Основные формы проведения психопрофилактической деятельности психологом посредством психопросвещения, специфика их использования.

Для реализации задач психопросвещения применяются следующие средства, требующие психологической подготовки от их организатора:

1) лекция;

2) научный семинар;

3) научно-практический семинар;

4) семинар-тренинг;

5) консультирование;

6) самообразование.

Лекция – традиционный и наиболее удобный и распространенный способ психопросвещения, который особенно хорош при организации взаимодействия с малознакомой аудиторией, где другие формы работы труднодоступны в использовании. Применимость лекции связана не только с особенностями аудитории, но и с этапом психологической работы – она вотребована на первичном этапе и может предвосхищать использование таких способов организации психопросвещения, как научный семинар, научно-практический семинар, семинар-тренинг, групповое консультирование, и может выступать в таких случаях в качестве их составной части.

Лекция как средство психопросвещения обладает рядом преимуществ:

а) одновременный охват большой по численности аудитории;

б) возможность в короткое время изложить основные сведения по проблеме;

в) возможность стимулировать интерес к обсуждаемому вопросу и мобилизации слушателей к разрешению проблемы.

Наряду с достоинствами лекция имеет и недостатки:

а) лекция предполагает преимущественно монологическую форму взаимодействия с реципиентами и пассивную позицию слушателей, что препятствует изменению мнения у них на проблему, которое сформировалось на основе ранее сложившегося опыта и упрочившегося на его основе мнения и взглядов на проблему и пути ее решения;

б) отвержение – и в результате быстрое забывание обсуждаемого слушателями ввиду отсутствия у них заинтересованности к вопросу или проблеме и расхождения их взглядов с высказываемой лектором позицией;

в) трудность организации и «разворачивания» дискуссии и привлечения слушателей к активным формам работы.

К организации и проведению лекции предъявляются требования:

1) материал лекции должен иметь связь с насущными проблемами слушателей (индивидуальными, личными или профессиональными);

К примеру, - для школьных учителей тематика лекции должна касаться трудностей, которые они испытывают в работе при преодолении неблагополучия развития школьников;

- для родителей – в лекции могут освещаться любые вопросы, затрагивающие особенности организации взаимодействия и воспитание детей.

- для сотрудников организации – лекционный материал можно подбирать таким образом, чтобы в нем отражались проблемы оптимизации климата в трудовом коллективе, улучшения показателей коллективной деятельности прочее.

2) информативность лекции – предусматривает включение в содержание лекции новейших сведений по проблеме, при сохранении опоры на уже сложившиеся представления о проблеме.

В соответствии с данным требованием недопустимым считается:

- включение общих рассуждений в содержание лекции;

- повторение известных истин;

- употребление в структуре лекции сложных теоретических построений;

- чрезмерное упрощение содержания и формы изложения материала.

3) доказательность сведений, приводимых в лекции – предполагает демонстрацию значимости информации, сообщаемой в лекции для жизненной практики, и убеждение слушателей в истинности высказываемого.

Убеждение реципиентов в правдивости приводимых в лекции сведений обеспечивается за счет:

а) подтверждения сообщаемой информации фактами (Для этого лектором тщательно подбираются факты и аргументы, причем каждый аргумент должен иметь тесную связь с выдвинутым в лекции тезисом.);

б) доказательства основных идей и положений лекции с помощью рассуждений, в которых одно положение обосновывается другим, подтверждая все, что высказано ранее;

в) правильностью расставления акцентов (внимание слушателей должно акцентироваться на тех сведениях и фактах, которые доказывают основные идеи лекции;

г) четкостью оформления мыслей и идей, выражаемых лектором.

4) проблемность изложения материалов лекции – достигается за счет побуждения слушателей к размышлению над проблемой, активизации слушателей к поиску ответа на поставленный вопрос. Средством реализации данного требования является дискуссия лектора с самим собой и приглашение слушателей к совместным размышлениям над проблемой, к проведению ее детального анализа всей аудиторией.

5) эмоциональность изложения материала – содействует стимуляции активности слушателей, что обеспечивается следующими мерами:

- привлечение в лекцию примеров из литературных источников;

- опора на собственную практику;

- демонстрация заинтересованности в решении проблемы;

- умелое установление контакта с аудиторией, что обеспечивается профессиональным владением лектора коммуникативными техниками.

6) практическая направленность лекции – предусматривает формирование у слушателей четкого представления о том, как внедрить в практику сведений из лекции.

Научный семинар – широко используется в профессиональной сфере, где интересы участников имеют общие точки соприкосновения и совпадают по многим позициям. Проблематика, предлагаемая к обсуждению на научном семинаре несколько шире лекционной, ее отличает то, что сообщаемые сведения относятся к разрабатываемым учеными разных научных направлений, то есть лежат в области пересечения научных отраслей.

Форма проведения научного семинара – лекция-беседа. Лекционная часть предназначена для общего ознакомления с сущностью проблемы, для сообщения теоретических сведений, раскрывающих суть проблемы с разных сторон. Беседа обеспечивает вовлечение участников семинара в дискуссию. Умелое сочетание в процессе семинара обеих частей способствует эффективному достижению его основных целей.

Семинар отличается от лекции своей продолжительностью. Он может состоять из 1-3 занятий и даже большего числа встреч.

