Вопрос 2. социальная квалиметрия как наука
В социологии были введены понятия: "квалитология" — наука о качестве и "квантификация" — количественное выражение качественных признаков. С этого, по сути дела, началось формирование научной основы для социального измерения при помощи системы показателей в виде эмпирических индикаторов и математических символов.
В отечественной науке постепенно сформировалось представление, согласно которому квалиметрия в социальной работе — это область социальных наук об измерении и количественной оценке качества различных социальных объектов и субъектов, процессов и состояний, о методологии и методике оценки эффективности теоретических разработок, социального образования и практики социальной работы во всех ее проявлениях и во всех сферах социальной жизни общества.
Безусловно, социальная квалиметрия опирается на положения общей квалиметрии. В то же время она использует теорию сравнения и общую логику оценки качества социальных объектов. Предметом социальной квалиметрии становятся научные знания и наработки, отражающие качество деятельности специалистов социальной сферы, социальных учреждений и органов управления в различных секторах социальной сферы общества.
Для практической социальной работы чрезвычайно актуальна проблема разработки методологии социальной квалиметрии и методик оценки качества услуг системы социального обслуживания, пенсионного обеспечения, социального страхования, социального образования, различных мер социальной поддержки социально незащищенных слоев населения, в целом — системы социальной защиты как современного механизма реализации социальной политики.
Ключевые понятия: "качество общества", "качество жизни людей", "качество социальной политики", "качество социальной защиты", "качество социального обеспечения и качество социального обслуживания", "качество социальных служб", "качество деятельности социального работника" и др.
Практический профессиональный специалист по социальной работе задумывается над вопросами квалиметрии в социальной работе.
Качество как характеристика сущности социальных объектов и их свойств, всегда имело, имеет и будет иметь практическое значение. Поэтому вопросы оценки качества различных видов, форм и методов социальной работы, мера качества и показатели оценивания качества были и остаются среди важнейших.
В социальной сфере оценка качества социальной политики, социальной защиты, социального образования, социального обслуживания и других секторов может быть произведена на основе как предметной квалиметрии (по предмету оценивания — квалиметрия социальной политики, квалиметрия высшего профессионального образования и т. д.), так и специальной квалиметрии (по методам и моделям оценки — экспертная квалиметрия, теория оценивания эффективности, индексная квалиметрия и др.)
Для оценки социальных объектов и процессов в соответствующих ситуациях могут использоваться специальные квалиметрии: тестовая, экспертная, индексная, таксономическая, вероятностно-статистическая, нечеткая квалиметрии.
(см.: Титов И. А. Экспертные технологии в управлении и оценке качества высшего образования//Общие проблемы квалиметрии в образовании. Ч. 2: Материалы XI симпозиума "Квалиметрия в образовании: методология, методика, практика". — М., 2006, с. 6-7).
Тестовая квалиметрия характеризуется ситуацией оценки с высокой степенью ее формализуемости. Нередко ситуация такова, что применяемые методы могут рассматриваться как методы тестово-экспертной квалиметрии.
Особенностью экспертной квалиметрии является ее ориентация на человека как непосредственного измерителя качества в системе оценки. Привлечение экспертов как специалистов высокого уровня основано на использовании их знаний, опыта и интуиции (плохо формализуемых). Характеристики, по которым оценивается качество объекта, носят при этом субъективный характер.
Индексная квалиметрии базируется на аппарате теории индексов. Применение индексной квалиметрии характеризуется ситуацией, при которой оцениваются некоторые изменения, темпы движения показателей качества и объектов.
Таксономическая квалиметрия используется в ситуации, когда процедуры оценивания разрабатываются в виде классификационных процедур. Сложность формирования квалиметрической таксономии связана с современным состоянием науки о классификациях и классификационной деятельности, находящимся в стадии своего становления. Класс качеств рассматривается как совокупность свойств, тождественных по отношению к базе сравнения. Синонимами класса качеств в этой ситуации становятся категории, роды, сорта и т. д.
Вероятностно-статистическая квалиметрия применима в ситуациях, в которых оценка качества ориентирована на использование статистических оценок характеристик объектов оценки. Наиболее характерно применение методов вероятностно-статистической квалиметрии в тех случаях, когда оцениваются массовость, стабильность, используются выборочные методы контроля и т. д. Они являются основой для формирования экспертных квалиметрических систем.
Нечеткая квалиметрия применяется в ситуации, когда объект оценки слабо формализуем, его характеристики носят описательный характер, изменение интенсивностей свойств оценки сопровождается факторами нечеткости и неопределенности. Целесообразно использование методов нечеткой квалиметрии при оценке качества объектов мониторинга.
Социальная квалиметрия как наука связана с измерением качества деятельности различных типов и видов учреждений социального обслуживания населения и социальных услуг. В основе этого направления лежат положения национальных стандартов, определяющие требования к системе качества учреждений и социальных услуг.
В ГОСТ Р 52495-2005 "Социальное обслуживание. Термины и определения" качество социальной услуги определяется как "совокупность свойств социальной услуги, определяющая ее возможность и способность удовлетворить потребности клиента социальной службы и осуществить его социальную реабилитацию или социальную адаптацию".
В ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание. Система качества учреждения социального обслуживания" под "системой качества учреждения понимают совокупность его организационной структуры (с распределением ответственности сотрудников за качество услуг), правил, методов обеспечения качества услуг, процессов предоставления услуг, ресурсов учреждения (людских, материально-технических, информационных и других), обеспечивающую осуществление административного руководства качеством услуг".
Методология и теория оценивания качества учреждений социального обслуживания и их отдельных служб постоянно развиваются, так как свойства социальных объектов постоянно изменяются, совокупность свойств социальных служб усложняется и взаимно обогащается, что ведет к корректировке численных значений социальных объектов. При этом появляется возможность сопоставлять полученные данные с подобными характеристиками аналогичных объектов.
Необходимо постоянно искать количественные показатели, способствующие адекватной оценке качества деятельности учреждений с наименьшими погрешностями, оптимальные пути продвижения от оценки уровня качества объекта к исследованию качества, соответствующего запросам клиентов социальных служб, отдельных категорий населения и общества в целом.
Приоритет в выборе количественных показателей для оценки качества социальных услуг всегда на стороне клиентов — реальных потребителей услуг.
Учитывая современный уровень развития социальной квалиметрии, следует иметь в виду, что квалиметрическая оценка качества учреждений и социальных услуг есть только основа и начальная фаза сложного процесса управления качеством социальных объектов.