Составитель доцент А.Г. Комаров
Составитель доцент А.Г. Комаров
Вариант первый
1. Какие виды внешней среды вы знаете?
А) Смешанного воздействия;
Б) Прямого воздействия;
В) Косвенного воздействия;
Г) Технического воздействия;
Д) Биологического воздействия.
2. Назовите пути проникновения на международный рынок:
А) Лицензирование, совместные предприятия;
Б) Импортирование;
В) Косвенные капиталовложения;
Г) Закупка товара у местных производителей;
Д) Контрабандным, перейдя нелегально границу.
3. Что такое организация?
А) Люди, решающие различные задачи;
Б) Группа людей с общей целью;
В) Результат деятельности предприятия;
Г) Структура управления;
Д) План производства.
4. Что такое цель?
А) Приказ руководителя;
Б) Характер;
В) Технология;
Г) Конечный результат;
Д) Метод взаимодействия.
5. Что такое задача?
А) Проблема, с которой надо справиться;
Б) Конечный результат, к которому стремится группа;
В) Предписанная работа, которая должна быть выполнена в определенные сроки;
Г) Контроль над качеством;
Д) Программа организации производства.
6. Что такое стратегия?
А) Работа с компьютерами и изобретениями на производстве;
Б) Организация автоматической системы управления;
В) Детальный всесторонний комплексный план;
Г) Сочетание знаний, навыков, оборудования и инфраструктуры, необходимых для осуществления желаемых преобразований в деятельность;
Д) Исследования прошлого организации.
7. Что такое стратегическое планирование?
А) Материальные блага, к которым стремится человек;
Б) Отношение человека к благам, получаемым от общества;
В) Убеждения, отношения и мнения по поводу какой-либо деятельности;
Г) Набор действий и решений, предпринятых руководством;
Д) Оценка своих личных потребностей.
8. Задачей стратегического планирования является:
А) Стремление быть во главе группы лиц;
Б) Влиять на поведение людей;
В) Обеспечение нововведения и изменения в организации в достаточной степени;
Г) Уклонение от изменений в структуре организации;
Д) Организовать работу, основываясь на сложившихся традициях.
9. Что такое роль организации?
А) Задача фирмы с точки зрения ее основных услуг или изделий;
Б) Технология производства;
В) Политическая и социальная среда;
Г) Законы, отношения с населением, международное окружение;
Д) Деловое общение.
10. Какой временной отрезок имеет краткосрочная цель?
А) Более 2 лет;
Б) 5 лет;
В) От 5 до 10 лет;
Г) От 1 до 14 месяцев;
Д) В пределах года.
11. В чем заключается принцип системности и комплексности?
А) Соблюдение соответствия между правами и ресурсами;
Б) Процесс и его составляющие должны строго повторяться;
В) Равная относительная производительность;
Г) Планомерное и последовательное осуществление каждого организационного мероприятия;
Д) Одновременность выполнения отдельных частей процесса.
12. В настоящее время происходит освоение все новых технологий. И поэтому организация поменяла структуру своей продукции. Какой из принципов эффективной организации Вы бы ей посоветовали?
А) Ритмичности;
Б) Системности и комплектности;
В) Надежности;
Г) Экономичности;
Д) Пропорциональности и соотносительности.
13. Что понимается под структурным аппаратом управления?
А) Его административно обособленная часть;
Б) Обслуживаемый процесс;
В) Информационные отделы организации;
Г) Количество подразделений;
Д) Обмен информацией между людьми.
14. Как построена штабная организационная структура?
А) Состоит из подразделений, выполняющих определенные функции на всех уровнях управления;
Б) Состоит из спец. подразделений при линейных руководителях, которые не обладают правами принятия решения;
В) Состоит из взаимоподчиненных органов в виде иерархической лестницы;
Г) Менеджеры в этой структуре ответственны за реализацию программы, достижение цели и подчинение всех исполнителей, независимо от места их работы;
Д) Во главе организации стоит президент, а все остальные подразделения находятся в непосредственном его подчинении.
15. В чем суть метода аналогии?
А) В выработке технической информации;
Б) В достаточном количестве средств связи;
В) В выработке математических, графических и машинных описаний;
Г) B выработке на основе анализа передового опыта типовых структур управления для предприятия;
Д) В выработке системы целей организации.
16. Какое оптимальное количество человек должно находиться в подчинении у одного человека?
А) Сколько угодно;
Б) От 1 до 3;
В) От 3 до 7;
Г) От 10 до 20;
Д) От 20 до 50.
