Вопрос.Социальная работа как наука и профессия.

История начала профессионального образования соц. Работников США связано с именем Мери Ричмант, которая преподавала в первой школе соц. Работы, открытой в 1898 году. 1899 – издается первая книга Ричмант, которая называется “дружеский визит к беднякам”, руководство для работающих в благотворительных организациях. Следующая работа “соц. Диагноз”, в нем она представила методы соц. Р., которая потом получила название – Индивидуальная психотерапия. Открывшиеся позже школы соц. Р. Руководствовали принципами ментальной гигиены, разработанными Ричмант, которые в дальнейшем явились основой этических норм соц. Работника. Она полагала, что учет всех обстоятельств той или иной ситуации приводит к надежному знанию причин проблем. Она рассматривала соц помощь как комбинацию мер, результатом которых является как изменение самого индивида, так и соц окружения. В это же время в США получило развитие другое направление, это организация приютов для беженцов, мигрантов и людей работающих по контракту. В содержании его деятельности акцент ставился на самопомощь и взаимопомощь. Джеймс Адамс одна из лидеров этого движения, основала Сеттльмент (работа в приютах). В последнее время в США соц р имеет 3 направления: 1) конкретный индивид, 2) группа людей находящиеся в трудной ситуации, 3) община. Профессия соц. Р. Официально зарегистрирована в российских документах в марте-апреле 1991 года, она создана для решения соц проблем человека и общества. Соц работа – профессионально осуществляемая соц поддержка. Усилия направлены на создание условий, при которых человек будет функционировать на принципах самодостаточности. Цель соц работы: 1) улучшение функционирования человека, 2) уменьшение проблем в жизни клиента, 3) осуществление перемен в жизни клиента. Смысл соц работы заключается в формировании и развитии умений человека эффективно решать жизненные проблемы.( любые затруднения, противоречия в жизни человека). Основные задачи соц работы: 1) усилить мотивацию клиента, 2) усилить способности человека решать свои проблемы, 3) предоставить клиенту ресурсы для решения проблемы. Условием решения проблем является обеспечение перемен в жизни человека и его окружающей среды. Эта деятельность делиться на этапы: 1) формулирования целей, 2) производство знаний (получение информации для осуществления перемен) 3) развитие инструментария ( методы) 4) работа по осуществлению (деятельность) 5) работа по дальнейшему плану. Несмотря на индивидуальность проблем, у них обнаруживается нечто общее. Одна и та же проблема по – своему смыслу может быть одновременно проблемой нескольких людей т.е. социальной. Обозначая личностные проблемы людей, как социальные, допускается обобщенный уровень их анализа и решения в отличии от индивидуального уровня.

2 вопрос. Профессиональные особенности социальной работы. 1) для соц р характерны ориентации на реальных людей с их жизненными проблемами. Соц р отличается интегральным характером она объединяет в себя правовые, медицинские характеристики. 2) Посреднеческий характер, т.е. соц работник выступает посредником между клиентом и социумом. При рассмотрении посредничества можно выделить направления его осуществления: 1) между клиентом и институтами 2) между клиентом и другими специалистами 3) между клиентами 4) между другими специалистами привлекаемых для решения проблем клиента. Осуществление посреднических функций возможно при выполнении условий: 1) понимание соц работником смысла проблемы клиента 2) способность соц работника к адекватному выражению проблемы 3) знание соц работником инструментальных возможностей других профессий 4) знание соц ресурсов которыми располагают различные учреждения 5) доверие сторон посреднику. 3) ограниченный характер. Содержание соц работы аккомулирует в себе ограниченные элементы смежных профессий. Баркер соц работа – это прикладная наука в оказании помощи людям в достижении или достаточного уровня психо – социального развития. Соц работа как профессиональная деятельность охватывает 3 сферы: 1) соц. Терапия на индивидуально – личностном , семейном уровне. Соц адаптация, реабилитация индивида и решение конфликта в средовом уровне. 2) соц работа с группой – группы классифицируются по следующим признакам: по возрасту, полу, интересам или схожим проблемам. 3) соц работа на местном уровне. Она ориентирована на расширении сети услуг, на создании благоприятного соц климата в местах компактного проживания людей. Специализированная соц работа осуществляется в сфере труда и занятости, в сфере здравоохранения, в системах образования, правозащиты, вооруженных сил, для зак

3 Основные модели и теории соц.работы:
в настоящее время обозначились 3 дисциплины влияющие на теории соц.р.:
-социология.
-психология.
-педагогика.
это определяет теоретические подходы в соц.р.,которые разделяются на:

