Вопрос 13: Особенности становления профессии юриста в России

Становление профессии юриста относится к эпохе Петра I в период модернизации страны. До этого лишь предпринимались попытки.

Реформы Петра I. Хотел учредить Академию Наук, в которой собирался открыть юридический факультет. (1725)

Юридическое образование не было популярным в стране в те времена. По необходимости юристы приглашались из-за рубежа, особенно из Германии.

Открытие в 1755 году Московского Государственного Университета привело к изменениям в данной области. Юридический факультет МГУ включал три кафедры: всеобщее римское право, теория и история русского права, международное право. Сначала лекции студентам читали иностранные профессора на своем языке. В 1765 году на юридическом факультете МГУ обучалось всего 11 студентов, в 1767 году – 22 человека. В 1770 году 300 студентов поступило, но только 2 закончили обучение.

К началу XIX века России не удалось решить проблему подготовки государственных служащих с юридическим образованием. В конце XVIII – начале XIXвв начинают преподавать русские профессора. Одними из первых были Десницкий и Третьяков. Они внесли в русскую историю знания европейского права. В 1790 году русский профессор Борюшкин (не имел юридического образования) внес практическое направление в юридическое образование.

В XIX и XXвв Россия начинает нуждаться в квалифицированных юристах. Несколько направлений решения проблемы:

  1. Проведение преобразований в правовой сфере
  2. Проведение судебной реформы 1864 года (издание новых актов «Об адвокатуре, нотариате и судебных приставах»)
  3. Открытие и формирование юридических учебных заведений.

В XIX веке различные учебные заведения осуществляли подготовку юристов (Царскосельский лицей, МГУ, СПБГУ, Казанский и Демидовский в Ярославле, Варшавский, Киевский, Новороссийский, Пермский, Томский, Харьковский, Юрьевский университеты + училища высшего разряда:Демидовский юридический лицей, Катковский юридический лицей, Институт правоведения, военно-юридическая академия). Срок обучения – 3 года. В программу обучения входили лекции (по 4 часа в день) и практические занятия. Проходили ежегодные испытания. Особо успешные студенты получали звания «кандидат прав», остальные – «действительный юрист».

13 учебных дисциплин подразделялись на три блока. Студенты проходили практику в судах.

1905 г. – разрешение открывать частные вузы.

Отличительные черты юридического образования в России:

  1. В России главный организатор юридического образования – государство. Оно определяло формы и содержание юридического образования.
  2. Россия активно заимствовала западный опыт.
  3. Юридическое образование отличалось ориентированностью на государственные и политические потребности.
  4. Юридическое образование испытало воздействие двух крупных реформ (1835, 1864).

Билет 14. Основные формы профессиональной юридической деятельности. Принятие правового акта. Специализированная профессиональная деятельность.

I.

Деятельность - целенаправленное взаимодействие человека с окружающей средой, осуществляемое на основе ее познания и направленное на ее преобразование для удовлетворения потребностей человека.

Профессиональная юридическая деятельность - целенаправленные действия (поведение) юриста-профессионала по решению юридических дел, осуществляемые на основе норм процессуального права и направленные на соблюдение законности и укрепление правопорядка в государстве. В юридической деятельности и через юридическую деятельность проявляются основные закономерности функционирования юридической практики. Юридическая деятельность - основа юридической практики. Профессиональная деятельность юриста в большинстве своем протекает в рамках правовой формы деятельности государства - правоприменительной, правоохранительной и др., исходной единицей которой является юридическое дело. Поэтому юридическая суть профессиональной деятельности юриста та же, что и правовой формы деятельности государства: она всегда связана с нормами права, основана на законе, и имеет юридические последствия (См.§ Правовые формы деятельности государства)

Типовые элементы профессиональной деятельности юриста:

правовая оценка представленных или найденных фактов;

программирование поиска, проверки, оценки фактической информации;

поиск правовой информации;

подбор правовых норм, получение юридического вывода;

ведение в правовых рамках переговоров, выступление в судах и других органах, посредничество для решения конфликтов;

подготовка и оформление правовых документов в виде решений, справок, предложений, разработка и обоснование позиций;

контроль за процессом и результатами чьей-либо деятельности и др.

Наши рекомендации