Писатели и поэты о родной природе
Для чтения и изучения
Ф.И.ТютчевТворческий путь поэта. «Есть в осени первоначальной…», «Весенние воды», «Весенняя гроза».
Природа как средство постижения родной Земли, ее красоты. Поэтически одухотворенное изображение осени, весны. Изобразительно-выразительные средства языка.
С.А.Есенин «Весенний вечер», «Пороша», «С добрым утром».
Для чтения и обсуждения (по выбору учителя и учащихся).
Ф.И.Тютчев«Зима не даром злится…», «День вечереет, ночь близка…», «Осенней позднею порою…»
А.А.Фет «Ласточки пропали…», «Скрип шагов вдоль улиц белых…», «Летний вечер тих и ясен…».
А.Н.Майков «Весна» («Уходи, зима седая!…», «Весна! Выставляется первая рама», «Пейзаж», «Ласточки», «Осень») (отрывок).
Для чтения и изучения.
Любовь к природе.
М.М.ПришвинКрасота родной Земли в творчестве писателя.
«Старый гриб». Глубокое знание писателем родной природы, бережное отношение к ней.
Лиризм описаний, выразительность и красочность языка, художественные средства выражения.
Р.Х.Фархади Слово о поэте. «У змеиного ручья», «Пожелание», «Утренний садовник». Любовь поэта к родному краю, его истории, обычаям. Тонкий лиризм стихотворений. Восточные образы в произведениях.
Теория литературы. Поэтическая речь. Тропы.
Для чтения и обсуждения.
Мирмухсин. «Весной», «Ручеек», «Чинара».
Для самостоятельного чтения
В.В.Бианки-«Лесная газета на каждый год»; К.Г.Паустовский- «Мещерская сторона», «Летние дни», «Корзина с еловыми шишками», Э.Сетон-Томпсон- «Рассказы о животных».
ПОЭТЫ И ПИСАТЕЛИ О ДЕТЯХ И ДЛЯ ДЕТЕЙ.
Для чтения и изучения
И.С.Туренев Биографические сведения о писателе.
«Муму». История создания рассказа. Тема, идеи, проблемы. Нравственное превосходство Герасима над барыней и ее челядью. Авторское отношение к героям. Любовь Герасима ко всему живому. Причины его решительного поступка. Портрет в рассказе. Художественно-выразительные средства описания природы.
Теория литературы. Портрет. Сравнение.
А.П.Чехов Биографические сведения.
«Мальчики». Система образов детей. Психологизм в изображении героев.
Особенности композиции рассказа Чехова. Рассказ как эпический жанр.
Для чтения и изучения
А.И.Куприн
«Белый пудель». Специфика конфликта в рассказе. Противопоставление верности, отваги и эгоизма, своеволия. Средства изображения героев в рассказе (поступки, внешний облик, речь, пейзаж).
Мастерство писателя в раскрытии психологического состояния героев.
Айбек. «Детство» (главы из повести)
Теория литературы. Автопортрет писателя в биографических произведениях.
А.Г.Алексин. Мир детей и взрослых в произведениях писателя. «Самый счастливый день», «Как ваше здоровье?»
Раскрытие понятия «нравственный поступок» в рассказах.
Для чтения и обсуждения
А.Чехов. «Ванька», «Детвора»
А.Куприн. «Чудесный доктор»
Для самостоятельного чтения
А.Н. Толстой. «Детство Никиты»
Л.Т.атьяничева. «Белая лебедь и ее друзья»
А.Т.Алексин . «Звоните и приезжайте»
В.Ю.Драгунский. Рассказы
Авторы по мере возможности включили в учебник- хрестоматию 94% материала календарно-тематического планирования, но за учителем остается право на самостоятельное планирование на основе программы, т. к. учитель и режиссер, и сценарист, и актер на своем уроке, он лучше, чем кто – либо знает потенциальные возможности учащихся. Поэтому данное пособие нужно учителю рассматривать как советчика в своей работе .
