Глава 1 Что такое проектирование?
ся впечатление, что имеется столько же различных процессов проектирования, сколько существует авторов, которые описывают эти процессы. Удивительно и то, что ни разу не упоминается изготовление чертежей, хотя эта операция неизбежно выполняется проектировщиками всех специальностей. Из этих цитат ясно, что в зависимости от обстоятельств характер процесса проектирования может меняться в очень широких пределах, и, как мы увидим ниже, методы, разработанные теоретиками проектирования, отличаются друг от друга не меньше, чем предложенные ими определения процесса проектирования. Явный разнобой, наблюдающийся в литературе о проектировании, может
нащупали то существенное, что позволит преодолеть недостатки традиционных методов проектирования; это существенное как раз и состоит в разнообразии, причем в разнообразии столь широком, что оно выходит за пределы опыта и знаний любого отдельно взятого раз-работчика»' любой конкретной проектной специальности и, по сути дела, любого отдельно взятого теоретика проектирования.
И все же всем приведенным выше определениям свойственна одна общая черта: они говорят не о результатах проектирования, а о его составных частях, которые, как мы уже видели, не менее, если не более, разнообразны, чем составные части рецептов в поваренной книге.
послужить нам ключом к пониманию ситуации. Возможно, что, сознательно уклонившись от ссылки на чертежи и от привычных взглядов на процесс проектирования, теоретики все вместе
Чтобы найти более надежную основу для рассуждений, попытаемся дать определение проектирования, исходя не из течения самого процесса, а из его результатов. Для этого достаточно рас-
Задачи проектировщика
смотреть конец той цепочки событий, которая начинается с пожеланий заказчика1^, включает в себя проектирование, производство, сбыт, потребление и заканчивается влиянием вновь спроектированного объекта на мир в целом. Единственное, что можно утверждать с уверенностью, — это то, что общество (мир) стало после этого иным, чем оно было до появления данного объекта. Если проект был удачным, он вызвал именно такие изменения, на которые рассчитывал заказчик. Если проект оказался неудачным (что, вообще говоря, случается чаще), его конечное влияние может быть весьма далеким от расчетов заказчика и прогнозов проектировщика, и все же он и в этом случае вызовет изменение того или иного характера. В любом случае мы можем, следовательно, заключить, что цель проектирования — положить начало изменениям в окружающей человека искусственной среде. Эту простую, но универсальную формулировку можно принять хотя бы в качестве рабочего определения того расширяющегося процесса, который когда-то протекал за чертежной доской, а сегодня включает в себя "научные исследования и опытно-конструкторские разработки", снабжение, разработку технологии, подготовку производства, сбыт, системное проектирование и многое другое. Уже при беглом взгляде на это всеобъемлющее определение видно, что оно охватывает деятельность не только конструкторов, архитекторов и других "профессиональных" проектировщиков, но также плановиков и экономистов, законодателей, администраторов, публицистов, ученых — специалистов прикладных наук, участников движений протеста, политиков, членов "групп давления" - всех тех, кто стремится осущест-
'' "Sponsor", т. е. тот, кто оплачивает работу проектировщика. Это может быть лицо или предприятие (например, фирма), дающее заказ на проектирование (соответствует русскому "заказчик"), либо же руководство того предприятия, на котором работает исполнитель. В дальнейшем мы будем пользоваться словом "заказчик" именно в этом смысле, а лица и организации, вступающие в договорные отношения с проектной организацией, будем обозначать словом "клиент". - Прим. перев.
вить изменения в форме и содержании изделий, рынков сбыта, городов, систем бытового обслуживания, общественного мнения, законов и т.п. Что же случилось с проектировщиками, затерявшимися в этой пестрой толпе? Уж не поддались ли они распространненому ныне стремлению к "научности", к специализации и кооперации и в результате не утратили ли свои специфические черты, которыми они отличались от тех, кто выполняет "нетворческую" работу? Конечно, да. Да, потому что проектирование переросло рамки таинственного умения чертить и зримо представлять себе ситуации будущего. Да, потому что не-проектировщики вынуждены теперь строить свою деятельность на промышленной основе, с широчайшим использованием систем человек — машина.
1.1.Задачи проектировщика
Как мы уже видели, цель проектировщика традиционного типа заключалась в том, чтобы разработать чертежи, которые могли бы получить одобрение клиента и дать необходимые указания изготовителю. Из нашего определения проектирования как процесса, который кладет начало изменениям в искусственной среде, следует, что должны существовать какие-то другие цели, достижимые до окончания - и даже до начала — разработки чертежей. Если объект разрабатывается для того, чтобы вызвать определенные изменения в мире, то проектировщик должен предвидеть конечный результат осуществления своего проекта и определить меры, необходимые для достижения этого результата-Проектирование оказывается все меньше направленным на сам разрабатываемый объект и в все больше — на те изменения, которые должны претерпеть производство, сбыт, потребитель и общество в целом в ходе освоения и использования нового объекта. Такой взгляд на проектирование как на длинную цепь взаимосвязанных предположений и уточнений иллюстрируется рис. 1.1. Процесс внесения изменений в искусственную среду представляется как ряд событий, который начинается с поступ-