17. Назовите признаки оптимальной структуры организации.
А) Большое число уровней руководства;
Б) Высокие затраты;
В) Быстрая реакция на изменения;
Г) Низкая производительность;
Д) Наличие больших подразделений.
18. Объясните смысл мотивации.
А) Процесс побуждения к деятельности;
Б) Способность к деятельности;
В) Средство достижения цели;
Г) Приказ руководителя;
Д) Способ уклонения от работы.
19. Какие потребности являются высшими?
А) Физиологические;
Б) Социальные;
В) Самовыражения;
Г) Духовные;
Д) Защищенность.
20. Что является мотивом к действию?
А) Побуждение;
Б) Потребности;
В) Способности;
Г) Самооценка;
Д) Признательность.
21. В чем отличие теории мотивации по Маслоу от теории Мак-Клеланда?
А) Рассматриваются другие виды потребностей;
Б) Изменением смысла мотивации;
В) Изменением подхода к трактовке мотивации;
Г) Разделением потребностей на прямые и косвенные;
Д) Делался упор только на первичные потребности.
22. На чем базируется теория справедливости?
А) На отношении к потребностям;
Б) На определении соотношения полученного вознаграждения с затратами;
В) На отношении к внешней среде;
Г) Наличие активной потребности не является единственным условием мотивации;
Д) На взаимопонимании руководителя и подчиненного.
23. Руководитель предложил работнику перейти на новое место работы (более престижное и содержательное). Какую потребность работника в данном случае удовлетворял руководитель?
А) Уважение;
Б) Духовная;
В) Самовыражение;
Г) Социальная;
Д) Физиологическая.
24. Что такое потребность?
А) Делегирование полномочий;
Б) Психологическое или физиологическое ощущение недостатка чего-либо;
В) Нравственное или духовное общение;
Г) Приобретение опыта;
Д) Хорошее настроение.
25. Что должны делать менеджеры для удовлетворения потребностей у рабочих?
А) Выбирать наилучшие решения по конкретным установленным заранее критериям;
Б) Создавать ситуации, которые бы позволили людям через достижение целей организации удовлетворять свои потребности;
В) Усиливать руководящие принципы;
Г) Создавать условия для приятного общения;
Д) Не обращать внимания на работу подчиненных.
26. К какому признаку потребности относится следующая характеристика? Индивидуальный, групповой, общественный.
А) Комплектность;
Б) Историческое место;
В) Частота удовлетворения;
Г) Отношение;
Д) Способ удовлетворения.
27. Чего добивается руководитель, поощряя дополнительное образование?
А) Сплоченности организации;
Б) Стабильности рабочей силы;
В)Приобщения работника к делам объединения;
Г) Предпочтение интересов группы перед личными;
Д) Самоуважения.
28. Что Вы понимаете под «принятием решения»?
А) Выполнение производственной деятельности;
Б) Выбор альтернативы из нескольких решений;
В) Вид деятельности, не относящейся к менеджеру;
Г) Проведение исследований;
Д) Удовлетворение потребности.
29. Какие факторы оказывают влияние на качество решения?
А) Сложившаяся ситуация в обществе;
Б) Структура организации;
В) Применение к системе менеджмента научных подходов и принципов;
Г) Применение к системе менеджмента методов стимулирования;
Д) Не достигнутые цели.
30. Решение основано на методах экономического анализа, обоснования и оптимизации. Какое это решение?
А) Уравновешенное;
Б) Импульсивное;
В) Рискованное;
Г) Осторожное;
Д) Рациональное.
Тестовое задание по дисциплине «УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ»
Составитель доцент А.Г. Комаров
Вариант второй
1. Что должно учитывать любое решение?
А) Возможность компромисса;
Б) Риск;
В) Культуру и обычаи среды;
Г) Мотивацию;
Д) Потребности.
2. В чем суть поведенческого ограничения?
А) Руководитель всегда прав;
Б) Руководитель принимает решения, основываясь только на сложившейся ситуации;
В) Руководитель принимает уравновешенные решения;
Г) Руководитель принимает рациональные решения;
Д) Руководитель отказывается принимать решения.
3. Что такое модель?
А) Представление системы или идеи в форме, отличной от реального образца;
Б) Точная копия изделия;
В)Представление системы или идеи в форме, схожей с реальным образцом;
Г) Прогноз и анализ;
Д) Наблюдение.
4. Из каких этапов состоит научный метод?
