Организация групповой интерактивной работы
Обсуждение вопросов по теме:
– индивидуальный эксперимент, группа индивидуальных экспериментов. Специфика методического приема «анализ единичного случая»;
– обследование групп (работа с выборками), групповое проведение опытов и межгрупповые схемы экспериментов;
– представление об эксперименте как активном методе исследования (в противовес «пассивно-наблюдающим»). Представление об экспериментальном воздействии и типах переменных;
– функциональный контроль независимой переменной как условие планирования и проведения психологического эксперимента;
– «активные» методы в другом значении термина (организация психологических воздействий, дискуссия, тренинг, деловые игры).
Самостоятельная внеаудиторная работа по теме
№ п/п | Вид самостоятельной работы | Форма самостоятельной работы | Срок сдачи | Форма отчетности |
Индивидуальная | Изучение литературных источников | Текущая лекция, семинар (или во время индивидуальных консультаций в установленное деканатом время) | Конспекты | |
Групповая | Разработка методологической основы и планирование этапов исследования по предложенной или самостоятельно выбранной теме | Часы индивидуальных консультаций или на текущем занятии | План исследования и его методологическая основа | |
Общая (единое задание для каждого студента группы) | Подготовка реферата, презентации | Текущее занятие | Реферат, электронная презентация |
Вопросы и задания для самостоятельного изучения
1. Изучение требований оформления научных работ (курсовых, ВКР, научных статей).
2. Проанализировать результаты психологических исследований (курсовые и дипломные работы, статьи в научных журналах).
3. Написание рефератов (на выбор студентам предложен список рефератов).
Формы текущего контроля:
Устный опрос
Тестирование
Эссе
Материалы для текущего контроля:
Вопросы для устного опроса
1. Назовите структурные компоненты методологии научного исследования.
2. Перечислите виды психологического исследования, приведите примеры тем по каждой цели.
3. Назовите и приведите примеры видов научных гипотез.
4. Дайте характеристику объекта и предмета научного исследования, приведите примеры.
1. Упорядочить этапы психологического исследования:
а) обработка результатов экспериментального исследования;
б) проведение исследования;
в) планирование и организация исследования;
г) интерпретация полученных данных.
2. Определите очередность представления методологических единиц научного исследования:
а) гипотеза исследования;
б) цель исследования;
в) объект и предмет исследования;
г) задачи исследования.
3. Гипотеза исследования – это…
а) научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически;
б) образ будущего результата, к которому должно привести исследование;
в) способ формулировки нового знания в виде законов, закономерностей, признаков;
г) достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания.
4. Цель исследования - это …
а) научное предположение о взаимосвязи некоторых переменных, проверяемое эмпирически;
б) образ будущего результата, к которому должно привести исследование;
в) способ формулировки нового знания в виде законов, закономерностей, признаков;
г) достоверно доказанное эмпирическое знание, зафиксированное в форме научного высказывания.
5. Каков смысл тезиса о том, что научному мышлению свойственна объективность?
а) истинные ученые никогда не позволяют априорным предпосылкам влиять на результат работы;
б) измерения проводятся с помощью техники, поэтому воздействие на человека полностью устраняется;
в) наблюдения могут быть подтверждены двумя или более наблюдателями;
г) ответы на все вопросы делаются на основе полученных данных.
6. Все перечисленные ниже высказывания являются характеристиками псевдонауки, кроме следующих:
а) любые факты «объясняются» с помощью определенной теории;
б) относительно простые явления получают очень сложное объяснение;
в) псевдонаука выдается за нормальную научную работу;
г) концепция опирается на единичные свидетельства.
7. К чему, по мнению Т. Куна, приведет нежелание ученого отказаться от излюбленной теории?
а) все обнаружат нечестность исследователя;
б) теория не будет забыта научным сообществом до тех пор, пока не завершится ее тщательная проверка;
в) другие исследователи заподозрят неладное и теория будет отброшена без основательной проверки;
г) настойчивость ученого убедит остальных в истинности его взглядов.
8. Первые собственно психологические опыты проводил:
а) Аверроэс;
б) Авиценна;
в) Альхазен;
г) Алкмеон.
9. Основателем эмпиризма, точнее индуктивно-эмпирического подхода к исследованию природы, является:
а) Бенедикт Спиноза;
б) Готфрид Лейбниц;
в) Джон Локк;
г) Френсис Бэкон.
10. Кто в ХVIII веке ввел термин «эмпирическая психология»?
а) Христиан Вольф;
б) Давид Гартли;
в) Иоганнес Мюллер;
г) Поль Флуранс.
11. Выделение экспериментальной психологии в самостоятельную науку произошло:
а) в 40-50-х годах XIX века во Франции;
б) в 50-60-х годах XIX века в Англии;
в) в 60-70-х годах XIX века в Германии;
г) в 70-80-х годах XIX века в Италии.
12. основателем научной экспериментальной психологии считается:
а) Иммануил Кант;
б) Вильгельм Вундт;
в) Фридрих Гербарт;
г) Френсис Гальтон.
13.Кто опроверг миф о невозможности экспериментального исследования высших психических функций?
а) Герман Эббингауз;
б) Чарльз Дарвин;
в) Герман фон Гельмгольц;
г) Густав Теодор Фехнер.
14. Кому мы обязаны появлением традиции преподавания экспериментальной психологии в российских университетах?
а) Ивану Михайловичу Сеченову;
б) Георгию Ивановичу Челпанову;
в) Владимиру Михайловичу Бехтереву;
г) Ивану Петровичу Павлову.
15. Кому принадлежит мысль о том, что самой по себе экспериментальной психологии быть не может, поскольку эксперимент – это просто один из методов исследования?
а) Александру Федоровичу Лазурскому;
б) Борису Герасимовичу Ананьеву;
г) Владимиру Николаевичу Дружинину;
д) Виктору Викторовичу Никандрову.
16. Кому принадлежит мысль о том, что, несмотря на то, что в отечественной психологии закрепился термин «экспериментальная психология», более адекватным является термин «эмпирическая психология»?
а) Александру Федоровичу Лазурскому;
б) Борису Герасимовичу Ананьеву;
в) В.В. Константинову;
г) Леониду Яковлевичу Дорфману.
17. В узком смысле под экспериментом понимается:
а) любой метод психологического исследования, любой эмпирический метод;
б) активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий, в которых выявляется тот или иной психологический факт;
в) метод психологического исследования, сочетающий наблюдение и беседу;
г) средство получения достоверных фактов и сведений, используемых для построения научных теорий.
Темы эссе
1. В чем состоят недостатки упорства, опоры на авторитет и метода априори как способов познания?
2. Объясните, почему необходимо изучать методы исследований, прежде чем заниматься социальной психологией, когнитивной психологией или патопсихологией (или другими направлениями в психологии)?
3. Психологи-исследователи при работе обычно опираются на теорию статистического детерминизма. Объясните, что это означает?
4. На примере техники интроспекции покажите, как психологи-исследователи понимают термин «объективность»?
5. Что такое эмпирический вопрос? Приведите примеры эмпирического вопроса, которые бы были интересны людям, изучающим проблемы отношения религии к физическому здоровью.
6. Псевдонауку критикуют за опору на единичные свидетельства. Что такое единичные свидетельства и почему это вызывает критику?
7. Какие условия должны выполняться, чтобы психологи-исследователи убедились в том, что открыта причина некоторого явления?