Глава 1. Теория и методология танцевальной терапии
Танцевально-двигательная терапия в работе с детьми младшего школьного возраста
Методические рекомендации (из опыта работы)
Автор – составитель: Банникова Ю.В., педагог – психолог, учитель ритмики, педагог дополнительно образования
МБОУ «Гимназия №19» г. Кургана
Аннотация: Данный сборник обобщает практический опыт работы педагога-психолога по танцетерапии. С помощью танцевальных упражнений можно снять эмоциональное и мышечное напряжение, развить творческое воображение, коммуникативные навыки детей младшего школьного возраста. Танцедвигательная терапия – один из методов сопровождения адаптационного периода у младших школьников.
В пособии представлен теоретический и практический материал, который может быть использован в начальной школе. Представленный материал актуален и может применяться учителями хореографии, педагогами-психологами в общеобразовательной школе, гимназиях, танцевальных кружках.
Содержание
Введение 4
Глава 1. Теория и методология танцевальной терапии 6
Глава II. Использование метода танцетерапии в работе с
детьми младшего школьного возраста 9
Глава III. Практика. 13
3.1. Мышечная радость — движение 13
3.2. Эмоциональная регуляция 16
3.3. Радость общения 18
3.4. Творческое воображение 21
Заключение 24
Список рекомендуемой литературы 25
Приложение
Введение
В настоящее время перед отечественной психологией и психопрактикой встает задача поиска новых эффективных, наиболее адекватных природе человека диагностических и психокоррекционных методов. Таким методом является танец. На сегодняшний день традиционным является использование танца как средства выражения эмоций, снятия психологического напряжения, улучшения эмоционального состояния, стимулирования творческой активности и т. д. (Гельниц Г., Шульц-Вульф Г., Пасынкова Н. Б., Роджерс Н., Руднева С.Д.).
В школе методика танцетерапии практически не используется. Однако применение этого метода решает сразу несколько задач: снятие эмоционального напряжения у детей после уроков, развитие коммуникативных навыков учащихся, особенно у детей, испытывающих проблемы в общении, снятие мышечного напряжения, развитие творческой активности.
Цель использования принципов танцетерапии - посредством танцетерапии научить детей чувствовать и понимать своё тело, выражать свое состояние или проблему.
Использование приемов танцетерапии помогает решить следующие задачи:
1. Улучшить физические данные.
2. Дать возможность лучше понять себя и других.
3. Улучшить психоэмоциональное состояние.
4. Развить коммуникативные способности.
5. Развить чувства ритма.
6. Развить и совершенствовать воображение.
7. Совершенствовать внимание, память, эмоции, нравственные представления.
8. Развить творчество.
Данный курс занятий по танцетерапии может быть использован учителями начальных классов, хореографом, педагогом-психологом.
В школе элементы танце-двигательной терапии мы предлагаем применять на уроках ритмики, динамических переменах, динамических паузах на уроке, на психологическом тренинге. Рекомендуется использовать приемы танцетерапии в период адаптации первоклассников.
Желательное наполнение групп от 10 до 15 человек.
Продолжительность занятий зависит от формы проведения занятия: от 5 минут (на динамической паузе на уроке) до 40 минут (на психологическом тренинге, занятии по ритмике). Желательная периодичность данных занятий – 1 раз в неделю.
Упражнения, используемые в танце-двигательной терапии, мы объединили в 4 блока:
1. Мышечная радость — движение
2. Эмоциональная регуляция
3. Радость общения
4. Творческое воображение
Последовательность предложенных упражнений может меняться в зависимости от цели занятия. На одном уроке можно использовать упражнения из всех четырех представленных блоков, возможно использование упражнений одного из разделов.
Глава 1. Теория и методология танцевальной терапии
Корни танце-двигательной терапии восходят к древнейшим цивилизациям. Возможно, люди начали танцевать и использовать движение как средство коммуникации задолго до возникновения языка (Langer, 1953). Тысячелетия в разных культурах существовали ритуальные танцы для лечения больных, оплакивания мертвых, празднования свадеб, побед. Подражая животным, охотники добивались воплощения в зверя, в результате чего появлялась уверенность, которая помогала успешной охоте. А воинские танцы способствовали подъему боевого духа настолько, что воины безоглядно шли в бой.