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО ЛИТЕРАТУРЕ ДЛЯ 5 КЛАССОВ ШКОЛ С РУССКИМ ЯЗЫКОМ ОБУЧЕНИЯ
№ | ТЕМЫ | Кол. Час. |
Проблема личности в художественной литературе или литературе как искусство слова | ||
Устное народное творчество. Сказки народов мира | ||
3=4 | Русская народная сказка «Марья Моревна» | |
Финская сказка «Гвоздь из родного дома» | ||
Шведская сказка « Мудрый крестьянин» | ||
Узбекские сказки «Арбузное зернышко» | ||
«Бей, дубинка» | ||
9-12 | Внеклассное чтение | |
Сказки о животных. Бытовые сказки | ||
СОКР-1 | ||
Загадки | ||
Пословицы и поговорки | ||
17. | Литературные сказки. | |
18. | А.С.Пушкин. | |
19.-21. | А.С.Пушкин. Сказки А.С.Пушкина. | |
22. | А.С.Пушкин «Руслан и Людмила» (вступление) | |
23. | СОКР-2 «Сказка о царе Салтане» | |
24-26 | К. Жуковский «Спящая царевна» | |
27- 31 | Н.Ершов «Конек- горбунок » | |
32.-36 | Т.Х.Андерсен «Русалочка» | |
37-38 | Т.К.Гаипов « Кадыр-музыкант», «Как лежебока стал прилежным» | |
39-40 | Х.Тухтабоев «Волшебная шапка» | |
41. | С.Я.Маршак «Двенадцать месяцев».Повторение | |
42-43 | В.Носов «Приключения Незнайки на Луне».Самостоятельное чтение | |
СОКР-3 | ||
45. | И.Крылов – биографический очерк. | |
46. | И.Крылов «Квартет». Самостоятельное чтение | |
«Кукушка и петух» | ||
48. | «Зеркало и обезьяна», «Лжец», «Соловей» | |
49. | Теория литературы. Басня. Аллегория. Олицетворение. Диалог в баснях. | |
50. | СОКР - 4 | |
51-53 | В жизни всегда есть место подвигам М.Ю.Лермонтов «Бородино» | |
«О подвиге Мангуберди» | ||
55-58 | Л.Толстой (глава из романа «Война и мир») «Петя Ростов» | |
59-60 | Ю.Яковлев «Рыцарь Вася» | |
СОКР-5. | ||
62. | Рассказ | |
63-64 | Поэты и писатели о природе Ф.И.Тютчев « Весенние воды», «Есть в осени первоначальной» Метафора. | |
65. | А.С.Пушкин. Волшебница зима. Эпитет. | |
65-66 | С.Есенин«Белая береза» . | |
69=70 | А.А.Фет .Самостоятельное чтение. | |
А.Н.Майков «Весна», «Осень»Самостоятельное чтение. | ||
72-73 | М.М.Пришвин «Старый гриб» | |
Р.Х.Фархади «У змеиного ручья» | ||
«Пожелание» | ||
СОКР-6 | ||
Теория литературы Поэтическая речь. Тропы. | ||
78-79 | Мирмухсин «Весной», «Ручеёк», «Чинара».Самостоятельное чтение. | |
80-81 | Внеклассное чтение | |
СОКР - 7 | ||
83-86 | И.С.Тургенев «Муму» | |
Портрет. Сравнение. | ||
88-90 | Л.П.Чехов «Мальчики» | |
91-92 | А.И.Куприн «Белый пудель» | |
93-96 | Айбек «Детство | |
97-98 | СОКР – 8 | |
99-101 | А.Г.Алексин. Рассказы о детях | |
102-103 | СОКР-9 | |
А.И.Куприн «Чудесный доктор» |
ТАБЛИЦА ПОДСЧЕТА СТАНДАРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
СОКРЫ | СОКР -1 | СОКР –2 |
Время проведения | 14 - урок | 20 -урок |
Форма проведения | Лит. диктант | Выразит. Чтение |
Время выполнения | 40мин | 40 мин. |
Количество ЗУН | ||
Стандартный балл |
СОКР -1
Тема . Устное народное творчество
Цель : Проверить знания учащихся по теме «Устное народное творчество»
Элементы ЗУН, подлежащие проверке:
1. Понятие- народная сказка(З)
2.Виды сказок.(З)
3.Структура сказок.(З)
4.Умение обобщать и делать выводы (У), (Н)
5. Орфографическая и пунктуационная грамотность.(З)
Литературный диктант
1.Что такое сказка ?
2.На какие виды подразделяются сказки?
3.Дайте характеристику сказкам о животных
4.Назовите основные эпизоды сказки « Три арбузных зернышка» 5.Какие элементы сказки являются постоянными?
6.Чем заканчивается шведская сказка «Мудрый крестьянин»?
7.Что такое зачин?
8. Почему гвоздь из родного дома помогал мальчику?
9.Ваше отношение к сказкам?
10. Какую из видов сказок вы выбрали бы для своего сочинения? Почему?
СОКР –2.
Тема: Выразительное чтение наизусть отрывка из сказки А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане»
Цель : Проверка развития устной речи, памяти, эмоциональной выразительности.
Элементы ЗУН, подлежащие проверке:
1.Точность и полное знание текста.(З)
2.Выразительное чтение отрывка (У)
3.Соблюдение орфоэпических норм (Н)
4. Артистичность (У)
5. Четкость произношения (У)
ТАБЛИЦА ПОСЧЕТА СТАНДАРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ЗА П ЧЕТВЕРТЬ
СОКРЫ | СОКР- 3 | СОКР- 4 |
Время проведения | 43- урок | 51-52 урок |
Форма проведения | тестирование | Сочинение |
Время выполнения | 40 мин | 1 час 20 мин |
Количество ЗУН | ||
Количество СРБ |
СОКР -3
Тема « Устное народное творчество».Литературные сказки.