-психолого-ориентированные,

-Социолого-ориентированные,

-комплексно-ориентированные.
1.основу психолого-ориентированного подхода составляют познание закономерностей психологического развития и статуса человека в обществе. Возникли виды соц.работы,как:
-проблемно-ориентированные,
-функциональные,
-эго- ориентированные,
-кризис- интервертные.
их особенности в том числе и в целостном осознании постижения человека, связанных с признанием огромной роли прошлого опыта индивида, уходящая корнями в детство, воздействие которого не вполне осознаётся людьми. Целостность человека в этой связи видится, во-первых: в опоре на свой жизненный опыт, а также в том, как успешно он преодолевает конфликт своего прошлого опыта с настоящими решениями текущих проблем. Данный теоретический подход позволяет выбрать стратегию действий человека, как субъекта соц.р.

2.Социолого-ориентированный подход – сводится к познанию закономерностей соц.развития и структурирования обществ и взаимодействием его соц. институтов. Эта теория принималась для анализа соц. систем включающих соц.группы и общественные институты ( семья,коллектив).люди в стремлении улучшить свою жизнь зависят от окружающих систем. Из этого следует решение проблем соц. защиты человека, которое должно опираться на регулирование систем. Людям могут помочь 3 типа систем:

1)неформальные(естественные)- семья,друзья.
2)формальные системы – общинные группы, профсоюзы и т.д.
3)системы существующие в обществе в виде учреждений, ведомств, т.е. функционально – ориентированных организаций-школы,библиотеки,больницы.
Т.О. соц.работник в данном подходе воздействует на только на клиента,но и на среду его обитания.
3.компленсно- ориентированные подход. Подразумевает целостное ведение соц.проблем человека. Предполагают, что люди строят свое поведение в соответствии с моделями воспроизводимыми личностным сознанием. Ролевая модель включает проблему клиента , связанные с вопросами о том, как себя вести и развиваться с учетом прошлого опыта, а также как человек формирует свои представления о собственной роли в жизни.
соц.роль – это поведение человека, которое ожидается от человека другими людьми, при выполнении соц. функций.
Наиболее распространенной технологией, которая используется про работе с ролевой теорией – это перемена ролей, групповая дискуссия, групповая терапия –цель которой- освоение новых ролей в группе.

4.принцыпы соц.работы.
1) принятие человека таким, какой он есть. Клиент может быть как отдельный человек, так и семья или группа, которая имеет групповые индивидуальные особенности. Каждый клиент имеет юридическое и моральное право быть выслушанным или понятым. Имеет право на получение помощи в соц.ситуациях, при этом ему обеспечивают личную безопасность. Все специфические особенности клиента должны быть учтены при принятии решений по оказанию помощи.
2) уважение прав клиента на принятие самостоятельно решения на любом этапе совместной деятельности. Клиент имеет право: отказаться от предлагаемых вариантов действий; на изменение своей позиции, отказаться от взаимодействия на любом этапе и т.д.

3) конфиденциальность. Конфиденциальной информацией является всё, что касается жизнедеятельности клиента, его личного качества, его проблемы, а также всё то, что будет определено между клиентом и специалистом.
4)Полнота информирования человека о предпринимаемых в его интересах действий; информирование клиента необходимо в целях создания благоприятных условий, для активизации его личностных потенциалов, клиент имеет право знать обо всех действиях, которые предполагают предпринять с его участием или без.
5) ответственность. Специалист занимаясь решением конкретных проблем клиента, имеет ответственность за результат свей деятельности.
6) порядочность. Во взаимодействии с клиентом, является весьма важным принципом в связи с необходимостью обеспечить баланс интересов как своих личных, так и интересов клиента и его окружения.
Личная порядочность гарантирует качество и эффективность деятельности и обеспечивает ролное выполнение задачи.

5. профессиональная компетентность в практике соц.р.
Проф. компетентность соц.работника можно разделить на 2 вида:
1.Управленческая компетентность: включает теоретические знания и практические умения работника, необходимые как для работы с конкретным клиентом, так и для организации соц.защиты прав человека. Базу этого вида компетентности составляют знания научных основ организации

соответствующих гос.структур и т.д.
2. Психолого- педагогическая компетентность : формируется знаниями психологии и педагогики. Психологическая компетентность соц.раб.должна быть достаточно высокого уровня, т.к. в процессе деятельности ему придется решать общепсихологич., соц.- психологические проблемы и т.д. Профессионализм, как высокий стандарт профессиональной деятельности выражается в стабильности и результативности деятельности и связан с индивидуальным стилем деятельности. Анализ исследований по этой проблеме позволили выделить группы показателей профессионализма личности и деятельности с.р.: объективные и субъективные показатели.
-показатель объективного . в соц.р., объективным критерием выступает решение и разрешение проблем клиента, оказании помощи, профессиональные знания и умения, способствующие осуществлению посреднической миссии между клиентами и гос.структурами.
-субъективные показатели. В труде соц.р. субъективным показателем профессионализма выступает устойчивая профессионально- гуманистическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентаций, совокупность необходимых профессионально важных качеств личности, позитивное отношение к себе как профессионалу, отсутствие личностных деформаций.люченных.

