Технология делового общения. Основы мастерства ведения деловой беседы и переговоров
ТЕМА 1. Происхождение, сущность и специфика морали как основы общения.
Вопросы:
- Происхождение терминов «этика», «мораль», «нравственность», «эстетика», «этикет».
- Своеобразие этики как науки. Основные задачи этики. История этической мысли и этикета.
- Роль морали в обществе. Моральный кодекс, правила поведения, оценка и требования.
- Нравственные чувства и моральные качества, их место и роль в нравственном развитии личности. Согласование личных и общественных интересов в процессе общения.
Литература
- Гусейнов А.А. Великие моралисты. М., 1995
- Гусейнов А.А., Ирлитц Г.А. Краткая история этики. М., 1987
- Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. Минск, 1997.
- Иванов В.Г Очерки этической мысли России конца Х1Х – начала ХХ вв. М., 1985
- Третьякова В. Жизнь в свете и дома. М., 1997
- Фукс Э. Иллюстрированная история нравов. М., 1994
7. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1995
ТЕМА2
Нравственные отношения. Современный этикет.
ПЛАН
- Нравственные основы общения. Специфика нравственных отношений. Связь нравственных отношений с другими формами общественных отношений.
- Обычные нормы нравственности и нравственные ценности, необходимые при деловом общении.
- Этикет – эстетика поведения и правила хорошего тона. Современные принципы этикета. Основные средства этикетного общения. Этикетные ситуации.
Литература
- Гусейнов А.А. Золотое правило нравственности. М., 1982
- Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М., 1974
- Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1992
- Камю А. Бунтующий человек. М., 1990
- Лихачева Л.С. Школа этикета. Екатеринбург, 1995
- Фромм Э. Искусство любить. М., 1990
- Холопова Т.И., Лебедева М.М. Протокол и этикет для деловых людей. М., 1996
ТЕМА 3
Эмоциональная культура – основа искусства делового общения.
ПЛАН
- Различия рационального и эмоционального интеллектов. Эмоциональные модели личности и способы их изменения.
- Искусство нравится другим, умение слушать и понимать собеседника. Имидж как искусство нравится. Имиджелогия – наука о технологии личного обаяния.
- Формирование имиджа современного делового человека. Элегантность, стиль, мода. Модели поведения.
- Вербальное и невербальное общение. Основные виды невербальных коммуникаций. Характеристики голоса и речи. Аксессуары современного делового человека и рекомендации по их выбору.
Литература
- Вайсбах Х., Дакс У. Эмоциональный интеллект. М., 1998
- Панкратов В.Н. Искусство управлять собой. М., 2001
- Холл К., Линдсей Г., Теория личности. М., 1999
- Хохель С.О. Пробуждение новых возможностей. СПб., 2001
- Чисхольм П. Уверенность в себе: путь к деловому успеху. М., 1994
- Шепель В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1997
- Шепель В.М. Настольная книга бизнесмена и менеджера. М., 1992
- Энкельманн Н.Б. Преуспевать с радостью. М., 1993
ТЕМА 4
Этикет делового общения
ПЛАН
- Структура делового общения. Субординация. Вынужденные формы общения.
- Повседневное межличностное общение и его влияние на деловое общение в процессе труда. Средства и методы неофициального общения на паритетных началах.
- Правила эффективного делового общения. Этапы делового общения. Роль иерархии или статусно-ролевых отношений при выполнении деловых поручений и проведения последующего контроля. Церемониальные формы общения с вышестоящими и нижестоящими работниками, коллегами.
Литература
- Землянова Л.М. Современная американская коммуникативистика. М., 1995
- Капитонов Э.А., Капитонов А.Э. Корпоративная культура. М., 2001
- Кузин Ф.А. Культура делового общения. Практическое пособие. М., 1997
- Курбатов В.И. Искусство управлять общением. Ростов-на-Дону, 1997
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. СПб, 1999
- Честара Дж. Деловой этикет. М., 1997
- Ягер Дж. Деловой этикет. Как выжить и преуспеть в мире бизнеса. М., 1994
ТЕМА 5
Этика речевой коммуникации
ПЛАН
- Понятие речевого этикета. Принципы морали и их влияние на этику деловой речи. Этикетные и ритуальные формы речевого общения. Этика и виды речевой деятельности. Этика устной деловой речи.
- Развитие возможностей речи. Фанационные паралингвистические средства: тембр, сила голоса, темп речи, дикция, мелодика речи, физические качества звука, языковые жесты. Требования делового этикета к звучанию речи.
- Речь как центральный элемент имиджа. Факторы, мешающие и способствующие восприятию речи.
- Роль вопроса в обеспечении эффективного делового общения. Реплики и правила их использования в деловом общении. Общие правила ответов на вопросы и реплики.
