Динамика различных видов конфликтов
Периоды и этапы динамики конфликта могут иметь различную продолжительность, значимость и интенсивность. Существуют различия в длительности конфликтов в зависимости от того, какие стороны в нем участвуют.
Выявлено, что большинство конфликтов по вертикали (более 78%) длится не более трех месяцев, причем половина из них (55,5%) имеет продолжительность до одного месяца.
Конфликты между руководителями первичного и среднего звена более длительны: в течение трех месяцев завершается 71% всех конфликтов, а до одного месяца - 49%.
В то же время только 65% конфликтов между государственными служащими разрешаются в течение полугода.
Существуют различия в динамике конфликтов в условиях повседневной жизнедеятельности и в экстремальных условиях. В экстремальных условиях конфликты развиваются в «ускоренном» темпе, более скоротечны.
В течение одной недели завершаются около 70% конфликтов, происходящих в экстремальных условиях. Более 55% таких конфликтов разрешаются в течение первых трех дней. Экстремальные условия выступают мощным катализатором процессов конфликтного взаимодействия.
Существует зависимость длительности конфликтов и их итогов, в частности, от того, кто одержал победу в конфликте «по вертикали».
Руководитель обычно добивается своих целей в скоротечных конфликтах. Чем продолжительнее конфликт, тем меньше шансов у руководителя на успешный для него результат.
Противоположным является соотношение длительности конфликта и его успешности у подчиненного. На конфликты продолжительностью до полумесяца приходится 13% конфликтов, в которых победил подчиненный. На конфликты продолжительностью до 6 месяцев приходится уже 26,6% конфликтов с победой подчиненного.
Это может быть объяснено следующим образом. Чем справедливее требования руководителя к подчиненному, тем больше у него шансов на разрешение конфликта в свою пользу, тем скоротечнее конфликт. И наоборот, чем менее начальник прав в конфликте, тем настойчивее в борьбе его оппонент - подчиненный, тем длительнее конфликт, так как руководитель, даже если он не прав, не настроен на уступку.
В длительных конфликтах уменьшается деловая и увеличивается эмоционально-личностная основа конфликта. При длительном противоборстве объект, по поводу которого начался конфликт, отходит на второй план и борьба идет по поводу претензий, оскорблений, грубости, которые были допущены в ходе конфликта. Происходит замена деловой сферы конфликта личностной.
Динамика частоты конфликтов зависит от циклических изменений характерасовместной деятельности в течение года. Частота конфликтов колеблется в зависимости от организации совместной деятельности в течение года. Наибольшее число конфликтов среди госслужащих характерно для февраля (17,8%), марта и сентября (по 12,3%). Это обусловлено возрастанием рабочей нагрузки, связанной с распределением ресурсов, исполнением бюджета, завершением массовых отпусков.
Последствия конфликтов
Функциональные последствия конфликта:
- в результате конфликта люди будут чувствовать свою причастность к решению проблемы, что уменьшает трудности в реализации решения;
- стороны будут больше расположены к сотрудничеству в будущих ситуациях;
- конфликт может уменьшить синдром покорности руководителю;
- в результате конфликта может расшириться набор альтернативных вариантов решения проблемы;
- через конфликт члены группы могут проработать возможные проблемы в исполнении еще до того, как решение начнет выполняться.
Дисфункциональные последствия конфликта:
- Неудовлетворенность, плохое состояние духа, рост текучести кадров и снижение производительности.
- Меньшая степень сотрудничества в будущем.
- Сильная преданность своей группе и больше непродуктивной конкуренции с другими группами.
- Представление о другой группе как о «враге», представление о своих целях как о положительных, а о целях другой стороны —как об отрицательных.
- Сворачивание взаимодействия и общения между конфликтующими.
- Увеличение враждебности между конфликтующими сторонами.
- Придание большего значения «победе» в конфликте, чем решению реальной проблемы.