К организации и проведению семинара предъявляются следующие требования:

1) актуальность материала – его соответствие современным потребностям слушателей;

2) информативность – сообщение в ходе семинара новых сведений по рассматриваемой проблеме, новых взглядов на ее природу и пути преодоления;

3) соответствие сведений потребностям и ожиданиям слушателей, их теоретической подготовленности;

4) исключение увлеченности использования сложной научной терминологии, организация общения на языке, понятном реципиентам;

5) избегание ведущим семинара высокомерного менторского тона, недопустимость занятия им позиции поучающего эксперта;

6) проявление руководителем семинара доброжелательности, естественности, открытости чужому мнению, терпимости к ошибочному мнению, высказываемому участниками семинара;

7) способность руководителя семинара убеждать участников и доказывать высказываемые идеи.

Научно-практический семинар – применяется преимущественно как средство психологического просвещения в профессиональной сфере.

Специфика научно-практического семинара заключается в том, что его структура представлена двумя частями: теоретической частью и практической. Теоретическая часть предназначена для сообщения основных сведений по проблеме, а практическая предназначена для обучения участников семинара методам применения полученных знаний на практике. Формирование практических навыков у участников семинара обеспечивается посредством предложения им к выполнению различных заданий:

- решение практических задач;

- моделирование разных ситуаций (типичных, атипичных, проблемных);

- рефлексия собственного удачного и неудачного опыта;

- ролевые игры.

Эффективность научно-практического семинара достигается за счет создания для этого особых условий:

1) возможность ознакомления участников семинара с разными мнениями на ту или иную проблему, высказываемыми коллегами (другими участниками семинара), которые могут кардинальным образом отличаться от их собственных взглядов;

2) возможность обсуждения разногласий и противоположных мнений и выработки общей стратегии по решению проблемы в процессе дискуссии;

3) возможность отстаивать собственную позицию любым участником семинара, свободно высказывать своего мнения;

4) возможность увидеть себя во мнении других участников семинара, что позволяет оценить свою жизненную и профессионально-практическую компетентность и подвергнуть коррекции не совсем удачные представления.

Научно-практический семинар обладает достоинствами:

а) создает предпосылки для корректировки собственных представлений о том или ином вопросе у каждого участника семинара;

б) предоставляет условия для формирования творческого подхода в межличностном познании и взаимодействии;

в) позволяет отработать технологические приемы конструктивного поведения и общения участников;

г) предоставляет возможности для аутодиагности личности, деятельности и общения и психодиагностики личности, деятельности и общения других участников семинара;

д) активизирует процессы самопознания и содействует развитию наблюдательности за проявлениями активности другими людьми.

Семинар-тренинг – наиболее востребован для использования в профессиональной сфере, основанной на межличностном взаимодействии, то есть среди профессий «человек – человек». Большие нервно-психические издержки требуют от представителей данной категории профессий:

- высокого уровня компетентности;

- особого развития личностных качеств, в особенности морально-этических;

- сформированности коммуникативной культуры и навыков вступать и организовывать межличностные отношения;

- оптимального развития социально-перцептивной сферы;

- развитых умений саморегуляции поведения, деятельности и общения.

Адекватное развитие социальной перцепции, межличностной коммуникации, самоконтроля и самоуправления – способности личности, недостаточная сформированность которых требует привлечения психотерапевтических техник, которые, собственно, и включаются в средства работы психолога-ведущего семинара-тренинга.

Структура семинара-тренинга не имеет такой четкой дифференциации на части, как у научно-практического семинара. Его структурные компоненты могут иметь разные сочетания, в зависимости от целей и задач занятия. Тем не менее, количество элементов, описывающих структуру семинара-тренинга, постоянно. К ним относятся следующие виды деятельности:

1) сообщение психологической информации, имеющей значение для решения задач семинарского занятия;

2) использование элементов диагностики и самодиагностики;

3) применение психотехнических игр и упражнений;

4) использование позиционных игр;

5) применение тренинговых техник разных психологических подходов и школ.

Психологическое консультирование – применяется для решения конкретных проблем и предполагает расширение представлений консультируемого (ых) о причинах возникших или возможных затруднений и путях преодоления или предупреждения проблемы, а также освоение некоторых способов действий, позволяющих избежать появления проблемы или ее симптомов.

Задачи психологического консультирования могут решаться посредством двух основных форм:

а) персонального консультирования – предусматривает взаимодействие с одним лицом, в ходе которого рассматриваются условия и возможности преодоления конкретной проблемы.

б) группового консультирования, которое может проводиться в виде консилиума или круглого (дискуссионного) стола. Оно, как и персональное консультирование позволяет в процессе взаимного обмена информацией участникам выработать стратегию по преодолению или предупреждению проблемы. Консилиум достаточно широко применяется в школьной психологической практике при обсуждении проблем адаптации учащихся, перешедших учится в среднее звено школы и на этапе подготовке учеников к этому переходу.

Самообразование – относится к средствам психологического просвещения, отражающий высокий уровень психологического самосознания и заботы о себе личности, которая прибегает к данному виду психопрофилактики. Самообразование отражает высокую степень эффективности всех вышеуказанных форм работы, поскольку предусматривает включение собственной активности индивида по самоорганизации психопросвещения. Оно является действенным способом повышения профессиональной и жизненной компетентности и психологической культуры индивида. От психолога при организации самообразования других лиц требуется:

1) ориентация индивида в психологической литературе, помощь в подборе литературных источников, подходящих индивиду по уровню его интеллектуального развития и его психологической подготовленности к восприятию тех или иных сведений;

2) помощь в формировании умений добывать психологические знания в соответствии с потребностями индивида, образовывать себя психологически;

3) поддержка поискового (касающегося добычи необходимых сведений) и практического (предполагающего овладение способами применения тех или иных знаний в жизни, формирование необходимых умений на основе полученной информации) интереса к психологии.

Литература:

Наши рекомендации