В танцах можно увидеть духовную жизнь каждого народа. Египтяне танцами изображали движение небесных светил, римляне плясали в честь богов. В Древней Руси были распространены ритуальные пляски, сочетающиеся с катанием по росе, прыганием через костры, которые были приурочены к определенным временам года. Древние греки вообще не сомневались, что человек от пляски становится лучше, совершеннее. Поэтому не случайно на земле Эллады одной из первых муз была Терпсихора - муза танцев. Танец выступает как сочетание физической, психической и эстетической деятельности. Делая экскурс в историю, мы видим, что танец был одним из способов жизни, общения, гармонизации человека.
Со временем в западных культурах танец из формы социальной коммуникации самовыражения превратился в вид искусства, целью которого была поучение и увеселение публики (Рудестам К.,1990 ). В ХIХ веке танец стал формализованным средством выражения, примером чего служит классический балет. Одной из первых, кто внес вклад в возрождение творческого танца, была известная танцовщица Айседора Дункан (ХХ век). Традиционно считается, что душевная жизнь человека самым непосредственным образом связана с телом, с движениями. Терапией, которая объединяет в себе работу с телом, движениями и эмоциями, является танце-двигательная терапия.
На ее развитие оказали влияние психоаналитическая теория (В.Райх, 1942; Г.Салливан, 1953), аналитическая психология К. Юнга (1961). Одним из главных достоинств танце-двигательной терапии является ее преемственность традициям древнейших культур, с точки зрения понимания строения и роли движения в жизни человека и целостного подхода к телесному и психическому здоровью. В литературе часто выделяется 4 основных фактора, которые способствовали развитию танце-двигательной терапии:
1) После II Мировой войны многим людям требовалась реабилитация: физическая и духовная. Танце-двигательная терапия способствовала этому. "Первой леди" в данном виде терапии считали Мэриан Чейс (Chace M.).
2) 50-е годы были открыты транквилизаторы. Танце-двигательная терапия выступила как альтернативная программа для лечения психических расстройств.
3) 60-е годы: "движение тренинга человеческих отношений", что способствовало работе с группами и разработке методов развития самосознания.
4) Исследования невербальной коммуникации, в том числе анализ коммуникативного поведения человеческого тела (Birdwhistell, 1970).
Представление о танце как коммуникации было развито танцовщицей Мери Вигман (Wigman): "Танец - это живой язык, которым говорит человек... Танец требует общения прямого, потому что его носителем и посредником является сам человек, а инструментом выражения - человеческое тело" (Рудестам К, 1990, стр.245).
В 50-е - 60-е годы тоже стали использовать танец в качестве терапевтической модальности для лечения эмоциональных расстройств. Это Труди Шуп и Мэри Уайтхаус, Франческо Боус и Лилиан Эспинак. Работали они в разных направлениях, но их общими терапевтическими целями являлись: интеграция тела, ведущая к ощущению цельности, разделение группового и индивидуального выражения чувств, выражение эмоционального материала, включающего в себя конфликты, воспоминания и фантазии через символические действия (Aronow S., McGeehan T., Stark A.).
Системы, использующие работу с телом можно рассматривать как одно из оснований для развития танце-двигательной терапии, принципы которой мы рассмотрим далее.
Основная задача танце-двигательной терапии - обретение чувствования и осознанности собственного "Я". В танце-двигательной терапии нет идеальной модели тела, которую нужно достичь. Танце-терапевт относится к телу как к эволюционирующему процессу. И еще важнейшее отличие танце-двигательной терапии от различных подходов работы с телом состоит в том, что здесь клиент сам исследует себя (принцип активности клиента), свои движения и развивается по собственному пути, а терапевт следует за ним. Данная терапия больше интересуется тем, как движение чувствуется, чем тем, как оно выглядит.
Танце-двигательная терапия выступает в двух формах: индивидуальной и групповой.
Танце-терапевт выявляет и развивает текущие эмоциональные и психологические темы, соотнося их с личной историей каждого. Одна из главных тем групповой работы является "Как быть собой, находясь в контакте с другими людьми."
Раньше танце-двигательная терапия применялась почти всегда к людям с тяжелыми нарушениями. Сегодня же - все больше ориентируется на работу со здоровыми людьми, имеющими психологические затруднения, с целью развития у них самопринятия, эффективного межличностного и группового взаимодействия, самоактуализации, интеграции частей Я. Поэтому все больший интерес приобретают именно социально-психологические аспекты танце-двигательной терапии.