Личностные качества психолога
Профессиональное и личностное в деятельности психолога очень часто бывают тесно связаны. Трудно быть в личностном плане одним, а в профессиональной деятельности совершенно другим. Поэтому личностные качества составляют важный фундамент профессиональной успешности психолога. Как сказал один студент, "у тех людей, которых я считаю по-настоящему профессиональными психологами, я всегда замечал необыкновенное слияние профессии и жизни, включенность внутренних переживаний и напряженного духовного поиска в контекст профессиональной деятельности и, наоборот, включенность профессиональной деятельности в общий контекст всей жизни. Это для меня идеальная ситуация — чтобы все, что я делаю как профессионал, становилось частью моего духовного поиска".
Трудно найти личностные качества, одинаково важные для таких разных сфер деятельности психолога как научная психология, практическая психология, преподавание психологии. Каждая из них предъявляет к личности психолога целый ряд специфических требований.
Как считает К.А. Рамуль, для каждого ученого, в том числе и психолога необходимы следующие черты личности:
- энтузиазм по отношению к работе и ее задачам,
- прилежание — способности и наклонности к продолжительному и усидчивому труду,
- дисциплинированность,
- способность к критике и самокритике,
- беспристрастие,
- умение ладить с людьми (Рамуль, 1965, с. 126—135).
Важными нравственными качествами психолога безусловно считаются доброжелательность, уважительное отношение к людям, чуткость, отзывчивость, альтруистичность, гуманность, интеллигентность.
Большое знание для практического психолога имеют коммуникативные качества его личности: умение понимать других людей и психологически корректно воздействовать на них. Психолог должен уметь работать с людьми, разбираться в характерах, обладать не только психологическими знаниями, но и психологической интуицией. Коммуникативными качествами психолога, важными для его профессиональной деятельности, можно считать привлекательность, общительность, тактичность, вежливость, умение слушать и понять другого человека. В целом комплекс этих качеств часто называют "талантом общения".
Общее отношение к жизни и деятельности проявляется в таких значимых для психолога личностных качествах как ответственность, организованность, оптимизм, открытость, любознательность, наблюдательность, самостоятельность суждений, креативность, гибкость поведения, способность к рефлексии своих переживаний.
Для психолога важны такие эмоциональные проявления личности как непринужденность, естественность искренность в общении, устойчивость к стрессу, эмоциональная стабильность, способность к сопереживанию.
К необходимым волевым качествам психолога относятся настойчивость, терпеливость, самообладание.
К числу необходимых личностных свойств практического психолога относят способность к эмпатии (сопереживанию), умение понять состояние клиента. Однако важно и умение сохранять некоторую дистанцию. При несоблюдении этого психогигиенического правила у психолога может возникнуть синдром сгорания и коммуникативной перегрузки.
Необходимое качество практического психолога — уверенность в поведении с клиентом. В противном случае он не заслужит доверия клиента.
В то же время важным оказывается отсутствие чрезмерной самоуверенности и веры в непогрешимость своих психологических выводов. Нетактичность психолога проявляется в его склонности приписывать своей профессии сверхзначимость и исключительность. Демонстративность поведения и самолюбование психолога отталкивает клиента.
Профессиональному психологу важно иметь адекватную самооценку, понимать индивидуальные особенности своей личности, свои способности, сильные и слабые стороны характера. При этом полезно знать способы компенсации собственных личностных недостатков.
В профессиональной деятельности психолог не может быть успешным во всем. Не все методы и приемы работы получаются одинаково хорошо. Не ко всем видам деятельности проявляется интерес и склонность. Поэтому психологу важно формировать индивидуальный стиль профессиональной деятельности с учетом своих индивидуальных личностных особенностей.
Перечисленные выше характеристики отражают мнения авторитетных ученых и практиков о том, какими личностными свойствами должен обладать профессиональный психолог. Эмпирических исследований, посвященных этой теме, еще очень мало. Особого интереса заслуживает работа Т.А. Верняевой (1997), в которой она изучила мнения психологов по этому вопросу.
1. Квалификационные требования рассматриваются как требования к уровню профессиональной подготовки психолога.
2. Профессиональная квалификация отражает степень соответствия специалиста требованиям профессии на определенном этапе профессионализации и является составной частью профессионализма.
3. Профессионализм практического психолога находит свое непосредственное выражение в мотивационной и операционной сферах.
4. Мотивационная сфера характеризуется совокупностью внешних и внутренних элементов, побуждающих, регулирующих и направляющих деятельность, обеспечивающих индивидуально-специфический характер ориентировки в целях и нормах профессии и практического овладения ими.
5. Цели, мотивы и потребности деятельности, ценностные ориентации психолога, его установки, намерения и профессиональные притязания являются психологическими средствами, обеспечивающими ориентировку и построение субъективного образа профессиональной деятельности, построение профессионального «Я-образа».
6. Мотивационная сфера профессиональной деятельности психолога включает профессиональное призвание – влечение к какой-либо профессии, опирающееся на знание о ее предназначении.
7. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает профессиональные намерения – осознанное отношение к определенному виду профессиональной деятельности.
8. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает ценностные ориентации – выработанные обществом и принятые личностью основания для оценки назначения труда, его сторон, системы духовных ценностей, профессиональных менталитетов, правил профессиональной этики.
9. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает мотивы деятельности – внутренние побуждения, определяющие направленность активности человека в профессиональной деятельности.
10. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает профессиональные притязания – стремление достичь определенного уровня профессиональной деятельности.