А) Наблюдение, формулирование гипотезы, верификация;
Б) Наблюдение, решение задачи;
В) Установка зависимости между проблемой и ее моделью, верификация;
Г) Моделирование, установление хороших взаимоотношений;
Д) Установка зависимости между компонентами проблем по данным наблюдениям, моделирование.
5. Чем характеризуется организация как система управления?
А) Наличием основных средств производства;
Б) Целесообразным поведением людей;
В) Наличием основных и оборотных фондов;
Г) Эффективной структурой управления.
6. В какой социокультурной среде проявляется организационное поведение?
А) социокультурной среде фирмы;
Б) социокультурной среде государственного учреждения;
В) внешней среде организации;
Г) внутренней среде организации.
7. Каким может стать поведение, если образ организации и «Я - образ» не совмещаются в его сознании по отношению к ней?
А) трудоадаптивным;
Б) приспособленческим;
В) нейтральным;
Г) конфликтным.
8. Что понимается под социокультурным окружением?
А) социальные нормы;
Б) ценностные ориентации;
В) этические взгляды;
Г) социальные ожидания и оценки;
Д) образы поведения;
Е) уровни бытовой воспитанности;
Ж) социально-психологический фон деловых отношений;
З) творческая атмосфера;
И) компетентность работников в решении проблем;
К) индивидуальные стили руководства.
9. Назовите сегменты организационного поведения при совмещении четырех стереотипов в сознании и поведении персонала:
А) Ригористический;
Б) Официальный;
В) Полуофициальный;
Г) Автономный;
Д) Мобилизационный;
Е) Прессинговый.
10. Что предполагает конфиденциальное поведение организации?
А) Соблюдение определенной дистанции между работниками;
Б) Точное следование сложившимся в фирме нормам безопасности;
В) Уважение мнения собеседника;
Г) Проверка сотрудников на надежность;
Д) Профессиональное соответствие сотрудников занимаемой должности;
Е) Контакт руководителя с профсоюзной организацией;
Ж) Ограничение в образе жизни сотрудников.
11. В каких показателях проявляется автономное поведение работников?
А) Метод применения;
Б) Временный темп;
В) Временный ритм;
Г) Критерии оценки работы.
12. Назовите различные модели компенсации трудовых усилий работника:
А) По форме оплаты труда;
Б) По прецеденту;
В) По объему работы;
Г) По коэффициенту полезности;
Д) По «закрытости» информации;
Е) По конченому результату;
Ж) По особому интересу;
З) По двойной квалификации.
13. Какие требования предъявляются к системам материального стимулирования? Они должны быть:
А) Простыми и понятными каждому работнику;
Б) Гибкими, дающими возможность сразу же поощрять каждый положительный результат работы;
В) Обоснованными по размерам и по времени выплат;
Г) Правильными с точки зрения их восприятия работниками;
Д) Аккордными при выполнении срочных работ;
Е) Повышающими индивидуальную и групповую заинтересованность;
Ж) Увязанные с частными и общими результатами работы.
14. Через что могут быть реализованы коммуникативные акты в поведении руководителя?
А) В результате публикации в печати, вступлений по радио и телевидению;
Б) Через устные и письменные формы общения;
В) Непосредственно в живом общении;
Г) Опосредованно (телефон, факс, селектор, пейджер, локальные компьютерные сети);
Д) Через глубокий анализ технико-экономических показателей фирмы;
Е) В официальных или неофициальных способах контакта.
15. Чем определяется характер коммуникаций?
А) Выбором формы обращения;
Б) Правильным подбором кадров;
В) Выбором средства сообщения;
Г) Выбором способа контакта.
16. Назовите основные коммуникативные типы руководителей по их ориентации на общение с подчиненными:
А) Руководитель ориентирован в большей степени на общение с подчиненными;
Б) Руководитель ориентирован на общение с подчиненными в большей степени через вышестоящее руководство;
В) Руководитель ориентирован на общение с подчиненными, но не особенно стремится учитывать «восходящую» информацию;
Г) Руководитель ориентирован на общение с подчиненными в большей степени через руководителей, равных ему по служебному положению;
Д) Руководитель ориентирован на общение с подчиненными лишь в рамках понимания целесообразности такого общения;
Е) Руководитель совсем не ориентирован на общение с подчиненными.
17. Как возникают смысловые барьеры, гарантирующие коммуникативное поведение?
А) Стихийно;
Б) Как сомнение в чем-либо;
В) Обесценивание (идеи);
Г) Непонимание (сообщения);
Д) Неодобрение (поступков, решений);
Е) Несогласие (с аргументацией);
Ж) Недоверие (знаниям, опыту);
З) Целенаправленно.