Цель: Проверить усвоение учащимися понятия «устное народное творчество» и « литературные сказки»
Вид работы Тестирование.
ТЕСТЫ:
1.Укажите, что относится к устному народному творчеству?
А.Песни, сказки.
В.Легенды, пословицы.
С.Сказки, загадки, пословицы.
2. «В некотором царстве, в некотором государстве жил – был царь и было у него три сына» - это…
А.Присказка.
В.Зачин.
С.Концовка.
3. На какие виды делятся сказки?
А.Волшебные, сказки о животных.
В.Социально- бытовые, фантастические.
С. Волшебные, социально-бытовые, сказки о животных.
4. Какие сказки начинаются со слов « в некотором царстве, в тридесятом государстве»?
А.Социально- бытовые
В. Сказки о животных.
С. Волшебные сказки.
5. «Что за прелесть эти сказки!» Кто так сказал о народных сказках?
А. К.Жуковский
В.Н.Ершов
С.А.Пушкин
Остальные тесты составляются учителем.
СОКР – 4
Вид работы Сочинение
Тема: «За что мне нравятся басни»
Цель: Проверка уровня усвоения жанра басни.
Элементы ЗУН, подлежащие проверке:
1.Тема раскрыта полностью (У)
2.Умение анализировать (У)
3.Умение выражать свои мысли на письме литературным языком. (У)
4.Орфографическая и пунктуационная грамотность. (З)
ТАБЛИЦА ПОДСЧЕТА СТАНДАРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ЗА Ш ЧЕТВЕРТЬ.
СОКРЫ | СОКР - 5 | СОКР- 6 |
Время проведения | 63 -урок | 76 – урок |
Форма проведения | сочинение | Чтение наизусть |
Время проведения | 40 мин | 40 мин |
Количество ЗУН | ||
Количество СРБ |
СОКР – 5
Вид работы Сочинение
Тема «Можно ли Васе присвоить титул рыцаря?»
Цель: Проверить письменную речь учащихся, глубину усвоения произведения, умение анализировать произведение
Элементы ЗУН. подлежащие проверке :
1. Раскрытие темы сочинения. (У)
2. Умение анализировать (У)
3. Обоснованность и самостоятельность суждений (З)
4. Стилевое единство. (Н)
5. Речевые и орфографические ошибки.(З)
СОКР – 6
Вид работы Чтение наизусть.
Тема: Природа в лирике русских поэтов.
Цель: Знание содержания произведения, выразительное чтение, эмоциональное восприятие.
Элементы ЗУН. подлежащие проверке:
1.Полное знание текста.(З)
2.Выразительное чтение (У)
3.Соблюдение орфоэпических норм. (Н)
4.Артистизм. (У)
5. Владение аудиторией (У)
ТАБЛИЦА ПОДСЧЕТА СТАНДАРТНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ ЗА 1У ЧЕТВЕРТЬ.
СОКРЫ | СОКР-7 | СОКР -8 |
Время проведения | 72- урок | 87-88 урок |
Форма проведения | Сочинение | Тестирование |
Время проведения | 40 мин | 1 час 20 мин |
Количество ЗУН | ||
Количество СРБ |
СОКР – 7
Вид работы Сочинение
Тема «Дети в произведениях Н.Некрасова, А. Чехова, А.Куприна»
Цель: Проверка письменной речи учащихся, умение анализировать произведение.
Элементы ЗУН, подлежащие проверке:
1.Тема сочинения раскрыта полно (У)
2.Раскрыта основная мысль (Н)
3.Умение анализировать произведение (У)
4.Речевые и стилистические ошибки отсутствуют (З)
6. Отсутствуют орфографические и пунктуационные ошибки (З)
СОКР- 8
Вид работы Тестирование.
Тема Итоговое тестирование.
Цель: Проверка знаний учащихся за курс литературы 5 класса.
Примерные тесты:
1.Жанром устного народного творчества являются?
А. Повесть Б.Рассказ В.Сказка
2. Какая сказка относится к волшебным ?
А. «Василиса Прекрасная» Б. «Лисица и Волк»
В. «Мудрый крестьянин»
3.Из какой басни эти строчки?
«Чем кумушка считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться.»
А. «Волк и Ягненок» Б. «Зеркало и Обезьяна» В. «Лжец»
4.Назовите персонаж, которому принадлежат эти слова в стихотворении М.Ю.Лермонтова «Бородино»?
«Да, были люди в наше время …»
А.Старый солдат.
Б. Полковник
В.Молодой солдат.
5.Из какого стихотворения Тютчева эти строки?
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят …
А. «Весенняя гроза» Б. «Весенние воды» В. «Летний вечер»
Остальные 15 тестов на усмотрение учителя.