Литература
- Ботвинник М.Н., Рабинович М.Б. Знаменитые греки и римляне. СПб., 1993
- Введенская Л.А., Павлова Л.Г. Культура и искусство речи. Ростов-на-Дону, 1996
- Гаспаров М.Л. Занимательная Греция. М., 1995
- Гольдин В.Е. Речь и этикет. М., 1983
- Голуб И.Б., Розенталь Д.Э. Секреты хорошей речи. М., 1993
- Культура устной и письменной речи делового человека. Справочник. М., 1997
- Михальская А.К. Основы риторики. М., 1996
- Смелкова З.С. Деловой человек: культура речевого общения. М., 1997
ТЕМА 6
Технология делового общения. Основы мастерства ведения деловой беседы и переговоров.
ПЛАН
1. Правила подготовки деловой беседы и переговоров. Основные функции и структура деловой беседы. Способы слушания. Резюмирование. Анализ проведенной беседы.
2. Переговоры, полемика, спор. Приемы опровержения доводов оппонента. Виды замечаний и способы их нейтрализации. Защита от некорректных собеседников. Технические и психологические уловки в споре. Типы участников спора. Принципы и правила ведения спора.
3. Сочувственная критика. Искусство комплимента и контркомплимента.
4. Презентация и выступление. Психологическая подготовка перед выступлением. Вербальные и невербальные способы привлечения внимания аудитории. Юмор и его корректное применение во время выступлений.
5. Диагностика аудитории. Секторы ауди-визуального контроля зала презентации: трибуна и микрофон, зал, президиум и председательствующий, вестибюль, дискуссии в комиссиях.
Литература
1. Дерябо С., Ясвин В. Гроссмейстер общения: Иллюстрированный самоучитель психологического мастерства. М., 1998
2. Карнеги Д. Как завоевывать друзей и оказывать влияние на людей. М., Мн., 1990
3. Кузнецов И.Н. Технология делового общения. Мн., 1999
4. Лаундесс Л. Как говорить с кем угодно и о чем угодно. М., 2001
5. Шейнов В.П. Искусство убеждать. М., 1998
6. Хофф Р.Я. вижу вас голыми. Как подготовиться к презентации и с блеском её провести. М., 1999
7. Фишер Р. и др. Путь к соглашению, или Переговоры без поражения. М., 1992
ТЕМА 7
Деловой протокол
ПЛАН
- Сферы делового общения, регламентируемые протоколом. Правила, устанавливающие организацию встреч, приемов и проводов деловых партнеров. Протокольные беседы и переговоры.
- Протокольные приветствия и представления. Протокольные требования к телефонному разговору.
- Организация встреч, конференций и выставок.
- Визитные карточки и их использование. Подарки и сувениры
- Приемы и их виды. Подготовка и проведение приемов. Речи и беседы за столом. Правила размещения приглашенных за столом и его сервировка. Правила подачи блюд и напитков.
Литература
- Кузин Ф.А. Имидж бизнесмена. М., 1996
- Коктейли для бара и дома. Справочник. М., 1996
- Лихачева Л.С. Школа этикета: поучения на всякий случай. Екатеринбург, 1995
- Соловьев Э.Я. Современный этикет и деловой протокол. М., 1998
- Соловьев Э.Я. Коммерческая тайна и её защита. М., 1997
- Спичка А. Наука выпивать с пользой для здоровья. СПб., 1997
7. Таппер Г. Сервировка праздничного стола. М., 1997
8. Уокер Дж. Введение в гостеприимство. М., 1999
ТЕМА 8
Деловое общение и конфликт
ПЛАН
1. Конфликт, как столкновение интересов в деловом общении. Конфликт – противоположность сотрудничества. Личностные и организационные конфликты и их влияние на деловое общение. Поиск компромисса, установление консенсуса – необходимые условия продолжения и развития делового общения.
2. Роль переговорного процесса и фигура посредника, как факторы эффективного разрешения конфликта. Процесс переговоров и правила, обеспечивающие предотвращение возникновения возможных конфликтов. Варианты поведения в деловом общении при разрешении конфликтных ситуаций – мягкость, жесткость, принципиальность. Методы преобразования конфликта в сотрудничество с точки зрения правил делового этикета и протокола.
3. Манипуляции и деловое общение. Технология манипулятивного воздействия в деловом общении. Меры контрманипулирования.
4. Положительные аспекты конфликта и их использование при совершенствовании делового общения. Правила бесконфликтного поведения и их использование в деловом общении.
Литература
1. Громова О.Н. Конфликтология. Курс лекций. М., 2000.
2. Доценко Е.Л. Психология манипуляции, феномены, механизмы и защита. М., 1977.
3. Зигерт В.Ю., Ланг Л. Руководить без конфликтов. М., 1990.
4. Конфликты и переговоры. Практическое руководство для менеджеров. Ростов-на- Дону, 1997.
5. Психология управления. Курс лекций. Новосибирск, 1997.
6. Фролов С. Социология сотрудничества и конфликты. М., 1997.
7. Экман П. Психология лжи. СПб., 2000.
ТЕМА 9