Виды тренингов, проводимых в рамках профориентационной работы
Профориентационный тренинг
Психологическая диагностика - необходимый этап профориентационной работы, с его помощью психолог выявляет способности подростка, особенности его личности и сферы интересов. Однако работа с клиентом не ограничивается только диагностикой, определением того, что уже существует. По результатам тестирования и во время беседы с психологом-консультантом выясняются слабые и сильные стороны подростка, определяются проблемные области, с которыми стоит работать. И для некоторых ребят работа с психологами нашего Центра тестирования и развития продолжается на тренинге.
Задачи тренинга
Что может дать тренинг самоопределяющемуся подростку? В первую очередь, возможность хотя бы немного разобраться в мире профессий и найти себя в нем, осознав свои личностные особенности, способности и потребности, свои сильные и слабые стороны. Он выполняет функцию помощника в принятии решения о выборе профессии и в поиске путей дальнейшего развития подростка.
В Центре тестирования и развития "Гуманитарные технологии" разработаны несколько видов тренингов, которые могут помочь самоопределяющемуся подростку в этой ситуации. Один из них, тренинг "Моя профессия", напрямую связан с выбором профессии, другие же позволяют ребятам развить интерес к учебной деятельности и сформировать такие навыки, как внимательность, запоминание материала, вычисления в уме, эффективные приемы общения и публичного выступления и др. Подробнее мы расскажем об этих видах тренингов дальше.
Вот основные задачи профориентационного тренинга "Моя профессия":
· активизация размышлений участника тренинга о выборе профессии;
· получение участником некоторых знаний о профессиях;
· ознакомление участника с характеристиками некоторых профессий;
· получение участником нового опыта (позитивного и негативного) в выбранной профессии, освоение моделей профессионального поведения;
· создание условий для анализа и выводов, для самостоятельного принятия решений;
· получение обратной связи о себе как профессионале в игровой деятельности.
Таким образом, тренинг позволяет оказавшемуся в ситуации выбора подростку примерить на себя хотя бы некоторые из профессиональных ролей, понять, насколько они ему подходят или не подходят и почему, и развить те навыки, которые ему необходимы для успешной учебы и самореализации в будущей профессии.
Структура и содержание профориентационного тренинга
Тренинги, разработанные в нашем Центре, представляют собой обучающие и развивающие программы с элементами тренинга личностного роста. В тренингах способностей формируются различные навыки, необходимые для учебы и будущей работы. В профориентационном тренинге важно, чтобы ребенок примерил на себя разные профессии, попробовал в игре получить хотя бы условный, примерный опыт выполнения характерных для той или иной профессии задач, соотнес его со своими представлениями о профессии, со своими интересами и способностями.
Структура профориентационного тренинга "Моя профессия" такова:
1. перед тренингом происходит определение 3-х профессий, с которыми пойдет дальнейшая работа участников;
2. эти профессии сравниваются между собой по различным критериям;
3. участники делают "безответственный" выбор одной профессии;
4. происходит изучение "безответственно" выбранной профессии;
5. участники принимают роль профессионала и участвуют в ролевой игре, связанной с выбранной профессией;
6. происходит рефлексия игры и своего участия в ней;
7. участники делают "ответственный выбор" одной профессии или отказ от него;
8. происходит совместное определение путей и направлений дальнейшего развития;
9. участники планируют дальнейшие свои шаги.
Структура этого тренинга неизменна, меняется только само содержание ролевой игры, она каждый раз новая.
Виды тренингов, проводимых в рамках профориентационной работы
Как мы уже отмечали выше, кроме тренинга "Моя профессия", разработанного непосредственно для помощи в выборе профессии, в нашем Центре существует серия тренингов, позволяющих подростку развить свои способности и навыки в тех областях, которые ему необходимы для будущей работы.
Рассмотрим подробнее три направления развития и относящиеся к ним тренинговые программы.
СПОСОБНОСТИ (тестовый блок "Способности" комплекса Профориентатор):
РАЗВИВАЮЩИЕ ТРЕНИНГИ: "Внимание - сила", "Свобода общения", "Управление временем", "Сдача экзамена".
Изменять свои способности в подростковом возрасте нелегко, основная трудность связана с потерей мотивации к учёбе.
Развитие способностей может дать результат двух видов: прямой и косвенный.
Прямой результат выражается в непосредственном изменении способности. Это достигается постоянными тренировками на протяжении долгого времени, при этом формируются интеллектуальные навыки в целом. Например, чтение формирует лексические навыки и эрудицию, а решение задач по математике - навыки устного счёта и логику. Школьные занятия в данном случае являются прекрасными тренировками.
Косвенный результат выражается в приобретении новых знаний о способности и их использовании. Это достигается изучением приёмов и методов, помогающих использовать ту или иную способность, при этом формируется навык постоянного применения конкретных приёмов и методов. Например, публичное выступление помогает формировать лексические навыки (через желание их использовать), а работа без калькулятора - навыки устного счёта и логику.
Специализированные тематические тренинги подразумевают чаще косвенный результат и служат изучению и закреплению поведенческих приёмов.
Пример такого тренинга - программа развития навыков внимания "Внимание - сила". Конкретные его задачи:
· осознание участниками тренинга значимости внимания;
· изучение факторов, влияющих на внимание;
· обучение участников методикам привлечения внимания к определённым объектам и закрепление навыков их применения;
· обучение методике и навыку ухода от помех (отвлекающих факторов).
Пройдя такой тренинг, подросток создаёт себе условия для более эффективного использования способности "внимание".
