Личностные качества психолога

Профессиональное и личностное в деятельности пси­холога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятель­ности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успеш­ности психолога. Как сказал один студент, "у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних пережива­ний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация — чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего ду­ховного поиска".

Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как науч­ная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психо­лога целый ряд специфических требований.

Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том чис­ле и психолога необходимы следующие черты личности:

- энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,

- прилежание — способности и наклонности к про­должительному и усидчивому труду,

- дисциплинированность,

- способность к критике и самокритике,

- беспристрастие,

- умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с. 126—135).

Важными нравственными качествами психолога безус­ловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруис­тичность, гуманность, интеллигентность.

Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение пони­мать других людей и психологически корректно воздей­ствовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологи­ческими знаниями, но и психологической интуицией. Ком­муникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привле­кательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комп­лекс этих качеств часто называют "талантом общения".

Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, откры­тость, любознательность, наблюдательность, самостоятель­ность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.

Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.

К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.

К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблю­дении этого психогигиенического правила у психолога мо­жет возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.

Необходимое качество практического психолога — уве­ренность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.

В то же время важным оказывается отсутствие чрезмер­ной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога про­является в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает кли­ента.

Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности сво­ей личности, свои способности, сильные и слабые сторо­ны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.

В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятель­ности проявляется интерес и склонность. Поэтому пси­хологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индиви­дуальных личностных особенностей.

Перечисленные выше характеристики отражают мне­ния авторитетных ученых и практиков о том, какими лич­ностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой (1997), в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.

1. Квалификационные требования рассматриваются как требования к уровню профессиональной подготовки психолога.

2. Профессиональная квалификация отражает степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации и является составной частью профессионализма.

3. Профессионализм практического психолога находит свое непосредственное выражение в мотивационной и операционной сферах.

4. Мотивационная сфера характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих индивидуально-специфический характер ориентировки в целях и нормах профессии и практического овладения ими.

5. Цели, мотивы и потребности деятельности, ценностные ориентации психолога, его установки, намерения и профессиональные притязания являются психологическими средствами, обеспечивающими ориентировку и построение субъективного образа профессиональной деятельности, построение профессионального «Я-образа».

6. Мотивационная сфера профессиональной деятельности психолога включает профессиональное призвание – влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении.

7. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает профессиональные намерения – осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности.

8. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает ценностные ориентации – выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики.

9. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает мотивы деятельности – внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональной деятельности.

10. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает профессиональные притязания – стремление достичь определенного уровня профессиональной деятельности.

11. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает профессиональные ожидания – мысленные представления о своих возможных успехах.

12.Мотивационная сфера профессиональной деятельности характеризуется следующими свойствами:

а) устойчивость как длительность сохранения мотивов, в том числе в сложных и экстремальных условиях;

б) интенсивность как сила выраженности побуждений;

в) длительность как распространяемость на большие промежутки времени;

г) переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;

д) широта как распространенность на разное количество объектов, сторон труда;

е) эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.

13. Операциональная сфера профессионализма специалиста обеспечивает исполнительную часть профессиональной деятельности и влияет на качество получаемого результата.

14. Операциональная сфера – совокупность психологических средств (знания, умения, навыки) и психологических ресурсов (психологические качества личности), которые психолог использует для реализации им функциональных обязанностей и которые обеспечивают соответствие процессуальной стороны нормативным требованиям.

15.Знания понимаются как совокупность сведений о целях, содержании и структуре, объектах и средствах деятельности, о необходимых способах и условиях обеспечения оптимального результата.

16. Умения и навыки – совокупность приемов, операций и действий, доведенных до определенного уровня автоматизма, обеспечивающих конкретные техники и технологии, обуславливающие определенный уровень и конкретный характер реализации диагностических и управляющих процедур.

17. К психологическим качествам личности практического психолога относятся профессиональные способности, особенности профессионального сознания, профессионального мышления, эмоционально-волевые, нравственные качества личности психолога, которые влияют на характер и эффективность его профессиональной деятельности.

18. Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других и отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности.

19. Профессиональные способности подразделяются на общечеловеческие способности, общие профессиональные и специальные способности.

20. Общечеловеческие способности – это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность, влияют на успешность субъекта в осуществлении конкретных видов деятельности.

21. Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда и включают способность к работе в условиях неопределенной информации, к совмещенным действиям при разномотивированных задачах, к высокой помехоустойчивости и т.п.

22. Профессиональные способности соотносимы с профессиональными знаниями и умениями. При этом профессиональные способности – это свойства человека, исполняющего деятельность, а профессиональные умения – это характеристика выполнения деятельности данным человеком.

23. Способность – это то, что характеризует личность деятеля, а умения – это одна из сторон самой деятельности. При этом способности личности реализуются в определенных умениях и навыках деятельности.

24. Профессионализм психолога характеризуется такими качествами как наблюдательность к проявлениям душевной деятельности другого человека, умение мысленно представить его внутренний мир, способность сопереживать, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей, выдержка и умение «не выходить из себя».

25. Коммуникативные качества: общительность, умение слушать, умение правильно (понятно, ясно, связно) излагать свои мысли, четкость, разделенность устной речи, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания и т.п.

26. Профессиональное качество психолога – психологическая проницательность, имеет несколько уровней:

а) сенсорно-перцептивный уровень (наблюдательность за людьми), способность (по внешним проявлениям) правильно понимать чувства и мысли людей, эмоциональная отзывчивость;

б) уровень представлений (образная память, владение языком, мимикой, жестами и т.п.);

в) уровень вербально-логического мышления (активность, гибкость мышления, развитый анализ и синтез, владение речью, обобщенный опыт общения с людьми);

г) уровень личностных характеристик (гуманистическая направленность, ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью, волевые черты характера).

27. В общении психологическая проницательность проявляется в умении видеть проблемы, возникающие между людьми, внимательно слушать людей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседников.

28. Способность психолога практически решать задачи на общение имеет следующие основные составляющие: умение правильно и полно воспринимать человека; умение понимать внутренний мир (его особенности и свойства) человека; умение к сопереживанию (доброта, эмпатия); способность и умение анализировать свое поведение (рефлексия); умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).

29. Значимыми для предрасположенности психолога к исследовательской или практической деятельности признаются такие качества, как социальный интеллект (интегральная чувствительность к объекту, способность понимать поведение людей), проективные умения (социальная фасилятивность как сила воздействия на других людей), уровень развития коммуникативных умений.

30. Эффективность осуществления функциональных обязанностей предполагает наличие у психолога определенного опыта практической деятельности. Знание теории и методов психологического исследования и воздействия, психологических характеристик и особенностей основных видов профессиональной деятельности и специальностей. Знание функциональных обязанностей и нормативных документов, касающихся организации психологической работы, могут быть использованы для экспертного оценивания уровня квалификации психолога.

31. Оценка навыков и умений психолога в ситуации профессионального взаимодействия с клиентом включает показатели: умение снимать психологический барьер в общении; умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом, демонстрировать постоянную включенность и интерес; доброжелательность, тактичность; гибкость и продуктивность диалога; свобода и самостоятельность клиента; аргументированность предложений; умение понимать собеседника, схватывать суть его проблемы.

32. При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказываемой психологом, необходимо учитывать три аспекта:

а) существование психической нормы, характеризующей основные тенденции развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний;

Наши рекомендации