Культурно-историческая концепция развития психики человека Л.С. Выготского.
Фундамент современной отечественной возрастной психологии составляют сформулированные Л.С. Выготским (1896-1936) принципиальные идеи и система основных понятий. В 1920- 1930-х гг. им были разработаны основы культурно- исторической теории развития психики.
Анализируя причины кризиса психологии как науки в первые десятилетия 20 века, Л.С. Выготский обнаружил, что во всех современных ему концепциях развития психики реализован подход, который он назвал «биологизаторским» или «натуралистическим» [2; 6-41.] Биологизаторская трактовка отождествляет, ставит в один ряд психологическое развитие животного и развитие ребенка. Характеризуя традиционную точку зрения на психическое развитие, Выготский выделяет три основных положения:
-изучение высших психических функций со стороны составляющих из натуральных процессов;
--сведение высших и сложных процессов к элементарным;
-игнорирование специфических особенностей и закономерностей культурного развития поведения.
Л.С. Выготский утверждал, что необходимо другое, не биологическое, понимание развития ВПФ человека. Он не просто указывал на важность социальной среды для развития ребенка, но и стремился выявить конкретный механизм этого влияния.
Л.С. Выготский выделил психические функции человека, которые формируются в специфических условиях социализациии обладают некоторыми особыми признаками. Эти функции он определил как высшие (фаза «культурного» развития), рассматривая их на уровне идеи, понятия, концепции и теории. В целом им было определено два уровня психических процессов: естественные и высшие. Если естественные функции (фаза натурального развития) даны индивиду как природному существу и реализуются в спонтанном реагировании, то высшие психические функции (ВПФ) могут быть развиты только в процессе онтогенеза при социальном взаимодействии. Гипотеза, выдвинутая Выготским, предлагала новое решение проблемы соотношения психических функций. Главное различие между ними состоит в уровне произвольности, то есть натуральные психические процессы не поддаются регуляции со стороны человека, а ВПФ люди могут сознательно управлять. При этом под ВПФ подразумеваются: произвольная память, внимание, логическое мышление и другие.
В концепции Л.С. Выготского [4; 204-213] можно выделить три составные части. Первую часть можно назвать «Человек и природа». Её основное содержание можно сформулировать в виде двух тезисов: 1)при переходе от животных к человеку произошло кардинальное изменение отношений субъекта со средой; 2)объяснение существования механизмов изменения природы со стороны человека.
Вторая часть концепции Выготского может быть названа «Человек и его собственная психика». Она содержит также два положения. Первое положение заключается в том, что овладение природой не прошло бесследно для человека, он научился овладевать собственной психикой, у него появились высшие психические функции, выражающиеся в формах произвольной деятельности. Под ВПФ Выготский понимал способность человека заставить себя запомнить некоторый материал, обратить внимание на предмет, организовать свою умственную деятельность. Второе положение заключается в том, что человек овладел своим поведением, как и природой, с помощью орудий специальных – психологических. Эти психологические орудия он назвал знаками.
Знаками Выготский называл искусственные средства, с помощью которых первобытный человек смог овладеть своим поведением, памятью и другими психическими процессами. Знаки были предметны, - узелок на память или зарубка на дереве тоже выступают как знак, как средство, с помощью которого овладевают памятью. Например, человек увидел зарубку и вспомнил, что надо делать. Столкнувшись с подобным знаком-символом, человек соединял его с необходимостью выполнить какую-то конкретную операцию. Следовательно, подобные знаки выступали в качестве дополнительных символов, содержательно связанных с трудовой операцией.
Чтобы выполнить эту трудовую операцию, человеку необходимо было вспомнить, что именно он должен сделать. Поэтому знаки-символы являлись пусковыми механизмами ВПФ, то есть выступали в качестве психологических орудий.
Третью часть концепции Выготского можно назвать «Генетические аспекты». Эта часть концепции отвечает на вопрос «Откуда берутся средства-знаки?». Выготский исходил из того, что труд создал человека. В процессе совместного труда происходило общение между его участниками с помощью специальных знаков, определяющих, что надо делать каждому изучастников трудового процесса. Вероятно, что первыми словами человека были слова-приказы (например, «возьми то», «отнеси туда»), обращенные к участникам трудового процесса. Они – то и были словесными знаками. Но позднее, в процессе деятельности человек стал обращать команды не на кого-нибудь, а на себя. В результате из внешнекомандной функции слова родилась его организующая функция. Так человек научился управлять своим поведением. Следовательно, возможность приказывать себе рождалась в процессе культурного развития человека.
