следует выполнять. Кроме того, перед отправкой письма осуществляется контроль, все ли сделано согласно распоряжению.
2. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому-то поставщику с дальнейшей информацией о... Ты не могла бы составить конспект письма, чтобы в 15.00 мы смогли его вместе посмотреть? При такой манере руководства разъясняется, что следует сделать, предоставляется возможность сотрудникам самим выработать предложение, и при необходимости вносятся коррективы. В этом случае перед отправкой письма осуществляется контроль.
3. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо клиенту, которого я принимал утром, с дальнейшей информацией о... Ты не позаботишься об этом? Если у тебя есть вопросы, я готов выслушать. В этом случае дается распоряжение (что требуется), и лишь потом следуют разъясне-
Глава 1
Предназначение эффективной команды менеджера
ния, как его выполнить, в том случае, если сотрудник сам об этом попросит (например: «Вы сами подпишите письмо или это сделаю я?»). Осуществлять ли контроль до отправки письма, зависит от того, попросит ли об этом сотрудник.
4. Марина, необходимо сегодня же отправить письмо такому-то поставщику с дальнейшей информацией о... Ты не позаботишься об этом? Данную манеру руководства называют «делегирование»: дается распоряжение о том, что требуется, а выполнение предоставляется самому сотруднику. Контроль, как правило, имеет место уже после того, как письмо отправлено.