ОБЛАСТЬ ИНТЕРЕСОВ (тестовый блок "Интересы" комплекса Профориентатор):
РАЗВИВАЮЩИЙ ТРЕНИНГ"Облака знаний".
Особым видом работы, направленным на развитие и усиление интересов и мотивации, является активизирующий тренинг. Он разработан специально для школьников с невыраженными интересами ("ничего не хочу" или "всё хочу") и проводится в форме ролевых игр. Цель ведущего такой программы - повышение мотивации к учебной деятельности, а достигается она путем создания условий для привлечения внимания и активизации размышления участников на определённые темы.
Наиболее частыми приёмами, которые используют ведущие, являются "создание выбора" и "активизирующие вопросы". На занятии или в упражнении перед участниками ставится некая задача. Они должны решить её, используя определённые ресурсы и условия (время, люди, бумага и пр.). Любая ситуация выбора заставляет человека оценивать и сравнивать, фиксируя его внимание на определённом объекте. Иногда для этого бывает достаточно задать вопрос. Любой вопрос заключает в себе некую неопределённость. Объект этой неопределённости и становится объектом направленности мышления участника собеседования или тренинга.
Важно заметить, что активизация мышления не всегда приводит напрямую к заинтересованности. Зачастую, как бы учитель не хотел заинтересовать ученика в своём предмете, это не всегда получается, здесь многое зависит от личности обоих. Поэтому возможность заинтересовать подростков в какой-то конкретной области не является самоцелью ведущего активизирующего тренинга. Достаточно бывает добиться того, чтобы ребята сравнили некоторые сферы, сделали выбор, а дальше опыт сам сформирует интерес или его отсутствие.
ЛИЧНОСТЬ (тестовый блок "Личность" комплекса Профориентатор):
РАЗВИВАЮЩИЕ ТРЕНИНГИ: "Психологический театр", "Самопознание", "Облака знаний", "Формула таланта".
В подростковом периоде развития особенно ярко идёт процесс формирования личностных качеств человека, ценностное самоопределение. Именно в возрасте 12-18 лет ребята переживают подростковые кризисы. Они начинают задавать себе серьезные вопросы о себе, о мире, о других людях и своих отношениях с ними. И не всегда могут ответить на эти вопросы - не хватает опыта и знаний. Чтобы во всем разобраться, им нужна помощь и поддержка. Но кто поможет? Родители, друзья, школьный психолог? К сожалению, родителям дети не всегда доверяют. Компетентность друзей-сверстников вызывает сомнение у родителей, да и для самого подростка авторитетнее тот, кто постарше. Школьный психолог, как правило, открыт для контакта, но подросток не идёт к нему в кабинет, потому что не хочет выделяться ("А вдруг подумают, что со мной что-то не так?").
Работа с психологом-тренером в группе подростков с похожими проблемами - вот хороший выход из сложной ситуации. Вместе с опытным старшим товарищем ребята учатся познавать себя и других, развиваться, задавать вопросы и отвечать на них. Личностный рост - это форма. Содержанием же может стать любая тематика, интересующая подростков: общение, дружба, маски и роли, внутренний мир, учёба и жизнь, творчество… Наша личность - картина, а жизнь - палитра. Есть ещё и рука художника…
Определение сфер развития с использованием тестовой батареи "Профориентатор"
Результаты профориентационного тестирования позволяют определить направления постдиагностического развития. В отчете по тесту, кроме основной информации, подросток получает рекомендации о том, какой тренинг ему больше подходит. Показатели по шкалам трёх описанных выше блоков теста ("Интересы", "Способности" и "Личность") показывают, насколько участие в том или ином тренинге имеет смысл. В беседе с психологом-консультантом эти рекомендации уточняются, и подросток принимает решение о том, нужен ли ему тренинг и если да, то какой.
Вот так выглядит фрагмент отчета о прохождении комплекса тестирования "Профориентатор" с рекомендуемыми тренингами:
Рекомендуемая тренинговая программа (в рассматриваемом нами случае это Самоорганизация) лежит в коридоре "выше 5,5". Из чего же получаются выводы о том, какие тренинги нужны?
Актуальность участия в программах формируется необходимостью и потенциалом. Рассмотрим шкальный профиль этого же подростка, его результаты по трем блокам "Профориентатора":
Рекомендация участия в тренинге "Управление временем" зависит от нескольких условий:
1. низкий показатель по шкале "Самоконтроль" (блок "Личность");
2. низкий показатель по шкале "Эмоц. стабильность" (блок "Личность");
3. высокий показатель по шкале "Общение" и "Искусство" (блок "Интересы");
4. высокие показатели по шкалам "Абстрактная логика", "Эрудиция", "Внимание" (блок "Способности").
Судя по тесту, Вы человек импульсивный, гибкий и переменчивый (пункты 1 и 2). Вам сложно четко планировать свое время, соблюдать правила и поддерживать порядок. Однако в будущей профессиональной деятельности, да и для жизни в целом, такие навыки являются очень полезными. Научиться всё успевать, ставить цели и доводить дела до конца Вам поможет программа "Управление временем. Пункты 3 и 4 отражают потенциал, т.е. то, насколько эффективно можно развивать эту сферу. Интерес к искусству, желание общаться, высокая эрудиция и хорошее внимание - помощники в прохождении программы. Но самые значимые помощники - воля и желание развиваться. Поэтому любой результат должен быть подкреплен собеседованием с участником тестирования с целью уточнения пожеланий и актуальности прохождения тренинговых программ.