Виды вопросов и специфика их применения в опросных методиках
Правила составления опросных листов и анкет.
Анкета должна состоять из трех частей:
1)Вводная часть.Главная ее функция - возбудить желание отвечать на вопросы анкеты. Она чаще всего располагается на титульном листе. Вводная часть начинается с вступления), где указываются:
Данные организации, проводящих опрос. Цель и задачи исследования, а также теоретическое и практическое значение решения этих задач. Значимость роли респондента для решения этих задач. Гарантированность анонимности. Техника заполнения анкеты. Выражение благодарности, высказываемое авансом респонденту, которое побуждает его заполнить анкету.
Вводная часть не должна быть очень большой, должна быть ясной и понятной для любого респондента и, главное, должна мотивировать участие респондента в опросе. Хотя эта часть небольшая по объему, она очень важна по значению. От того, как она составлена, зависит и отношение к анкете респондента.
2)Основная часть.Эта часть самая важная. Первыми ставятся контактные вопросы. Их цель - заинтересовать респондента, облегчить процесс включения в проблему. Формулировка этих вопросов должна быть простой, а ответы на них - легкими. Благодаря постановке в начале анкеты более простых вопросов, которые потом постепенно усложняются, респондент подготавливается к наиболее важным ответам. Такой переход от простых к сложным вопросам носит название “правило воронки“. Его использование помогает опрашиваемым постепенно выработать некоторые навыки заполнения анкеты.
После контактных вопросов ставятся основные вопросы. Это самые важные и трудные вопросы. Ответы на них дают основную информацию по интересующей исследователя проблеме. Содержание этих вопросов будет соответствовать цели и задачам исследования. Для каждой отдельной задачи лучше разработать свой определенный блок вопросов. Вопросы одного блока могут следовать один за другим, а могут быть расположены между вопросами других блоков. Самый сложный блок вопросов необходимо располагать в середине содержательной части анкеты.
На последнем месте в этой части анкеты ставятся заключительные вопросы. Главная их функция - снять психологическое напряжение у респондентов, дать почувствовать, что сделана большая и нужная работа
3) "Паспортичка".В паспортичку включаются вопросы, раскрывающие следующее содержание: профессия, образование, социальное происхождение, семейной положение, пол, возраст. В зависимости от цели и задач проводимого исследования количество вопросов может быть уменьшено или увеличено.
В конце анкеты также желательно поблагодарить респондентов за участие в опросе. Это могут быть высказывания разного типа: "Благодарим за участие в исследовании", "Спасибо за помощь", Некоторые социологи перед тем, как закончить анкету, интересуются у респондентов, насколько своевременным, интересным и полезным был опрос. Например: "Насколько важным Вы считаете проведение данного опроса".
Виды вопросов и специфика их применения в опросных методиках.
Существует несколько классификаций вопросов в анкете.
1. Классификация по ФОРМЕ:
1) Закрытые вопросы. В анкете приводятся один или несколько вариантов возможных ответов. Для ответа на закрытый вопрос респонденту необходимо только или подчеркнуть выбранный вариант ответа, или обвести кружком соответствующий ему код
2) Полузакрытые вопросы. Дают возможность респонденту уклониться от выбора данных альтернатив, отмечая в конце списка ответов такие варианты: "Не помню", "Не думал", "Не могу ответить" или ответить по-своему в строке: "Что-то еще" или "Другие ответы", где для записи ответов оставлено место, две или три строки.
3) Открытые вопросы. Возможные варианты ответов не даются респонденту, он должен самостоятельно сформулировать и записать ответ.
Хорошая анкета обычно состоит из всех 3-х форм вопросов: закрытых, открытых и полузакрытых. Закрытые и открытые вопросы могут быть заданы в прямой или косвенной форме.
Прямой вопрос. Он позволяет получить прямую информацию от респондента, то есть когда вопрос и ответ совпадают по смыслу. Эти вопросы обычно формулируются в личной форме: "Нравится ли Вам ваша работа?".
Косвенный вопрос. Это вопрос, который дает возможность респонденту высказаться с позиции группы, коллектива. Информация получается не прямо, а посредством серии вопросов. Вместо вопроса о том, как респондент реагируют на имеющиеся негативные явления, рекомендуется спрашивать, как к подобным явлениям относится большинство людей или круг его знакомых
2.
|
дихотомические - «да-нет»; - альтернативные вопросы | поливариантные -вопросы-меню | шкальные вопросы (разновидность альтернативных вопросов) | вопросы- вопросы- диалоги иллюстрации |
1) Дихотомические вопросы. Это вопросы типа "да-нет”иальтернативные. Ответы в этих вопросах носят взаимоисключающий характер. "Да-нет". Этот вопрос является самым простым и известным. Используется в основном для получения данных о фактах и действиях. Это могут быть такие вопросы, как: "Есть ли у Вас машина?", "Подписываетесь ли Вы на газеты?". Альтернативный вопрос. Предпочтительнее чем вопрос "да-нет", так как формулировка более уравновешена, поэтому смещение ответов гораздо меньше, чем в предыдущем виде закрытых вопросов.. Ответы на эти вопросы носят взаимоисключающий характер. Н-р: Нельзя одновременно иметь 1-й и 4-й разряд маляра.
