Решите психологические задачи.
1.Дайте обоснование следующей ситуации:
Таня (6 лет 7 мес.) учиться в первом классе. Ей трудно дается учение, особенно чтение. Дома мама усаживает ее за столом и начинает спрашивать: «Как называется эта буква? Что здесь написано?». Девочка молчит. «Ну вот, ничего не знаешь! На, учи!», - мама уходит по своим делам на кухню. Через некоторое время возвращается и проверяет. Улучшений в чтении нет. Мама заявляет: «Сегодня гулять не пойдешь!».
Как построить общение родителей с детьми, начавшими обучение и столкнувшимися с первыми трудностями в учении?
2.Прочитайте следующую ситуацию.
Молодые родители так представили своего сына Ваню учительнице первого класса: « Вот наш мальчик. Он очень способный, веселый. Он умеет петь, танцевать, знает много стихов». Такая рекомендация насторожила опытного учителя. И не случайно. На первых же занятиях Ваня не проявлял успехов в учебе, хотя и очень старался. Мальчик загрустил и стал проситься домой. Школу он стал посещать не охотно.
Почему Ваня не проявил своих способностей в учении? Как должны были поступить педагог и родители?
3.Можно ли предвидеть, как ребенок будет учиться?
«Как определить, готов ли ребенок к школе? Особенно сейчас, когда можно отдавать его и в 6 и в 7 лет. Я хотела бы отдать своего шестилетнего сына в школу, но мне не советуют воспитатели. Да и сын не изъявляет большого желания учиться, хотя уже неплохо читает и считает», - огорчается мама будущего первоклассника.
Что можно посоветовать маме по вопросу психологической готовности детей к обучению к школе?
4.Придумайте ситуацию, в которой младший школьник смог бы проявить волевые усилия. Назовите мотив, который дает наибольший эффект при достижении поставленной перед ребенком цели.
5.Разрешите следующую ситуацию:
У Вити в школе с первого класса с трудом шел процесс усвоения письма. Эти навыки у него очень медленно развивались. Мама, расспрашивая сына о школе, узнала, что он порой не слышит, что говорит учительница, часто не знает, что задано на дом.
С чем может быть связано это явление? Как помочь Вите?
7.Творческое задание.
Как вы представляете себе «сильного» ученика начальной школы?
Составьте на него психологическую портрет - характеристику.
ЗАНЯТИЕ № 13
Тема: Психология подростка.
Основные понятия:
Чувство взрослости, интимно – личностное общение, гормональная перестройка организма, аффект неадекватности, пубертатный период, акцентуации характера, акселерация, ретардация, групповой конформизм, дисморфобия, формально – логические операции, интеллектуализация познавательных процессов, делинквентное поведение.
Теоретическая подготовка для работы на семинаре:
1. Особенности социальной ситуации развития у подростков.
2. Основные новообразования и ведущий вид деятельности.
3. Особенности развития познавательной сферы подростка.
4. Особенности развития личности подростка.
*****
Подготовить 3 сообщения об экспериментальных исследованиях, проведенных на данной возрастной группе по материалам журналов «Вопросы психологии», «Психологический журнал».
Вопросы для обсуждения:
1. Каковы проблемы отрочества как пубертатного периода развития? Почему этот период называют переходным и критическим?
2. Каковы основные новообразования подросткового возраста? Есть ли различия точек зрения по этому поводу в отечественной и зарубежной психологии?
3. Какие потребности порождает «чувство взрослости» у подростков? Как целесообразно использовать сильные стороны этого феномена для развития личности подростка?
4. Какая точка зрения на ведущую деятельность в этом возрасте представляется вам наиболее перспективной и почему?
5. Чем младшие подростки отличаются от старших подростков? Почему старший подростковый возраст считается более трудным для обучения и воспитания, чем младший подростковый возраст? С чем это связано?
6. Чем отличается учебная деятельность подростков от учебной деятельности младших школьников?
7. Что понимается под психической готовностью к обучению в среднем звене школы?
8. Почему общение со сверстниками так значимо для подростков, в отличии от общения со взрослыми и родителями?
Практическое задание: