Глава 1. история управленческой и организационной мысли 5 страница
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ ├───┤ 2.1 │
│ │ └──────────────────────────────┘
│ │ ┌──────────────────────────────┐
│ └───┤ 2.2 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌────────────────────────────────┐
└────┤ Современное │
└────────────────┬───────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
├───┤ 3.1 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
├───┤ 3.2 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
├───┤ 3.3 │
│ └──────────────────────────────┘
│ ┌──────────────────────────────┐
└───┤ 3.4 │
└──────────────────────────────┘
Задание 2. Школа научного менеджмента
1. Дайте характеристику школе научного менеджмента: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Как школа научного менеджмента связана с именем Генри Форда? В чем состоял его вклад в развитие идей школы? Как вы думаете, за что подвергались критике условия труда на заводах Г. Форда?
Задание 3. Административная школа
1. Дайте характеристику административной школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Как вы понимаете принципы управления по А. Файолю? Составьте таблицу (см. образец ниже), придумайте и запишите краткие примеры реализации каждого принципа.
N п/п | Принципы | Собственные объяснения и примеры |
Разделение труда | ||
Власть | ||
Дисциплина | ||
Единство распорядительства (командования) | ||
Единство руководства | ||
Подчинение частных интересов общему | ||
Вознаграждение | ||
Централизация | ||
Иерархия | ||
Порядок | ||
Справедливость | ||
Постоянство состава персонала | ||
Инициатива | ||
Единение персонала |
Задание 4. Бюрократическая школа
1. Дайте характеристику бюрократической школе: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Почему понятие "бюрократия" в наши дни часто употребляется в негативном значении? Дайте свою оценку этому понятию с учетом изученного материала.
Задание 5. Школа человеческих отношений
1. Дайте характеристику школе человеческих отношений: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Что такое хоторнский эффект (Hawthorne effect)? Придумайте и опишите пример проявления такого эффекта в деятельности какой-либо организации (или одного ее подразделения).
Задание 6. Школа наук о поведении
1. Дайте характеристику школе наук о поведении: годы развития, авторы и последователи, основные идеи, практическое значение для современного менеджмента.
2. Вспомните основные положения теорий X и Y, предложенных американским ученым Дугласом Мак-Грегором. Какие идеи кажутся вам более правильными и соответствующими современным условиям? Какие положения и выводы вы будете использовать в своей работе менеджером? Почему?
Задание 7. Школа количественных методов
Прочитайте кейс:
Развитие компании "Инфо-Инвест"
Компания "Инфо-Инвест" работает на рынке информационных технологий около десяти лет, оказывая услуги по разработке и установке корпоративных информационных сетей и систем информационной безопасности.
В момент образования компании в 2001 г. численность ее сотрудников, включая основателя, занимавшего тогда пост генерального директора, составляла всего девять человек. В 2002 г. в компании работали уже 32 сотрудника. В 2005-м численность персонала увеличилась до 56 человек. В этом же году у компании насчитывалось всего пять постоянных клиентов, но уже к началу 2007 г. количество заказчиков, заключивших договоры с "Инфо-Инвест" на условиях длительного обслуживания сетей, достигло двадцати двух. При этом чистая прибыль компании по сравнению с 2005 г. выросла почти в 3 раза.
В 2011 г. численность персонала составляет более 120 человек. Прибыль превышает 150 млн руб. в год, что на 90 млн руб. больше, чем в 2007 г. В 2009 г. компания заключила два договора о стратегическом партнерстве: с банком "Регион-Развитие" и компанией Oracle. По прогнозам в 2012 г. прибыль должна вырасти в 1,5 раза за счет заключения договоров еще с пятью постоянными клиентами.
Учредители "Инфо-Инвест" полагают, что успех компании обусловлен тем, что с 2005 по 2006 г. удалось создать команду эффективных менеджеров, владеющих современными технологиями управления.
Задания:
1. Письменно ответьте на вопросы:
а) чем занимается компания "Инфо-Инвест"?
б) по каким характеристикам можно судить о развитии компании?
2. Составьте таблицу (см. образец ниже) и сгруппируйте количественные характеристики, используемые в кейсе, по их содержанию.
Название характеристики | Единица измерения |
1. | |
2. | |
3. | |
4. |
3. Постройте два-три графика, иллюстрирующих динамику развития компании "Инфо-Инвест".
Задание 8. Ситуационный подход
Вспомните какой-либо эпизод из понравившейся вам книги, фильма или мультфильма. Кратко опишите его. Запишите происходящие в эпизоде события, которые можно было бы назвать признаками или симптомами складывающейся ситуации. Можно ли по этим признакам правильно понять ситуацию? Что необходимо для более точной идентификации ситуации?
Задание 9. Процессный подход
Поставьте перед собой цель успешно сдать экзамен по какой-либо дисциплине. Представьте управление достижением этой цели в виде процесса, состоящего из четырех взаимосвязанных этапов. Запишите в диаграмме названия этих этапов (см. образец ниже). Запишите также, какие коммуникации (общение, информация и т.п.) потребуются вам для этого.
┌─┐ ┌─┐ ┌─┐ ┌─┐
│1├─────────────\ │2├─────────────\ │3├─────────────\ │4├─────────────\
└─┘ \ └─┘ \ └─┘ \ └─┘ \
/ / / / / / / /
/───────────────/ /───────────────/ /───────────────/ /───────────────/
Задание 10. Системный подход
На рисунке (см. ниже) приведена упрощенная схема взаимодействия кондитерской фабрики с компаниями-партнерами.
┌───┐ ┌────────────────────┐ ┌───┐
│ ├──────────>│ │ ┌──>│ │
└───┘ │ │ │ └───┘
┌───┐ │ │ ┌───┐ │ ┌───┐
│ ├───────────────>│Кондитерская фабрика├────────>│ ├─────────┼──>│ │
└───┘ │ │ └─┬─┘ │ └───┘
┌───┐ │ │ │ │ ┌───┐
│ ├──────────>│ │ │ └──>│ │
└───┘ ┌─>│ │ │ └───┘
│ └────────────────────┘ │
└───────────────────────────────────┘
1. Перерисуйте схему и обозначьте на ней:
а) буквами - компании-партнеры (в фигурах):
О - оптовая торговая фирма "Мир продуктов";
М - магазин розничной торговли "Сапфир";
У - Московский государственный университет пищевых производств;
Ф - фабрика, производящая продукты питания, ООО "Заря";
З - завод по производству пищевого оборудования ОАО "Продмаш";
б) цифрами - потоки ресурсов (над стрелками):
1 - какао, сахар, масло;
2 - потенциальные работники комбината;
3 - выручка кондитерского комбината (деньги);
4 - пищевое оборудование (агрегаты, печи, холодильники и т.п.);
5 - готовые кондитерские изделия.