11. Мотивационная сфера профессиональной деятельности включает профессиональные ожидания – мысленные представления о своих возможных успехах.
12.Мотивационная сфера профессиональной деятельности характеризуется следующими свойствами:
а) устойчивость как длительность сохранения мотивов, в том числе в сложных и экстремальных условиях;
б) интенсивность как сила выраженности побуждений;
в) длительность как распространяемость на большие промежутки времени;
г) переключаемость как легкость перехода от одного побуждения к другому;
д) широта как распространенность на разное количество объектов, сторон труда;
е) эмоциональная окраска положительной или отрицательной модальности.
13. Операциональная сфера профессионализма специалиста обеспечивает исполнительную часть профессиональной деятельности и влияет на качество получаемого результата.
14. Операциональная сфера – совокупность психологических средств (знания, умения, навыки) и психологических ресурсов (психологические качества личности), которые психолог использует для реализации им функциональных обязанностей и которые обеспечивают соответствие процессуальной стороны нормативным требованиям.
15.Знания понимаются как совокупность сведений о целях, содержании и структуре, объектах и средствах деятельности, о необходимых способах и условиях обеспечения оптимального результата.
16. Умения и навыки – совокупность приемов, операций и действий, доведенных до определенного уровня автоматизма, обеспечивающих конкретные техники и технологии, обуславливающие определенный уровень и конкретный характер реализации диагностических и управляющих процедур.
17. К психологическим качествам личности практического психолога относятся профессиональные способности, особенности профессионального сознания, профессионального мышления, эмоционально-волевые, нравственные качества личности психолога, которые влияют на характер и эффективность его профессиональной деятельности.
18. Профессиональные способности – это индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других и отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности.
19. Профессиональные способности подразделяются на общечеловеческие способности, общие профессиональные и специальные способности.
20. Общечеловеческие способности – это психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность, влияют на успешность субъекта в осуществлении конкретных видов деятельности.
21. Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда и включают способность к работе в условиях неопределенной информации, к совмещенным действиям при разномотивированных задачах, к высокой помехоустойчивости и т.п.
22. Профессиональные способности соотносимы с профессиональными знаниями и умениями. При этом профессиональные способности – это свойства человека, исполняющего деятельность, а профессиональные умения – это характеристика выполнения деятельности данным человеком.
23. Способность – это то, что характеризует личность деятеля, а умения – это одна из сторон самой деятельности. При этом способности личности реализуются в определенных умениях и навыках деятельности.
24. Профессионализм психолога характеризуется такими качествами как наблюдательность к проявлениям душевной деятельности другого человека, умение мысленно представить его внутренний мир, способность сопереживать, доброжелательность, терпение и снисходительность к различным нестандартным проявлениям поведения, образа мыслей, выдержка и умение «не выходить из себя».
25. Коммуникативные качества: общительность, умение слушать, умение правильно (понятно, ясно, связно) излагать свои мысли, четкость, разделенность устной речи, способность предвидеть реакции собеседника на собственные высказывания и т.п.
26. Профессиональное качество психолога – психологическая проницательность, имеет несколько уровней:
а) сенсорно-перцептивный уровень (наблюдательность за людьми), способность (по внешним проявлениям) правильно понимать чувства и мысли людей, эмоциональная отзывчивость;
б) уровень представлений (образная память, владение языком, мимикой, жестами и т.п.);
в) уровень вербально-логического мышления (активность, гибкость мышления, развитый анализ и синтез, владение речью, обобщенный опыт общения с людьми);
г) уровень личностных характеристик (гуманистическая направленность, ценностные ориентации, связанные с деятельной любовью, волевые черты характера).
27. В общении психологическая проницательность проявляется в умении видеть проблемы, возникающие между людьми, внимательно слушать людей, учитывать возрастные и индивидуальные особенности собеседников.
28. Способность психолога практически решать задачи на общение имеет следующие основные составляющие: умение правильно и полно воспринимать человека; умение понимать внутренний мир (его особенности и свойства) человека; умение к сопереживанию (доброта, эмпатия); способность и умение анализировать свое поведение (рефлексия); умение управлять самим собой и процессом общения (самоконтроль).
29. Значимыми для предрасположенности психолога к исследовательской или практической деятельности признаются такие качества, как социальный интеллект (интегральная чувствительность к объекту, способность понимать поведение людей), проективные умения (социальная фасилятивность как сила воздействия на других людей), уровень развития коммуникативных умений.
30. Эффективность осуществления функциональных обязанностей предполагает наличие у психолога определенного опыта практической деятельности. Знание теории и методов психологического исследования и воздействия, психологических характеристик и особенностей основных видов профессиональной деятельности и специальностей. Знание функциональных обязанностей и нормативных документов, касающихся организации психологической работы, могут быть использованы для экспертного оценивания уровня квалификации психолога.
31. Оценка навыков и умений психолога в ситуации профессионального взаимодействия с клиентом включает показатели: умение снимать психологический барьер в общении; умение устанавливать и поддерживать контакт с клиентом, демонстрировать постоянную включенность и интерес; доброжелательность, тактичность; гибкость и продуктивность диалога; свобода и самостоятельность клиента; аргументированность предложений; умение понимать собеседника, схватывать суть его проблемы.
32. При рассмотрении критериев эффективности психологической помощи, оказываемой психологом, необходимо учитывать три аспекта:
а) существование психической нормы, характеризующей основные тенденции развития человека, его поведения в социуме, особенности и динамику психических процессов, состояний;