6 вопрос. Клиент соц службы: понятие и типы. Клиент – в федеральном законе об основах соц обслуживания соц населения в РФ клиент – это гражданин находящийся в тжс, которому в связи с этим представляются специальные услуги. В зарубежной теории соц работы клиент выступает как неразрывность личности и ее бытия. В 1912 году возникает динамика изменения понятия клиент. Клиент это был иммигрант, живущий в нищете, имеющий проблемы адаптации к новой культуре. В 1927 году клиент – это субъект имеющий проблемы с адаптацией в обществе. В 1933 году клиент это молоимущий или находящийся за чертой бедности. В 1946 году клиент это представитель среднего класса имеющий проблему в семьях. В 1963 году это имеющий проблему в кругу семьи. В 1987 году это любой субъект, имеющий проблему. Подходы к понятию клиент: 1) психодинамический подход. Отношения складываются как врач и пациент, т.е. пациент должен признать, что источник проблемы в нем самом. 2) гуманистический подход – этот подход строится на ценностных подходах философии любви, а любовь –деятельность на благо ближнего. 3) биопсихосоциальный подход клиент – любой человек, который нуждается в совете и в помощи, связанный с материальным обеспечением. 4) системный подход – практика направлена на решение проблемы и развития клиентуры. 5) традиционный подход клиенты это те индивиды, которым оказывается помощь, которые с одной стороны заказывают услуги, а с другой стороны попадают в особое соц психологическое состояние. Типы клиентов. Типология клиентов связана со спецификой его запроса и видом помощи. Отечественные соц.р. разделили клиентов на 3 группы: 1) агрессоры – его характеризует эмоциональная жестикуляция, его требования сопровождаются угрозами, высказывает недовольство. 2) вежливый – просят извинения за хлопоты, ищет предлог для общения. 3) немой – эмоционально сдержан, стремится сократить процесс общения, выражает свои чувства и просьбу невербальными средствами. Джонси выделяет ряд групп клиентов: 1) те, кто ищут помощи для себя; 2) те, кто просит за других; 3) те, кто не просит о помощи, но поведение которых является угрозой для других; 4) те, кто использует взаимодействие с соц службами в корыстных целях. Классификация типов клиентов, зарубежными авторами: 1) добровольный тип, они имеют определенные пожелания и мотивацию, для поддержки; 2) вынужденные клиенты – это те, которые не считают, что нуждаются в услугах; 3) недобровольные клиенты – это люди, которые не ищут помощи или думают что не нуждаются в ней, но приходят по убеждению. Стать клиентом тяжело, т.к. человек должен признать, что у него есть проблема, что он не может ее решить самостоятельно.

7 вопрос. Методы социальной работы.

Методы социальной работы – это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы. По отношению к социальной работе как научного знания и как практической деятельности.

По степени общности можно выделить следующие группы методов:

Всеобщие ( философские) – определяют всеобщий путь, способ познания и преобразований общества;

Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, дедукция, опрос);

Частные, специальные методы – специальные способы познания и преобразование отдельных областей реального мира. В современных условиях и данной группе методов относят методы « социальной биографии», семейной биографии и т.д.

Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов соц. Защиты выделяют: социально-экономические, организационно-распорядительные, психолого-педогогические методы.

К социально-экономическим относят все способы, с помощью которых специалист оказывает воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и др. соц. интересы или потребности клиента;

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры соц. служб. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления соц. службами.

Психоло- педогогические методы связаны с косвенным воздействием на клиента через механиз социально-психологической и педогогической регуляции его социально самочувствия и поведения

С позиции взаимодействия соц. работника и клиента выделяют:

Индивидуальный метод соц. работы – основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации.

Метод групповой соц р . Оказывает помощь клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования соц поведения

Методы общинной соц р . Основан на воздействии соц службы или соц работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном уровне, региональном или общегосударственном уровне.

Наши рекомендации