2) Поливариантные вопросы. Это вопросы типа "меню", поэтому их иногда называют вопросами-меню. Дается набор вариантов ответов, из которого респондент может выбрать несколько, в этом главное отличие от альтернативных вопросов. Вопрос-меню содержит перечень фактов, предметов, суждений.
Иногда респонденту предлагается проранжировать выбранные ответы, т.е. упорядочить их по степени привлекательности и значимости для него.
3) Шкальные вопрос. Эти вопросы содержат шкалу измерения признака вопроса. Это разновидность альтернативного вопроса. При ответе респонденту необходимо отметить интенсивность какого-либо явления или мнения. Шкальный вопрос может быть задан и в виде строчной разверстки При выборе шкалы необходимо учитывать следующее: она должна быть привычной для респондента и удобной для полного выражения его мнения.Шкальный вопрос может быть дан и в табличной форме. Тогда шкала измерений будет располагаться или построчно, или столбцами. Благодаря таким вопросам можно экономить место, так как фактически в одном вопросе задаются несколько. Таблицы удобны для исследователя, но неудобны для респондента. Надо стараться редко прибегать к ним.
4) Вопросы-диалоги. Это разновидность функциональных вопросов. Вопросы-диалоги состоят из противоположных высказываний воображаемых лиц. Респондент должен согласиться с одним из псевдособеседников. Хорошо в данном случае использовать рисунки, изображающие собеседников. Благодаря такой форме диалога абстрактное становится более наглядным.
5)Если при составлении вопроса использовался и рисунок, то это будетвопрос-иллюстрация. Такой вид вопроса позволяет лучше ввести респондента в ситуацию вопроса.
|
содержательные | функциональные |
функционально- психологические - контактные - буферные - вопросы-диалоги - вопросы-иллюстрации | вопросы фильтры | контрольные вопросы - вопрос-тест - вопрос-ловушка (трюковый вопрос) |
1) Содержательные - направлены на раскрытие содержания определенных явлений и их взаимосвязях.
2) Функциональные - главная их функция - упорядочение течения опроса.
2.1) Функционально-психологические вопросы ставятся для снятия напряжения, для перехода от одной темы к другой. Служат не столько для сбора сведений, сколько для обеспечения отношений между социологом и респондентом.
- Контактные вопросы. Эти вопросы, ставятся в начале анкеты. После прочтения первого или нескольких начальных вопросов, у респондента складывается первое впечатление о предстоящей работеПервый вопрос обязательно должен быть контактным, его цель установление контакта с респондентом
- Буферные вопросы.Главная их цель - смягчение взаимовлияния вопросов в анкете. Часто анкета включает одновременно несколько тематических блоков, и для плавного перехода от одной группы вопросов к другой желательно разграничивать их буферными вопросами. Если переход сделан неожиданно и резко, то это производит на респондентов неблагоприятное
-Вопросы-диалоги.Вопросы, как уже отмечалось раньше, могут быть заданы в виде высказываний двух или трех псевдособеседников, респонденту необходимо только согласиться с одним из них.
-Вопросы-иллюстрации.Вопросы-иллюстрации позволяют выполнить несколько психологических функций: позволяют переключить внимание опрашиваемых на новую тему, поясняют содержание задаваемых вопросов, а также за счет разнообразия техники заполнения помогают снять утомление.
2.2) Вопросы-фильтры.Вопросы фильтры используются, когда необходимо получить данные, которые будут характеризовать не всех респондентов, а только какую-то их часть. В этом случае задается вопрос-фильтр, который позволяет выделить и опросить необходимую часть всей совокупности опрашиваемых.
2.3) Контрольные вопросы.Контрольные вопросы направлены на проверку достоверности данных, дают возможность проверить устойчивость и непротиворечивость ответов респондентов.
-Вопрос-тест используют обычно при определении информированности.
- Вопрос-ловушка (трюковой вопрос) - Разновидность теста. Он строится так, что респонденту умышленно предлагается ответить о несуществующем. Например, просят оценить несуществующее произведение несуществующего автора. Эти вопросы широко используются при проверке профессиональной компетентности. Также они помогают определить, можно ли и насколько доверять респонденту.
|
вопросы о фактах | вопросы о знаниях | вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях, мотивах и т.д.) |
1) Вопросы о фактах.Главная цель этих вопросов - сбор сведений о фактах объективной действительности, которые можно реально наблюдать и измерять. К этой группе относятся и вопросы "паспортички".
2) Вопросы о знаниях.С помощью этих вопросов определяется степень информированности респондентов о тех или иных событиях, отношениях.
3) Вопросы о внутренних состояниях (мнениях, отношениях и т.д.).Эти вопросы помогают получить от респондентов сведения об их мнениях, отношениях, интересах, мотивах, стремлениях, а также об оценках других людей и самих себя. Эта группа вопросов является наиболее трудной для респондентов, а достоверность ответов на них самой низкой.