Можно полагать, что сначала функции человека приказывающего и человека, исполняющего эти приказы, были разделены и весь процесс, по выражению Л.С. Выготского был интерпсихологическим, то есть межличностным. Затем эти отношения превратились в отношения с самим собой, то есть в итрапсихолологические. Процесс превращения интерпсихологических отношений в интрапсихологические Выготский назвал интериоризацией. В ее ходе происходит превращение внешних средств-знаков во внутренние.Интериоризация - фундаментальный закон развития высших психических функций в филогенезе и онтогенезе. В этом и состоит гипотеза Выготского о происхождении и природе ВПФ. Высшие психологические функции ребенка возникают первоначально как форма сотрудничества с другими людьми и лишь впоследствии путем интериоризации они становятся собственно индивидуальными функциями, или, как писал Выготский: «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва – социальном, потом – психологическом, сперва межу людьми, как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». [7; 145].Таким образом, в концепции Выготского можно выделить два фундаментальных положения. Во-первых, высшие психические функции имеют опосредованную структуру. Во-вторых, для процесса развития психики человека характерна интериоризация отношений управления и средств-знаков.
Главный вывод этой концепции: человек принципиально отличается от животного тем, что он овладел природой с помощью орудий. Это наложило отпечаток на его психику, - он научился овладевать собственными высшими психическими функциями. Для этого он также использует орудия, но орудия психологические. В качестве таких орудий выступают знаки, или знаковые средства. Они имеют культурное происхождение, причем универсальной и наиболее типичной системой знаков является речь.
В общее понятие развитие высших психических функций Выготский включает две группы явлений, в совокупности образующих процесс «развития высших форм поведения ребенка» [6; 24]:
-процессы овладения языком, письмом, счетом, рисованием как внешними средствами культурного развития и мышления,
-процессы развития специальных высших психических функций (произвольного внимания, логической памяти и т.д.).
Следовательно, высшие психические функции человека отличаются от психических функций животных по своим свойствам, строению и присхождению: они произвольны, опосредованы, социальны.
Сегодня в отечественной психологии основополагающим тезисом является утверждение о том, что происхождение сознания человека связано с его социальной средой. Социальная среда рассматривается как источник индивидуального психического развития, как «пространство» существования идеальных форм, которые присваиваются индивидом в ходе онтогенеза и становятся реальной формой его психики. Человек есть социальное существо в том смысле, что вне взаимодействия с обществом он никогда не разовьет в себе тех качеств, которые возникли в результате развития всего человечества.
Л.С. Выготский подчеркивал, что отношение к среде меняется с возрастом, а, следовательно, меняется и роль среды в развитии. Он подчеркивал, что среду надо рассматривать не абсолютно, а относительно, так как влияние среды определяется переживаниями ребенка. Л.С. Выготский сформулировал ряд законов психического развития ребенка:
1.Детское развитие имеет сложную организацию во времени: свой ритм, который не совпадает с ритмом времени, и свой темп, который меняется в разные годы жизни. Так, год жизни в младенчестве не равен году жизни в отрочестве.
2.Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений, ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.
3.Закон неравномерности детского развития: каждая сторона в психике ребенка имеет свой оптимальный период развития. С этим законом связана гипотеза Л. С. Выготского о системном и смысловом строении сознания.
4.Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции ребенка формируются прижизненно, в результате общения со взрослым. Орудием общения Выготский считал речевой знак как феномен культуры. Усвоение способа использования специальных орудий – средств, выработанных в ходе развития человеческого общества, - т.е. обучение (а не созревание), определяет ход и направление психического развития.
Одним из доказательств влияния обучения на психическое развитие ребенка служит гипотеза Л.С. Выготского о системном и смысловом строении сознания и его развития в онтогенезе. Он считал, что человеческое сознание - не сумма отдельных процессов, а система, структура их. Ни одна функция не развивается изолированно. Развитие каждой функции зависит от того, в какую структуру она входит, и какое место в ней занимает. Так, в раннем возрасте в центре сознания находится восприятие, в дошкольном возрасте - память, в школьном - мышление. Все остальные психические процессы развиваются в каждом возрасте под влиянием доминирующей в сознании функции [6; 362-367]. По мнению Л. С. Выготского, процесс психического развития состоит в перестройке системной структуры сознания, которая обусловлена изменением его смысловой структуры, то есть уровнем развития обобщений. Вход в сознание возможен только через речь и переход от одной структуры сознания к другой осуществляется благодаря развитию значения слова.
Итак, специфически человеческий путь онтогенеза состоит в усвоении общественно-исторического опыта в процессе обучения и воспитания – общественно выработанных способов передачи человеческого опыта. Эти способы обеспечивают полноценное развитие психики ребенка.