18. Как возникают эмоциональные барьеры, гарантирующие коммуникативное поведение?
А) Равнодушие и неуверенность;
Б) Недоумение;
В) Растерянность и обида;
Г) Недовольство и раздражение;
Д) Согласованность всех звеньев организации;
Е) Возмущение и негодование.
19. Назовите известные типы управленческих ориентаций руководителя:
А) Служебная ориентация;
Б) Межличностная ориентация;
В) Демократическая ориентация;
Г) Бюрократическая ориентация;
Д) Технократическая ориентация;
Е) Автократическая ориентация;
Ж) Инноваторская ориентация;
З) Гуманизаторская ориентация;
И) Групповая ориентация.
20. Что собою представляет организационное поведение?
А) Поведение работников, вовлеченных в определенные управленческие процессы;
Б) Поведение работников, имеющие свои циклы, ритмы, темпы, структуру отношений;
В) Поведение работников, имеющие организационные рамки и требования к работникам;
Г) Организаторская работа по отношению к внешней среде.
21. В чем проявляется бюрократизм на практике?
А) Принятие решений только на основе имеющихся законодательных актов и инструкций;
Б) В разбухании принятия управленческого аппарата;
В) Усложнение принятия управленческих решений;
Г) Обязательное проведение совещаний;
Д) Откладывание окончательных управленческих решений;
Е) Обязательной ответственности за срыв в работе;
Ж) Замедление реакции на требования рынка;
З) Расширение товарных запасов.
22. Какие доминируют в сознании руководителя ориентации, помогающие ему осознать «поле» ресурсного управленческого цикла?
А) Автократические;
Б) Технократические;
В) Демократизаторские;
Г) Гуманизаторские;
Д) Инноваторские;
Е) Бюрократические.
23. В чем проявляется синдром «неповоротливого бегемота» в коммерческой фирме?
А) Психологическая разбалансировка трех базовых ролей главы фирмы: владелец, предприниматель, руководитель;
Б) Профессиональная неподготовленность руководителя;
В) Низкий уровень организации управления коллективом;
Г) Громоздкая структура управления фирмой.
24. Почему вступают в противоречие роли владельца, предпринимателя и руководителя?
А) Эти роли имеют различный уровень профессиональной подготовки;
Б) Эти роли сильно противоречат друг другу в его управленческом сознании;
В) Задают взаимоисключающие модели поведения с разной мотивацией;
Г) Преодоление противоречий происходит, как правило, за счет ущемления какой-то одной модели.
25. Назовите уровни взаимосвязанности работ в функциональных подразделениях:
А) Параллельно-индивидуальная;
Б) Совместно-индивидуальная;
В) Кооперативно-индивидуальная;
Г) Совместно-взаимодействующая.
26. Назовите типы лидера
А) Организатор;
Б) Специалист;
В) Реформатор;
Г) Интеллектуал;
Д) Инноватор.
27. Назовите основные факторы, определяющие развитие моделей группового поведения:
А) Профессиональная сработанность группы;
Б) Морально-психологическая сплоченность;
В) Профессиональная согласованность и межличностная совместимость;
Г) Уровень общеобразовательной подготовки;
Д) Взаимосогласованность действий.
28. Назовите переменные факторы успешной трудовой деятельности профессиональной группы:
А) Высокий уровень образования группы;
Б) Групповой уровень притязаний;
В) Требования к конечному результату;
Г) Открытость оценок работы группы со стороны руководителя;
Д) Взаимодействие с другими профессиональными группами;
Е) Половозрастной состав;
Ж) Внутригрупповые межличностные коммуникации;
З) Лидерские позиции;
И) Постоянство профессиональной группы;
К) Групповая норма производительности.
29. Назовите негативные явления, к которым может привести раздробленность фирмы на маленькие профессиональные группы:
А) Затрудняет комплексное решение проблем;
Б) Мешает профессиональные группы свободы маневра кадровыми ресурсами в экстремальных ситуациях;
В) Происходит снижение управленческого потенциала руководителя;
Г) Возрастает текучесть кадров;
Д) Снижается заработная плата.
30. Назовите причины разбалансировки координационного поведения руководителей:
А) Индивидуалистическая культура;
Б) Плохая организация информационными потоками;
В) Хаотичность информационного обмена между подразделениями;
Г) Разные статусы руководителей;
Д) Разная управленческая подготовка руководителей;
Е) Стрессовые состояния руководителей;
Ж) Сложность фирменной структуры.