Деловое общение и его кодекс
Выделяется несколько видов общения.
Деловое общение. Деловое общение представляет собой процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом. Деловое общение обычно включено как частный момент в какую-либо совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержанием является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затрагивают их внутренний мир.Деловое общение формирует и развивает способности человека, служит средством приобретения знаний и навыков.
Кодекс делового общения:
· принцип кооперативности (или кооперации) - «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;
· принцип достаточности информации - «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;
· принцип качества информации - «не лги»;
· принцип целесообразности - «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;
· принцип ясности - «выражай мысль ясно и убедительно для собеседника»;
· принцип слушания - «умей слушать и понять нужную мысль»;
· психологический принцип - «умей учитывать индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».
Соблюдение данного негласного кодекса делового общения - немаловажная составляющая делового успеха, потому что если один собеседник ориентируется на принцип вежливости, а другой - кооперации (принцип делового общения), возникнет нелепая, неэффективная коммуникация. Следовательно, правила общения должны быть согласованы и соблюдаться обоими участниками.
Специфика делового общения обусловлена тем, что оно возникает на основе и по поводу определенно вида деятельности, связанной с производством какого-либо продукта или делового эффекта. При этом стороны делового общения выступают в формальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты (В том числе и этические) поведения людей. Как и всякий вид общения, деловое общение имеет исторический характер, оно проявляется на разных уровнях социальной системы и в различных формах. Его отличительная черта оно не имеет самодовлеющего значения, не является самоцелью, а служит средством для достижения каких-либо других целей.
Особенности делового общения заключаются в том, что:
· партнер в деловом общении всегда выступает как личность, значимая для субъекта;
· общающихся людей отличает хорошее взаимопонимание в вопросах дела;
· основная задача делового общения - продуктивное сотрудничество.
Основную часть делового общения составляет служебное общение, которое определяет взаимодействие людей в фирмах, организациях на предприятиях в рабочее время. Кроме того, понятие «деловое общение» охватывает взаимодействие людей во внерабочее время - на деловых приемах, семинарах, выставках и т.п.
Более узко трактует деловое общение Е.Н. Зарецкая, полагая, что «деловое общение - это любая профессиональная коммуникативная форма деятельности, чаще всего речевая, лежащая в сфере, которая определяется ответом на четыре вопроса: для чего мы говорим, что мы хотим сказать, какими средствами мы это делаем и какова реакция на нашу речь». С психологической точки зрения, данное определение неполно, ибо всякое общение, не только деловое, помимо коммуникации включает в себя восприятие и взаимодействие.
Межличностное общение, напротив, сосредоточено в основном вокруг психологических проблем внутреннего характера, тех интересов и потребностей, которые глубоко и интимно затрагивают личность человека: поиск смысла жизни, определение своего отношения к значимому человеку, к тому, что происходит при разрешении какого-либо внутреннего конфликта.
Инструментальное общение - общение, которое не является самоцелью, но преследует какую-то иную цель кроме получения удовлетворения от самого акта общения.
Целевое общение - это общение, которое само по себе служит средством удовлетворения специфической потребности, в данном случае потребности в общении.
Светское общение характеризуется беспредметностью, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях. Правила светского общения:
· вежливость, такт - «соблюдай интересы другого»;
· одобрение, согласие - «не порицай другого», «избегай возражений»;
· симпатия - «будь доброжелательным, приветливым».
Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника с использованием разных приемов (лесть, запугивание, обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника.
Примитивное общение - когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен – то активно вступают в контакт, если мешает - оттолкнут или выскажут агрессивные грубые реплики; если получили от собеседника желаемое, то затем теряют интерес к нему.
Духовное общение. Характеризуется полным взаимопониманием, когда можно затронуть любую тему и не обязательное с помощью слов - друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонациям. Такое общение возможно, когда каждый участник представляет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, может предвидеть его реакции. Более глубокой формой духовного общения может считаться общение гуманистическое, удовлетворяющее потребности в понимании и сочувствии .
Ритуальное общение. Характеризуется поддержанием связи с социумом, подкреплением представления о себе как о члене общества (дни рождения, встречи выпускников, свадьбы, похороны, приветствия и прощания и т.п.).
«Контакт масок». Формальное общение, при котором отсутствует стремление понять и учесть особенности личности собеседника. Используются привычные маски - набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. Очень часто «контакт масок» используется людьми, постоянно находящимися в центре внимания.
В зависимости от содержания, целей и средств общение можно разделить на несколько видов.
По содержанию это:
1) материальное общение (обмен предметами и продуктами деятельности). При материальном общении субъекты, будучи занятыми индивидуальной деятельностью, обмениваются ее продуктами, которые в свою очередь служат средством удовлетворения их актуальных потребностей;
2) кондиционное общение (обмен психическими или физиологическими состояниями). При кондиционном общении люди оказывают влияние друг на друга, рассчитанное на приведение друг друга в определенное физическое или психическое состояние;
3) мотивационное общение (обмен побуждениями, целями, интересами, мотивами, потребностями) - передача друг другу определенных побуждений, установок или готовности к действиям в определенном направлении;
4) деятельностное общение (обмен действиями, операциями, умениями, навыками) совершенствует и обогащает собственную деятельность индивида;
5) когнитивное общение (обмен знаниями). Иллюстрацией когнитивного и деятельностного общения может служить общение, связанное с различными видами познавательной или учебной деятельности. Когнитивное общение выступает как фактор интеллектуального развития.
По целям общение делится наследующие виды:
1) биологическое (необходимое для поддержания, сохранения и развития организма). Биологическое общение связано с удовлетворением основных биологических потребностей;
2) социальное (преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов, установления и развития интерперсональных отношений, личностного роста индивида).
По средствам общение может быть:
1) непосредственное (осуществляемое с помощью естественных органов, данных живому существу, - рук, головы, туловища, голосовых связок и т.д.);
2) опосредствованное (связанное с использованием специальных средств и орудий);
З) прямое (предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг другом общающихся людей в самом акте общения);
4) косвенное (осуществляется через посредников, которыми могут выступать другие люди).