Лидерство и стиль руководства
Лидерство – это тип управленческого взаимодействия (между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей. Выделяют следующие типы лидерства:
Формальное лидерство – процесс влияния на людей с позиций занимаемой должности.
Неформальное лидерство – процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям.
Каждому руководителю соответствует свой стиль руководства.
Стиль руководства– характерные черты поведения, приемов, действий, используемых руководителем в процессе управления.
Существуют различные подходы к лидерству:
1. Подход к лидерству с позиции личных качеств -предполагает, что только наличие определенных черт у человека может превратить его в эффективного лидера. В 1948 г. Ральф Строгдилл в комплексном исследовании пришел к выводу, что в основном пять качеств характеризуют лидера:
· ум и интеллектуальные способности;
· господство и преобладание над другими;
· уверенность в себе;
· активность и энергичность;
· знание дела.
Изучение лидерских качеств руководителя было продолжено. Наиболее интересный результат был получен Уорреном Беннисом. Он изучил деятельность 90 успешных лидеров и выделил 4 группы лидерских качеств: управление вниманием; управление значением; управление доверие; управление собой.
2. Поведенческий подход к лидерству. Акцент в исследованиях сдвинулся от поиска ответа на вопрос, кто является лидером, к ответу на вопрос, что и как лидеры делают. Наиболее известными концепциями данного типа являются следующие:
три стиля руководств К.Левина ;
исследования Университета штата Огайо;
исследования Мичиганского университета;
системы управления (Р. Лайкерта);
управленческая сетка (решетка) Р.Блейка и Дж.Мутона;
Рассмотрим более подробно стили руководства наиболее часто используемые современными руководителями, а именно три стиля руководства К.Левина,. Он определил три лидерских стиля: авторитарный, демократический и либеральный .
Авторитарный стиль руководства:жесткая требовательность; важен только результат; мотивация, основанная на беспрекословном подчинении; подчиненные не привлекаются к управлению. Авторитарный стиль применим в группе с неразвитыми материальными и высшими потребностями, а также в экстремальных ситуациях.
Демократический стиль: требовательность в сочетании с доверием; важны результаты и способы достижения; мотивация, основанная на использовании материальных и социально-психологических потребностей; подчиненные активно и по существу привлекаются к управлению. Демократический стиль применяется при условии заинтересованности работников в получении результатов, инициативности и ответственности. Однако реализация демократического стиля возможна при высоких интеллектуальных, организаторских, коммуникативных способностях руководителя.
Либеральный стиль:результаты не важны; мотивация практически отсутствует; создается вид, что подчиненные участвуют в управлении; низкая требовательность. Область применения либерального стиля: высокоразвитые в квалификационно-интелектуальном и организационно-культурном отношениях коллективе с высокой степенью разделения труда практически одинаковой сложности. Это научно-исследовательские, опытно-конструкторские центры и лаборатории, союзы художников. В этих случаях роль руководителя сводится к координации действий подчиненных, в недопущении узких мест или отставания в темпе выполнения работ.
3.Ситуационный подход к лидерству. Главной идеей ситуационного подхода было предположение, что лидерское поведение должно быть разным в различных ситуациях. Ситуационный подход к изучению лидерства исследует взаимодействие различных ситуационных переменных для того, чтобы обнаружить причинно-следственную связь в отношениях лидерства, позволяющую предсказать возможное поведение лидера и последствия этого поведения. Основные подходы к ситуационному лидерству:
1. Модель ситуационного лидерства Ф.Фидлера;
2. Модель ситуационного лидерства П. Херси и К. Бланшара;
3. Модель «путь — цель» Т. Митчела и Р. Хауса;
4. Ситуационная модель принятия решения Врума — Йеттона — Яго.
Лидерство предполагает использование власти.
Власть — это двусторонние отношения между лидером и подчиненными и между лидером и его начальником.
Власть–реальная возможность влиять на поведение подчиненных в организации, основанная на имеющихся ресурсах Власть выражается в самых разнообразных формах.
1. Власть, основанная на принуждении. Это воздействие с помощью страха, когда угрожают фундаментальной потребности человеку – жизни или защищенности. Хотя принуждение и может привести к временному смирению подчиненного, оно производит нежелательные побочные эффекты – скованность, страх, месть и отчуждение, нежелание эффективно работать. Это, в свою очередь, может вызвать более низкую производительность труда, неудовлетворенность работой и большую текучесть кадров.
2. Власть, основанная на вознаграждении, оказывает влияние через положительное воздействие на подчиненного с целью добиться от него желаемого поведения. Исполнитель не сопротивляется этому влиянию, потому что он в обмен на выполнение того, чего хочет руководитель, ждет получения вознаграждения в той или иной форме: денежной, в виде уступок, одолжений и др.
3. Законная, или традиционная, власть. В этом случае исполнитель осознанно верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг – подчиняться им. Тем самым оказывается влияние через традиции. Последнее особенно важно для формальных организаций. Эффективное функционирование организаций прямо зависит от готовности подчиненных по традиции признавать авторитет – законную власть – руководства. В системе, где традиции сильны, исполнитель может переложить ответственность за непринятые действия и решения на руководителя этой системы. Однако власть на традиции – это малоподвижная и консервативная форма формального лидерства.
4. Власть примера, или эталонная, построена не на логике, а на харизматических качествах руководителя – лидера. Власть примера, или харизматическое влияние, определяется отождествлением исполнителя с лидером или подражание нему. По некоторым мнениям, существуют общие характеристики харизматических личностей: высокая энергетика; внушительная внешность; независимость характера; риторические способности; восхищение своей личностью; достойная и уверенная манера держаться.
5. Экспертная власть основана на интеллектуальных и профессиональных возможностях руководителя, которые формируют веру исполнителей в его преимущества.