Основные положения теории транзактного анализа
Теоретически транзактный анализ возник на основе психоаналитических концепций,
постепенно развивая в себе элементы коммуникативной терапии и поведенческого
подхода, а также включая теоретические аспекты клиент-центрированной, системной,
телесной, гештальт2сf4-терапии, теории объектных отношений и селф-психологии. Наиболее
важные теоретические разработки, сделанные в области транзактного анализа,
следующие:
1. Теория личности, базирующаяся на модели эго-состояний Берна. Модель эго-
состояний позволяет провести четкое различие между адекватным восприятием
реальности (Взрослый) и проигрыванием интроецированных образов (Родитель) и
собственного опыта из прошлого (Ребенок), что в классическом психоанализе
обозначается как перенос. Кроме того, разработана функциональная модель эго-
состояний, показывающая, как вышеупомянутые возможности отражаются в
категориях поведения.
2. Теория социальных взаимодействий, основанная на концепции транзакций.
Концепция транзакций (Эрик Берн) отражает закономерности межличностной
коммуникации из различных эго-состояний. В дальнейшем она была развита в
модель процесса коммуникации (Тайби Калер и др.), определяющую возможные
каналы эффективной коммуникации людей в зависимости от типа их личности.
3. Концепция психологических «голодов» (Эрик Берн), определяющая
психологические потребности личности, играющие ведущую роль в
межличностной коммуникации - в стимуляции, признании и структуре. Изучены
также способы, которыми люди удовлетворяют эти потребности (поглаживания,
структурирование времени).
4. Концепция эмоционального рэкета (Эрик Берн, Фанита Инглиш, Ричард Эрскин,
Мерилин Зальцман), определяющая природу неосознанного эмоционального
манипулирования в процессе коммуникации.
5. Концепция эмоциональной грамотности (Клод Стайнер), позволяющей осознанно
управлять эмоциональными проявлениями личности с учетом возможных
последствий для самого человека и его взаимоотношений.
6. Концепция психологических игр (Эрик Берн, Стивен Карпман), определяющая
природу повторяющихся неаутентичных взаимодействий со скрытым подтекстом.
7. Концепции обесценивания и пассивного поведения (Джекки Шифф и др.),
показывающие механизм навязывания симбиотических ролей в межличностном
взаимодействии.
8. Концепция жизненного сценария (Эрик Берн), как неосознанного плана жизни,
принятого в детстве под влиянием родителей и определяющего поведение человека
в решающие моменты жизни. Многими авторами были разработаны различные
методы анализа и изменения жизненного сценария (Эрик Берн, Клод Стайнер,
Роберт и Мери Гулдинг, Тайби Калер и др.).
9. Концепция циклов детского развития (Памела Левин, Джин Илсли-Кларк),
определяющая основные стадии психологического развития детей, задачи,
решаемые детьми на этих стадиях, оптимальное поведение родителей, а также
закономерности повторения стадий развития во взрослом возрасте.
10. Теория развития групп и организаций (Эрик Берн, Петрушка Кларксон),
описывающая структуру и динамику процессов в группах, роль и оптимальную
стратегию лидера. Разработана совокупность методов анализа проблем групп и
организаций для выработки рекомендаций по организационному развитию.
11. Теория психопатологии, определяющая как характер нарушения
функционирования личности, так и причины его возникновения. Продолжает
развиваться большим количеством авторов, начиная с Эрика Берна (структурные
патологии эго-состояний – контаминации и исключения), как для общей оценки
функционирования личности, так и для отдельных диагностических категорий по
МКБ-10 (DSM-IV).
Теория транзактного анализа непрерывно развивается, проявляя тенденцию к интеграции
с другими модальностями психотерапии и включая современные научные разработки в
области психологии, медицины, социологии и других наук.