Управление мотивацией сотрудников различных мотивационных типов личности
Балашов Ю.К., Коваль А.Г. «Методики построения мотивационного профиля персонала и разработки положения о стимулировании персонала», Кадры предприятия, 2002, №7, стр. 49-35.
Два класса мотивации:
-избегательная: человек стремиться избежать нежелательных для себя последствий поведения
-достижительная: человек ведет себя так, чтобы достичь определенных рубежей, к которым он стремиться.
Влияние на стимулирование при различном типе и степени мотивации:
1) Возможное разрушение организации при неадекватности стимулирования (не квалифицированный, не мотивированный, если провести аналогию с наймом; не заинтересован ни он в организации, ни организация в нем)
2) Точка на оси задает степень выраженности в зависимости от системы стимулирования поведение описывается точкой этого отрезка при заданной степени.
Вывод: каждый человек представляет собой сочетание всех или некоторых мотивационных типов в определенной пропорции, т.е каждый человек описывается мотивационным профилем, показывающим, в какой степени в нем присутствует каждый мотивационный тип.
Человек, как сочетание чистых мотивационных типов:
20 % - люмпенизированный (избегательный) – низкая квалификация, не стремиться её повысить и противодействовать этому. Низкая активность и выступление против активности других. Низкая ответственность, стремление переложить её на других. Стремление к минимизации усилий. Все равно, какую работу выполнять, нет предпочтений. Согласен на низкую оплату, при условии, что другие получают столько же.
30% - инструментальный (достижительный) - интересует цена труда, а не его содержание. Труд – инструмент для удовлетворения других потребностей. Важна обоснованность цены, не желает «подачек». Важна способность обеспечить свою жизнь самостоятельно.
15% - профессиональный (достижительный) – интересует содержание работы, не согласен на неинтересное для него, сколько бы этого не платили. Интересуют трудные задания, возможность самовыражения. Считает важной свободу в оперативных действиях. Важно профессиональное признание как лучшего в профессии.
10% - патриотический (достижительный) - необходима идея, которую будет двигать. Важно общественное признание, участие в успехе. Главная награда – всеобщее признание незаменимости в фирме.
25% - хозяйский (достижительный) – добровольно принимает на себя ответственность, характеризуется обостренным требованием свободы действий. Не терпит контроля.
Данные авторы выделяют 7 различных форм стимулов:
1) Негативные: наказание, угроза потери работы, неудовольствие со стороны руководителя и коллег.
2) Денежные: зп, включая все виды надбавок
3) Натуральные: покупка или аренда жилья, предоставление авто
4) Моральные: грамоты, почетные знаки, представления к наградам, доска почета
5) Патернализм: дополнительное социальное и медицинское страхование, создание условий для отдыха
6) Организационные: условия работы, её содержание и организация
7) Привлечение к совладению и участию в управлении
Есть 3 вида реакции на любой стимул, в зависимости от его мотивационного профиля:
1. Положительная: человек изменит свое поведение так, как это задумывалось
2. Нейтральная: нет никакого результата
3. Усиливается нежелательное поведение
Существует непосредственная связь между чистыми мотивационными типами и приемлемыми для них формами стимулирования
Табл. Соответствие мотивационных типов и форм стимулирования
Формы стимулирования | Мотивационные типы | ||||
Инструментальный | Профессиональный | Патриотический | Хозяйский | Люмпенизированный | |
Негативные | Н | З | П | З | Б |
Денежные | Б | П | Н | П | Н |
Натуральные | П | Н | П | Н | Б |
Моральные | З | П | Б | Н | Н |
Патернализм | З | З | П | З | Б |
Организационные | Н | Б | Н | П | З |
Привлечение к совладению и участию в управлении | Н | П | П | Б | З |
Примечание:
Б – базовая – наибольшая ориентированность данной формы стимулирования на человека с данным типом мотивации
П – применима – данная форма стимулирования может быть использована
Н – нейтральная – её применение не окажет никакого воздействия на человека и он будет продолжать действовать как прежде
З – запрещена – применение данной формы приведет к прямо противоположному эффекту.